В повседневной жизни мы часто сталкиваемся со стрессовыми ситуациями на работе, дома, на дорогах. При этом состояние эмоционального стресса для водителя, находящегося за рулем автомобиля, может быть чревато непоправимыми последствиями. Говоря о стрессовых реакциях, мы имеем в виду не нервозность, возникающую, например, при общении с недобросовестными сотрудниками УДП, а поведение, вытекающее из каждодневного общения автомобилистов на дороге, и в нашей статье хотим рассказать о вариантах подавления первых признаков стресса и нервозности. Надеемся, что советы, предложенные опытным экспертом, покажутся вам полезными и помогут сэкономить ваши нервы и силы.
Для начала выясним, откуда берутся негативные эмоции, способные привести к конфликту на дороге: кто-то кого-то подрезал, не уступил дорогу и т.п. Всем нам приходилось видеть, как водители в конфликтной ситуации, не стесняясь окружающих, прямо на дороге принимаются выяснять отношения. Возможно, кто-то даже становился непосредственным участником таких «баталий». Естественно, как обидчик, так и тот, кто уверен, что его права нарушены, уступать не хочет, тем более что каждый считает свой автомобиль неким личным пространством, своей «крепостью». Давать советы человеку, нервы которого накалены до предела, как нам кажется, бесполезно, потому что в момент возникновения сильных эмоций человек испытывает состояние аффекта и вряд ли адекватно оценивает ситуацию и уж тем более контролирует себя. А вот как избежать того, что приводит к этому состоянию поговорить стоит.
Мне, водителю со стажем, в этом вопросе помогает правило: «С водителем, который (к примеру) меня подрезал, у меня нет никаких отношений». Что это значит? Для меня это означает понимание того, что, скорее всего, такой маневр был не специальным и подрезающий знать меня не знает, или просто не имеет должного опыта вождения и не знает правил, а может, сильно торопится… Кроме этого, стоит понимать, что культура вождения есть прямое следствие внутренней культуры человека. Все, кто бывал в европейских странах, могли наблюдать, насколько вежливы и терпеливы тамошние водители. Я считаю, что это не только потому, что в Европе есть какие-то особые правила или действуют высокие штрафы. Убежден, что все зависит от внутренней культуры самих людей. А мы имеем то, что имеем, и культурные водители на нас просто так с неба не свалятся. И это надо принимать как данность. А коли так, то не стоит брать на себя обязанности инспектора по воспитанию и из «водилы-невежды» делать грамотного на дороге и вежливого водителя. Понимание этого момента значительно облегчает мне жизнь на дороге. К тому же формирование культуры человека и, как следствие, культуры вождения – это вообще длительный процесс.
Второй момент, который, на мой взгляд, может способствовать появлению нервозности на дороге: к злости на конкретного обидчика мы нередко примешиваем злость, которая вызвана поведением другого человека. Например, вы злитесь на своего начальника, но напрямую не можете выразить свои негативные эмоции. Эта злость никуда не девается, и нервозность остается в вас до того момента, пока ее выход не будет спровоцирован кем-то посторонним, например, нарушителем ваших гражданских прав на дороге. Как правило, уровень эмоций при этом зашкаливает и перестает быть адекватным происходящему. Задумайтесь, если вас очень сильно кто-то или что-то раздражает на дороге, задайте себе вопрос, на кого на самом деле направлены ваши негативные эмоции. Возможно, это будет совсем не тот человек, который находится за рулем автомобиля, или ситуация, не относящаяся к данному отрезку времени. Понимая это, можно отделить нервозность и злость, принесенные вами на дорогу извне, от реальной нервозности, возникающей при вождении. В этом случае вам будет гораздо легче контролировать эмоции за рулем и избежать аффекта, который и приводит к бесконтрольному развитию ситуации.
И третье, немаловажное. Чувствовать себя спокойно на дороге мне помогает то, что я всегда выбираю свой темп вождения. Любой водитель со стажем наверняка согласится с тем, что на дороге сразу видно новичка без достаточного опыта вождения или безграмотного водителя, которые зачастую и являются причиной аварийных ситуаций. Зная это, я всегда стараюсь держать такого водителя в зоне видимости, и поэтому пропускаю вперед, а не начинаю наращивать навязываемый им темп движения. Лучше пропустить, чем нервничать из-за того, что кто-то, пристроившись «в хвост», моргает и сигналит. Мой темп для меня важнее.
Удачи Вам на дороге! Двигайтесь в своем темпе и не берите на себя обязанности инспектора!
Текст: Александр Сунцов
Фотоматериал: архив редакции