С приходом тепла наступил очередной сезон наших ставших уже традицией редакционных автопутешествий. Очевидно, что машину к дальним поездкам необходимо серьезно готовить, чем мы и занялись, прибегнув к помощи профессионалов СТО TRD Almaty. В текущем и ближайших выпусках журнала мы расскажем о том, какие запчасти выбрали для редакционного VW Touareg и на какие моменты при их установке следует обратить особое внимание.
Поездки, предпринятые в прошлом году по заданию редакции, проходили по дорогам самого разного типа и качества. За летний сезон мы намотали без малого 20 000 километров! Основная нагрузка при этом легла на подвеску автомобиля, от которой, как известно, в немалой степени зависят безопасность и комфорт пассажиров. Поэтому обнаруженный во время диагностики износ резино-металлических деталей подвески не стал для нас неожиданностью.
Делаем правильный выбор
Выбор комплекта деталей и расходных материалов для обслуживания автомобиля от SWAG, входящего в семью брендов компании bilstein group, был сделан по нескольким соображениям. Swag – это детали оригинального качества по доступной цене. Они обеспечиваются трехлетней гарантией производителя с даты установки и без ограничения по пробегу. Кроме того, производитель значительно упростил поиск деталей, запустив фирменный сервис partsfinder.bilsteingroup.com, где подбор осуществляется как по марке и модели автомобиля с привязкой к году выпуска, так и по артикулу детали или VIN-коду конкретного автомобиля. Техническая информация в электронной базе сопровождается схемами и фотографиями. Ну и наконец, делая выбор в пользу febi, SWAG и Blue Print, мы были уверены, что не столкнемся с подделкой, так как приобретали запчасти и проводили их установку на автосервисе, работающем по фирменной концепции Febi Expert, которая гарантирует помимо оригинальных запчастей наличие специального инструмента и необходимую квалификацию мастеров.
По результатам сравнительного анализа предложений на рынке и изучения многочисленных тематических форумов было принято решение менять рычаги и тяги подвески в сборе. Это решение было продиктовано сразу несколькими причинами. Во-первых, так исключается вероятность ошибки в подборе отдельных запчастей и гарантированно продлевается ресурс узла, ведь установленные детали и взаимодействующие компоненты устанавливаются новыми. Во-вторых, значительно сокращаются временные затраты на проведение замены, а значит, и стоимость работ. В-третьих, демонтаж и монтаж при комплексной замене осуществляется быстрее и увереннее, ведь мастеру не придется, например, выпрессовывать старые сайлент-блоки и втулки, рискуя повредить посадочные места. Дело осложняется еще и тем, что в арсенале СТО не всегда есть специальные съемники, которые могут отличаться в зависимости от конфигурации подвески конкретной модели автомобиля.
Желающие сэкономить на обслуживании подвески, те, кто решается менять ее отдельные компоненты, могут оказаться в проигрыше – как в плане финансов, так и в плане практичности. С рычагами и тягами все более или менее понятно: если в случае их повреждения (удара) геометрия подвески нарушилась, их следует менять на новые, не пытаясь выпрямить, так как при нагревании свойства металла неизбежно поменяются. В последующем в результате очередного воздействия прогретый рычаг или тяга могут обломиться, что на скорости может привести к серьезной аварии. С заменой втулок и сайлент-блоков не все так просто. Нет, конечно же, «приколхозить» их могут практически на любой СТО, грамотные же сервисные станции за такую работу берутся неохотно, и вот почему. Не всегда ремкомплекты поставляет одна компания-производитель, а значит, на этапе подбора может возникнуть разночтение параметров, что часто приводит к зависанию автомобиля на подъемнике в ожидании доставки новой детали. В условиях полной загрузки СТО это значительная потеря денег. Кроме того, выпрессовывание и последующая установка новой детали сопряжены с определенными рисками, которые ложатся также на сотрудников СТО. И наконец, когда речь заходит об автомобиле с приличным пробегом, все крепления, как правило, намертво скованы коррозией, а это означает увеличение времени, дополнительные усилия и риски, которые зачастую невозможно конвертировать в финансовый эквивалент. Именно поэтому профессионалы советуют менять компоненты многорычажной подвески в сборе, отдавая предпочтение деталям от хорошо зарекомендовавших себя брендов или оригинальным запчастям.
Почему меняем
Выход из строя резиновых деталей компонентов подвески обусловлен естественными условиями эксплуатации. К ним относятся высокие динамические нагрузки на сжатие и растяжение, повышенная или пониженная температура, реагенты, которыми обрабатывают дороги в зимнее время. То есть даже при спокойной манере вождения по хорошей дороге детали со временем неизбежно выходят из строя – появляются люфты во втулках и уплотнениях, образуются избыточные зазоры.
При проектировании деталей подвески допустимые и возможные нагрузки рассчитываются инженерами точнейшим образом по множеству параметров. Допуски отвечают жестким стандартам требований безопасности, выдвигаемых производителями автомобилей.
Эластокинематические свойства резино-металлических деталей наиболее ярко проявляются при разгоне или торможении автомобиля: сайлент-блоки деформируются и подвеска меняет свою конфигурацию. Резиновые втулки в подвеске со временем рассыхаются и теряют эластичность. Процесс разрушения ускоряется жесткими условиями эксплуатации, к которым можно отнести езду по бездорожью и спортивную манеру вождения. Неисправность или износ проявляются прежде всего стуком, скрежетом, вибрацией, не характерной для конкретной модели автомобиля. Машина может «козлить», то есть подскакивать на мелких неровностях, иметь излишнюю боковую раскачку при езде по плохим дорогам. Уровень комфорта в такой ситуации значительно снижается. Кроме того, выход из строя компонентов подвески сказывается и на управляемости. Резиновый блок, в котором образуется повреждение, позволяет рычагу свободно принимать крайние положения, поэтому ни о каком стабильном рулевом управлении и безопасности в этом случае говорить не приходится. Исправный сайлент-блок организовывает гораздо более вариабельную амплитуду движения рычага и эффективнее гасит вибрации. Если не устранить неисправность вовремя, то повышенному износу подвергнутся и смежные компоненты подвески, а неправильная геометрия при этом может привести к неравномерному износу шин и снижению эффективности торможения. В некоторых современных автомобилях износ резино-металлических компонентов подвески может повлиять и на работоспособность систем безопасности и различных ассистентов.
bilstein group – компания с репутацией Головной офис компании расположен в городе Эннепетале на западе Германии. История фирмы насчитывает 178 лет, компания была основана Фердинандом Бильштайном в 1844 году. Поначалу фирма производила детали для различных транспортных средств того времени: телег, пассажирских конных экипажей и карет. Компания производила металлические ступицы, направляющие, оси, болты и много других продуктов металлообработки. На сегодняшний день bilstein group является современнейшим высокотехнологичным производством, продукция которого под различными торговыми наименованиями поставляется во все страны мира. Казахстанскому потребителю наиболее известны три бренда компании – febi, SWAG и Blue Print.
Диагностика
Состояние и работоспособность узла диагностируются методом визуального осмотра и тестирования на подвижность соединений. Иногда следует проводить динамический тест подвески. Мастер должен обратить внимание на геометрию подвески, на люфты в соединениях и на износ протектора шин. Если при осмотре подвески обнаруживается, что углы установки колес имеют разную величину справа и слева, то мастер должен понимать: это свидетельствует о повреждении рычага, поворотного кулака, резинометаллики либо стойки амортизатора.
В отдельных случаях осмотр производится под нагрузкой. Если обнаруживается выход из строя отдельных демпфирующих компонентов, следует далее проводить диагностику всей подвески, так как возможен выход из строя смежных деталей и узлов – например, может плохо работать амортизатор или получить повреждения пружина.
Так как замену на нашем автомобиле мы производили комплексно, используя комплекты от SWAG, мастер был избавлен от подробного рассмотрения состояния отдельных узлов подвески – замена рычагов в сборе существенно сократила время работ.
На что обращаем особое внимание
Если все же меняются компоненты, а не узел в сборе, лучше приобретать их от одного производителя – так вы убережете себя от установки деталей с разной по жесткости резиной. Некоторые производители выпускают сайлент-блоки усиленной конструкции, и они действительно служат дольше, но зато с ними быстрее выходят из строя шаровые опоры или рулевые наконечники. Наиболее же нелепо выглядит ситуация, когда в передней подвеске с одной стороны автомобиля работает старый оригинальный сайлент-блок, а с другой – усиленный новый. Менять детали следует исключительно попарно на одной оси.
Конечно же, к демонтажу старых запчастей следует приступать, лишь убедившись в наличии новой запчасти, в правильности ее подбора. Разбор узла и снятие компонентов всегда следует проводить с использованием специального инструмента. При снятии резино-металлических компонентов рычагов, стоек, стабилизатора рекомендуется не разрезать втулки, не деформировать снимаемые запчасти, воздействуя ударными инструментами, а выпрессовывать их, минимизируя воздействие на посадочное место. При демонтаже шаровой опоры, особенно установленной в алюминиевом рычаге, нельзя применять зубило или монтировку, следует пользоваться съемником. Прогревать посадочные места сайлент-блоков также не рекомендуется, так как сплавы, из которых изготавливаются некоторые детали, не допускают прокаливания.
При установке компонентов следует соблюдать монтажное положение детали, проверять правильность установки по меткам, если таковые предусмотрены. Осуществляя запрессовку муфт, втулок и уплотнений, необходимо применять специальный инструмент и оборудование. Не используйте масло при установке резиновых втулок, так как оно разрушает резину. В процессе запрессовки допускается использование только специальной смазки, предписанной производителем деталей. В крайнем случае можно применить мыльный раствор. Для запрессовки пластиковых сайлент-блоков существуют специальные смазки. Блок же в металлической обойме запрессовывается насухую по предварительно очищенной поверхности.
Многие сайлент-блоки несимметричны, поэтому механику, осуществляющему монтаж, нужно обращать внимание на метки на рычаге и сайлент-блоке, а в случае затруднений или сомнений прибегать к помощи инструкции. Меняя сайлент-блоки в алюминиевых рычагах, нужно помнить, что при каждой выпрессовке и запрессовке детали посадочное место становится больше. Профессионалы не рекомендуют делать подобную замену более двух раз.
Окончательную затяжку крепежных болтов на тягах, опорах или амортизационных стойках следует проводить только в рабочем положении машины – под естественной нагрузкой. В противном случае при снятии автомобиля с подъемника в резино-металлических деталях подвески возникнет чрезмерное напряжение, это приведет к преждевременному их износу. В завершение работ мастер должен провести обязательную процедуру регулировки геометрии колес. Зачастую ее совмещают с окончательной протяжкой установленных деталей подвески.
Текст и фотоматериал редакции