Ровно четверть века назад, 11 июня 1991 года, состоялась премьера Volvo 850. В судьбе шведской марки этот автомобиль сыграл едва ли не самую значительную роль, став поворотной точкой, разделившей историю Volvo на «до» и «после».
К тому моменту фирма Volvo имела устойчивую репутацию производителя надежных комфортабельных машин с высочайшим уровнем безопасности и заботы об экологии. Но побочным эффектом было то, что машины Volvo воспринимались многими как антиподы «драйверских» автомобилей. Шведы не хотели мириться со столь однобоким взглядом на свою продукцию, поэтому в линейке Volvo регулярно появлялись мощные моторы. Эта марка одной из первых в мире стала применять турбонаддув. Машины Volvo не без успеха участвовали в гонках. Однако эффективность этих мер оказывалась недостаточной. Нужна была полностью новая модель, в которой традиционные ценности Volvo были бы в нужной пропорции сбалансированы с динамикой и управляемостью более высокого уровня.
К решению данной задачи шведы подошли со скандинавской основательностью. Проект стартовал аж в 1978 году. Когда ключевые решения были утверждены, произошло разделение проекта на две части. В результате голландским отделением компании была подготовлена 400-я серия, а шведским – модель 850.
Автомобиль, представленный в июне 1991-го, содержал множество инноваций, главными из которых были передний привод с расположенным поперечно 5-цилиндровым мотором; задняя полузависимая подвеска Delta-link с эффектом подруливания; система защиты от бокового удара (SIPS) и автоматическая регулировка натяжения ремней безопасности.
Внешне Volvo 850 имел намного больше общего с другими членами модельного ряда. Это была последняя разработка заслуженного дизайнера Яна Вильсгорда. И он сумел, сохранив основную тему, заставить новую модель выглядеть более динамично.
На момент премьеры существовала единственная модификация GLT, чей двигатель имел по 4 клапана на цилиндр. Благодаря этому с 2,45 л удалось снять 170 л. с., и довольно крупный и тяжелый автомобиль достигал 216 км/ч.
Публика оказалась готовой к трансформации имиджа Volvo, и число доступных на рынке вариантов 850-й модели стало расти. Сначала появилась менее мощная версия – GLE (140 л. с.). Затем пришел черед универсала. Здесь перед дизайнерами встала еще более трудная задача, так как универсал, по определению, куда менее спортивный кузов, нежели седан, а традиционный универсал Volvo – и подавно. Но и в этом случае стилисты прекрасно справились. Все решил, по сути, один-единственный элемент – задние фонари. Для 850-го они были сделаны во всю высоту задних стоек – от бампера до самой крыши. Универсал Volvo 850 завоевал ряд престижных дизайнерских наград, а его удачное решение со светотехникой получило широкое распространение в автомире.
В 1994 году в Женеве Volvo выставил абсолютно новую модификацию 850 – T-5R. Ярко-желтый автомобиль с броскими спойлерами, 17-дюймовыми дисками колес и 4-гранным наконечником выхлопной трубы, будто магнитом, притягивал посетителей салона. А подойдя ближе, они узнавали, что машина оснащена турбированным двигателем мощностью 240 л. с. Когда вся партия в 2500 машин была раскуплена, компания Volvo выпустила столько же черных, а потом еще 2500 зеленых T-5R, и только тогда спрос был удовлетворен.
Не забывали шведы и о совершенствовании системы безопасности. В 1995-м Volvo 850 получил первые в мире боковые подушки.
Еще одним важнейшим новшеством стала первая в истории легковых Volvo полноприводная трансмиссия, которой 850-е начали оснащать в 96-м. Распределение крутящего момента между осями осуществлялось через вискомуфту. В нормальных условиях ведущими являются передние колеса, получающие 95% тяги. Если передние колеса буксуют, вискомуфта начинает перераспределение момента в пользу задних – вплоть до зеркального по отношению к изначальному. При необходимости срабатывает задний межколесный самоблокирующийся дифференциал, а роль передней блокировки выполняет противобуксовочная система TRACS.
Полноприводная версия 850-й модели стала прародителем нынешней серии Volvo XC.
Формально производство Volvo 850 завершилось в 1997 году. Но пришедшая на смену пара моделей S70 (седан) и V70 (универсал) представляла собой немногим более чем умеренный рестайлинг исходной машины. Поэтому по факту Volvo 850 выпускался еще три года. Окончательно производство остановили на впечатляющей отметке –1 360 522 экземпляра.
Текст: Серик Туленов.
Фотоматериал Volvo.