Проблемы, связанные с мировым экологическим и нефтяным кризисом, подтолкнули развитые страны в сторону разработки энергосберегающих технологий. Не осталась в стороне и автомобильная промышленность, совершившая значительный рывок в направлении снижения расхода топлива и, как следствие, улучшения экологии.
Автомобили сегодняшнего дня характеризуются большей экономичностью по сравнению с предшественниками, но вопрос экономии топлива по-прежнему остается актуальным для владельцев как новых, так и подержанных машин, и во многом, как и прежде, экономия топлива зависит о манеры вождения, технической исправности автомобиля и многих других зависящих от автовладельца факторов. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
ФАКТОРЫ
Снизить расход топлива вполне реально, даже без использования хитроумных методов. Подмечено, что при управлении разными водителями одним и тем же автомобилем расход топлива оказывается различным. Говоря другими словами, он напрямую зависит от мастерства водителя, условий эксплуатации и состояния машины, качества используемого масла и самого горючего.
Установлено, что чем больше резких разгонов и торможений в движении автомобиля, тем больше расход горючего. То есть экономии способствует равномерная спокойная езда. При движении в городском потоке самым экономичным и безопасным вариантом является равномерная, одинаковая с потоком скорость. При этом не забывайте поглядывать на знаки – зачастую водители нарушают скоростной режим именно благодаря скорости общего потока, которая задается впереди идущим транспортом. Оптимальная скорость (если нет ограничений) 50–60 км/ч.
Экономии топлива способствует и более ранний переход на высшую передачу в начале движения (если речь идет о мануальной трансмиссии), так как чем выше передача, тем меньшее количество ходов совершают поршни двигателя и соответственно меньше подается топлива в цилиндры. Переключая передачи, следует аккуратнее нажимать на педаль акселератора во избежание избыточного поступления горючего в двигатель.
Расход топлива будет разным при движении по городу, по обводным трассам и по проселочной дороге. Иногда более длинный путь может оказаться более экономичным и быстрым по асфальту, чем по ухабам и наперерез. «Зависание» в пробках тоже сильно влияет на расход топлива в сторону увеличения, так что следует подбирать оптимальный маршрут, если вы намерены экономить горючку. А если уж вам пришлось «застрять» основательно в образовавшемся заторе, двигатель лучше заглушить.
АВТОМОБИЛЬ
Технически исправный автомобиль потребляет меньше топлива – это аксиома. Но, чтобы автомобиль можно было назвать технически исправным, необходимо регулярно проводить профилактику, не дожидаясь очередной поломки, выхода из строя важных элементов. Все элементы топливной системы нуждаются в профессиональной регулировке, прочистке, а некоторые, такие, как фильтры и уплотнители, в регулярной смене. Все вращающиеся механизмы должны вращаться без усилий. Неправильно установленные ролики-натяжители ремня ГРМ способны увеличить расход топлива на 15– 20%, а недостаточный уровень масла в коробке передач увеличивает этот показатель еще на 10–15%.
Немаловажное влияние на расход горючего оказывают аэродинамические качества автомобиля. И если существенно улучшить эти характеристики, не прибегая к переделке кузова невозможно, то не ухудшать заявленные заводом-изготовителем характеристики в наших силах: меньше ездить с открытыми форточками, не использовать неправильно спроектированные или кустарно изготовленные спойлеры, не возить без необходимости багажник.
В целях экономии горючего правильнее использовать бескамерные радиальные шины и поддерживать давление в них на максимально допустимых пределах (не касается зимнего сезона), поскольку приспущенные шины увеличивают расход горючего.
На увеличенное потребление топлива влияет и перегруз машины различной электроникой: дополнительные фары, кондиционер, мультимедийные устройства, системы подогрева стекол, холодильник, кофеварка – все эти приборы съедают 3–10% лишнего топлива. Есть смысл использовать только то, что на самом деле необходимо. А такие устройства, как экономайзер и бортовой компьютер, наоборот, могут своевременно проинформировать автолюбителя о перерасходе горючего и помочь уменьшить его.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Еще один фактор, серьезно влияющий на расход топлива, – сезонные условия эксплуатации. Зимой расход увеличивается фактически на четверть от того, что потреблял автомобиль летом. Во многом это происходит благодаря прогреванию машины, электрическому подогреву зеркал, сидений. Сказывается и нестабильность дорожного покрытия (снег, гололед), пробуксовка колес. Еще зимой чаще используется освещение – габариты, «противотуманки», дополнительные фары, которые, как и все используемые электроприборы, понижают напряжение в сети, что в свою очередь приводит к снижению эффективности работы свечей, нестабильному воспламенению топлива в цилиндрах и, как следствие, к увеличению расхода топлива.
Текст: Э. Кричевский
Фотоматериал: Opal