Себастьян Феттель
Всего семь лет назад мало кто знал имя Себастьяна Феттеля даже в кругах автоспорта, а уже сегодня его смело можно включать в список великих гонщиков всех времен и народов.
История Феттеля мало чем отличается от истории многих гонщиков Формулы-1, добившихся успеха. В отличие от Росберга, ему не посчастливилось родиться на лазурном берегу Франции в семье чемпиона Формулы-1, что почти наверняка обеспечило бы уверенное вхождение в элитарные клубы автоспорта, ему пришлось начинать самому и с самых азов. Но уже в восемь лет Феттель стал обладателем нескольких чемпионских титулов в соревнованиях по картингу. После этого были младшие формульные серии и уверенная победа в чемпионате Формулы BMW в 2003 году. С тех пор баварский концерн взял под свое крыло молодого немца, и вскоре он стал тест-пилотом BMW Sauber.
Вне Формулы-1 дела шли не столь успешно. Себастьян не смог завоевать титул ни в Евросерии Формулы-3, ни в Мировой серии Рено, хотя всегда подбирался близко к лидерам. И когда казалось, что карьера забуксовала, в BMW Sauber последовало повышение. Команда расторгла контракт с тогдашним пилотом Жаком Вильневом. Его место занял Роберт Кубица, а Феттелю досталась роль третьего пилота. Это дало ему возможность принимать участие в пятничных тренировках. И на гран-при Турции в 2006 году он стал самым юным пилотом гран-при за всю историю.
Первый рекорд в начинающейся карьере был поставлен. Стоит отметить, что в той практике Себастьян Феттель показал лучший результат, опередив даже Шумахера и Алонсо, сражавшихся за титул. Через пару месяцев Феттель повторил то же в Монце, на гран-при Италии. Контракт тест-пилота был продлен.
Затем настал 2007 год, гран-при Канады и памятная всем болельщикам Формулы-1 авария Роберта Кубицы, в которой поляк чудом избежал серьезных травм. Тем не менее врачи не разрешили Роберту выйти на старт гран-при США – он следовал через неделю после канадской гонки. Настал час Феттеля. Квалифицировавшись седьмым, он стал самым молодым пилотом, когда-либо выходившим на старт, а спустя полтора часа – самым молодым гонщиком, когда-либо набиравшим очки. На Феттеля стали обращать внимание в паддоке.
Как известно, на чужом несчастье своего счастья не построишь. Однако к Феттелю это не совсем применимо, ведь именно авария Кубицы привела его за руль.
В то же самое время в Toro Rosso разгорелся конфликт между гонщиком Скотом Спидом и руководителем команды Францем Тостом. Поговаривают, что во время очередного выяснения отношений после гран-при Европы 2007 года дело дошло до рукоприкладства, хотя официально эта информация опровергалась. Как бы то ни было, но для американца тот гран-при стал последним в составе команды, а влиятельный советник руководителя Red Bull Хельмут Марко настоял на том, чтобы именно Феттель занял место американца в Toro Rosso.
Себастьян доктора Марко не подвел, хотя ему и понадобилось несколько гонок для настройки на боевой режим. На предпоследней дождевой гонке в Китае он финишировал четвертым – небывалый результат для Toro Rosso. Контракт был продлен еще на год.
В 2008 году пришла стабильность. И хотя Себастьян смог впервые финишировать лишь в пятом гран-при сезона, после он стал набирать очки весьма стабильно. А чуть позже пришел черед гран-при Италии.
Тогда в субботу в Монце лил дождь, и в меняющихся условиях было трудно сориентироваться даже претендентам на титул – Массе и Хэмильтону. Оба остались далеко позади, а первый поул в своей карьере завоевал Феттель, став самым молодым обладателем поул-позиции. На следующий день погодные условия ничуть не улучшились, а результаты Себастьяна не собирались ухудшаться. Весьма уверенно проведя гонку, он завоевал первую в карьере победу, став самым молодым победителем гран-при. Во многом благодаря результатам немца Toro Rosso в том году заняла более высокую позицию в Кубке Конструкторов, чем главная команда – Red Bull. И это о многом говорило. Публика полюбила Себастьяна. Он стал неким борцом, бросившим вызов многолетней гегемонии Ferrari и McLaren. Вместе с любовью болельщиков Феттель получил повышение. 2009 год он начал за рулем Red Bull.
Себастьян оказался в нужном месте и в нужное время. Еще за несколько лет до этого Red Bull переманил к себе из McLaren гениального конструктора Эдриана Ньюи. Чтобы не быть голословными, стоит сказать, что все титулы в период с 1992 по 2004 год выигрывались либо Михаэлем Шумахером, либо гонщиком, выступавшим на болиде, построенном Ньюи. Процесс превращения Red Bull в чемпионскую команду проходил не быстро. К тому моменту, когда в нее пришел Феттель, команда из Милтон-Кинса славилась зажигательными вечеринками, веселым отношением к жизни. Но перемены в регламенте, пришедшие в 2009 году, давали шанс выстрелить, особенно тем, кто умел строить по-настоящему быстрые болиды. И Red Bull была в их числе.
Однако некоторые оказались еще более успешными. Бывшая Honda, тогда именуемая Brawn GP, отсрочила триумфальное шествие Red Bull. Как Феттель ни старался, но его болид без двойного диффузора не мог противостоять творению Росса Брауна. Из первых семи гонок Феттель выиграл лишь одну. Все остальные достались Дженсону Баттону. И хотя после этого Red Bull серьезно прибавили, до конца чемпионата Феттелю не удалось настичь Баттона. Дженсон стал чемпионом. Титул уплыл от Феттеля, но чемпионские амбиции все еще молодого немца никуда не делись.
В 2010 году скорость Red Bull оставалась на уровне. Да и тотального преимущества ни у одной команды больше не было. Это давало Феттелю новый шанс. Но появились и новые трудности. В Ferrari пришел голодный до побед Алонсо, да и McLaren были очень сильны. Но главной опасностью стал напарник. Уэббер выступал в австрийской команде задолго до Феттеля и не собирался упускать шанс стать чемпионом мира. Феттеля это не устраивало – он хотел быть лидером. Это соперничество достигло апогея в Турции, когда между напарниками во время борьбы за лидерство произошел контакт, в результате которого один сошел, а другой финишировал лишь третьим. Отношения напарников испортились. Команда в заявлениях для прессы всячески пыталась доказать, что все в порядке, но было ясно, что конфликт есть.
Тем временем сезон 2010 продолжался, и лидеры чемпионата менялись с завидной регулярностью. На вершине турнирной таблицы побывали Алонсо, Уэббер, Хэмильтон, Баттон. Лишь Феттелю попасть туда никак не удавалось. Приехав на последний этап сезона, Феттель явно был не в лучшем расположении духа. Алонсо лидировал в чемпионате и готовился взять третий титул. Уэббер занимал второе место. Но зато немцу было нечего терять. В гонке Уэббер и Алонсо увлеклись борьбой между собой. Команды ориентировались лишь на этих двух пилотов. Феттель же делал свое дело, уверенно лидируя в гонке. А ближе к финишу стало понятно, что очков, набираемых двумя главными претендентами, недостаточно. Феттель впервые вышел в лидеры чемпионата, и именно тогда, когда нужно. В 2010 году он стал самым молодым чемпионом мира в истории.
В 2011 в Red Bull придумали новую «фишку» – выдувной диффузор. Суть этого изобретения – тема отдельной статьи. Стоит, однако, отметить, что, во многом благодаря этой технологии, Феттель победил в шести из восьми первых гонок сезона. Новое техническое решение оказалось весьма спорным, и его легитимность в течение долгих месяцев вызывала немало споров. В FIA даже хотели его запретить по ходу сезона, но под давлением команд отложили санкции до 2012 года. Что до 2011, то Феттель продолжал доминировать. Однако не стоит считать, что он стал самым молодым двукратным чемпионом в истории лишь благодаря болиду. В качестве доказательства достаточно привести тот факт, что в 2011 году Феттель выиграл одиннадцать гонок, а его напарник Уэббер лишь одну.
В 2012 году былое доминирование Red Bull ослабело. Тот сезон вообще отметился невероятно высоким уровнем конкурентной борьбы. Первые восемь гонок выиграли восемь разных пилотов, был среди них и Феттель. Но затем череда неудач отбросила Себастьяна назад. К концу летнего перерыва спортсмен уступал своему главному сопернику Алонсо около 40 очков. Но и с этим он смог справиться. Четыре новые победы позволили ему вернуться в чемпионскую гонку. А гран-при Бразилии, куда он приехал лидером, стал сезоном 2012 в миниатюре. На первом круге Феттеля развернуло, и он откатился на последнее место, но по ходу гонки смог прорваться вперед и набрать достаточное количество очков, чтобы стать самым молодым трехкратным чемпионом.
Как известно, гонщиков начинают любить после их первой победы и недолюбливать, когда эти победы становятся закономерностью. Так и произошло в 2013. Победы Феттеля к тому времени стали уже закономерными, вдобавок к этому болид 2013 года вновь оказался на голову выше, чем у соперников, и простое недолюбливание переросло в настоящее отторжение. Немало этому поспособствовали и события гран-при Малайзии 2013, где Феттель, вопреки приказу команды, опередил Уэббера в борьбе за победу. События того дня тоже выходят за рамки нашего рассказа, стоит лишь напомнить, что после этого команда перестала притворяться, что отношения между напарниками в норме.
Популярность же Феттеля падала. Хотя, стоит признать, что не из-за личных качеств Себастьяна, а из-за потерянных надежд других пилотов на победы. Несколько раз Феттеля даже освистывали на подиуме. Тем не менее за четыре гонки до конца чемпионата Феттель оформил четвертый титул подряд заодно с очередным рекордом по возрасту: он стал первым гонщиком в Формуле-1, который выиграл девять гонок подряд.
Что особенно радует его поклонников и не огорчает всех остальных, так это то, что Себастьяну всего 26 лет и его лучшие годы еще впереди. И ведь есть к чему стремиться – пять титулов Фанхио и семь Шумахера еще не покорены.
В 2014 год Себастьян войдет самым молодым действующим четырехкратным чемпионом мира. И теперь вызов ему бросит его новый напарник – Даниэль Риккардо. А семейная жизнь тем временем заставит привыкнуть к новому статусу: в 2014 Себастьян и его подруга Ханна ждут ребенка.
Себастьян Ожье
Пока Себастьян Феттель в Формуле-1 коллекционировал победы и титулы, в WRC его французский тезка Ожье пробирался через тернии к звездам.
Карьера Ожье началась в довольно зрелом возрасте, что отличает его от многих формульных гонщиков. В детстве юному Ожье больше по душе были горные лыжи. Порой дело даже доходило до серьезных соревнований. Но, к счастью для мирового автоспорта, Себастьян, хоть и поздно, но все же ступил на дорожку ралли, приведшую его к успеху. Если Феттель гонял на первых картах почти с младенчества, то Ожье впервые принял участие в серьезных соревнованиях лишь в 22 года. В 2007 году он выиграл гонку в кубке Peugeot 206. После этого на него обратили внимание представители Citroen. А в ралли это значит очень многое. В ту пору французская команда уже доминировала на раллийных дорожках всего мира во главе с Себастьяном Лебом и мечтой любого гонщика было именно место в составе «двойных шевронов».
Начался «ситроеновский» период карьеры Себастьяна. При поддержке своих земляков он прошел через JWRC, и в 2009 участвовал в основном зачете чемпионата мира по ралли. Правда, только в дочерней команде французского концерна – Citro?n Junior Team, но даже там смог проявить себя в полной мере. В том же году он заработал первый подиум для молодежной команды Citroen. В 2010 Себастьян остался в младшей команде, но результаты француза неизменно улучшались. Несмотря на отсутствие заводской поддержки, он регулярно поднимался на подиум, а ближе к концу чемпионата вовсе вышел на второе место в личном зачете, уступив лишь доминировавшему Лебу.
Руководство Citroen настолько впечатлили успехи француза, что, не дожидаясь начала нового сезона, оно усадило его за руль основного автомобиля. И первую же свою гонку в качестве напарника Леба Ожье выиграл. И хотя на двух последних этапах он подрастерял очки, все же смог закончить сезон на четвертом месте.
Чемпионат 2011 года обещал Ожье новые успехи. Правда, не обошлось без трудностей. В том году Себастьян еще прибавил очков и по итогам сезона завоевал одинаковое количество побед с Лебом, который стал тогда восьмикратным чемпионом. Но Ожье не собирался исполнять при Лебе роль второго пилота, его устремления были гораздо серьезнее – налицо конфликт интересов. Но если Ожье только на трассе доказывал свое право на победу, то Леб не гнушался и политическими играми. И когда под конец 2011 года стало ясно, что Ожье может быть серьезной угрозой на пути к завоеванию очередного титула, Леб поставил руководству команды условие: если Ожье не уйдет, то сам он в 2012 перейдет в Ford. Насколько достоверна эта история, пожалуй, знают лишь ее участники. Но как бы то ни было, а в 2012 напарником Леба стал Микко Хирвонен.
Ожье остался ни с чем и решил сделать ставку на перспективу. В то время команда Volkswagen подыскивала пилотов для своей заводской команды к предстоящему сезону 2013 года. Правда, согласившемуся на их условия кандидату пришлось бы весь 2012 год провести за рулем Skoda Fabia в классе S2000 и тестировать готовившийся к дебюту Volkswagen Polo R WRC. Ожье согласился и в 2012 вышел на старт в младшем классе мирового первенства по ралли. Максимум, за что мог Себастьян побороться в том году, это попадание в очковую зону. Но, похоже, для этого случая в полной мере подходит утверждение Ницше: «Тот, кто ответил себе на вопрос “Зачем жить?“, сможет стерпеть практически любой ответ на вопрос “Как жить?”». Себастьян знал, зачем он приносит в жертву 2012 год.
2013 год ознаменовался не только дебютом заводской команды Volkswagen, но и уходом Себастьяна Леба из чемпионата. И хотя француз все же стартовал в четырех гонках, этого было достаточно, чтобы у Volkswagen и Ожье не осталось ни одного реального соперника. Его результаты напоминали лучшие годы для Леба и Шумахера: из 13 прошедших гонок Себастьян Леб выиграл 9 и досрочно завоевал чемпионский титул. Причем произошло это во время домашнего для Себастьяна этапа – на ралли во Франции. Город Эльзас, родина Себастьяна Леба, в этот раз приветствовал нового героя.
На смену одному Себастьяну пришел другой. И есть немало оснований полагать, что пришел он надолго. Ситуация в раллийном первенстве такова, что на горизонте не видно гонщиков и команд, способных бросить серьезный вызов французско-немецкому дуэту. А значит, эпоха Себастьянов на вершине мирового автоспорта продолжается.