На пороге весна, не за горами и лето. Автомобилистам, привыкшим мерить жизнь сезонами, в самую пору задуматься о подготовке машины к теплу. Надеемся, что сформулированные в нашей статье рекомендации покажутся вам полезными и, следуя им, вы вовремя обратите внимание на важные узлы и агрегаты своего автомобиля, а это поможет избежать незапланированного простоя в сезон активного загородного отдыха и поездок на природу.
1. Шасси и шины
Первым и наиболее важным после зимы шагом можно считать смену резины. Многие автомобилисты думают, что шины с индексом M+S являются для нас «всесезонкой», и поэтому эксплуатируют их и в жаркую погоду по летнему раскаленному асфальту, и при загородных поездках по грубому шоссейному покрытию. Между тем M+S – это аббревиатура от Mud + Snow, что в переводе означает «Грязь и Снег». Собственно на эти погодные условия и рассчитана данная покрышка. Такие шины могут считаться «всесезонкой» для ряда скандинавских стран, но не для нашего климатического пояса. И дело тут не только в повышенном износе разлапистого протектора покрышки, но и в температурных режимах, на которые рассчитан каркас шины и ее беговой слой. Большинство разрывов этих шин спровоцировано как раз чрезмерно высокой температурой, а подобное разрушение на скорости может быть фатальным. Стоит помнить еще и о том, что любая всесезонная шина – это компромисс между износостойкостью и параметрами управляемости и торможения. Если позволяют средства, лучше использовать в наших условиях мягкие зимние шины зимой, а летом – летние жесткие (шоссейные). При смене резины необходимо маркировать ее, чтобы, «переобуваясь» в следующем сезоне, у вас была возможность менять покрышки местами. Это позволит протектору истираться равномерно. Также нужно регулярно проверять давление в шинах – от него зависит и расход топлива, и степень сцепления колеса с дорогой и, значит, безопасность.
После смены шин неплохо провести геометрию, особенно, если зимой вам приходилось налетать на глыбы льда или попадать в ямы. Кстати, обязательно обратите внимание на состояние протектора зимних шин: если износ неравномерный, это может свидетельствовать о неисправностях в подвеске. Помните и о том, что средняя скорость движения по нашим дорогам в летний период значительно возрастает, поэтому все, что связано с рулевым механизмом, подвеской и тормозами, нужно строжайшим образом контролировать, и при малейшем намеке на неисправность этих узлов без промедления обращаться на СТО.
2. Система кондиционирования.
Ни для кого не секрет, что бактерии живут и с удовольствием размножаются там, где есть влага. Именно поэтому после зимы любой обделенный вниманием автомобильный кондиционер – потенциальная угроза для здоровья водителя и пассажиров. Поры плесени, образующиеся на стенках воздуховодов и в различных фильтрующих элементах, распространяются с воздухом через салонные дефлекторы, а при попадании в легкие они способны вызывать тяжелые заболевания. Определить наличие подобной проблемы можно по гнилостному, затхлому запаху, который появляется после включения кондиционера. Проблема решается обязательной сменой салонных фильтров (при наличии – и фильтра кондиционера) и антибактериальной обработкой системы кондиционирования. Последнюю можно проводить самостоятельно с помощью кит-набора, состоящего, как правило, из баллона с антибактериальным составом и шланга, который помещается непосредственно в воздуховоды системы кондиционирования или в отверстия для отвода конденсата. После подобной обработки следует прогнать систему на максимальной мощности с открытыми окнами, изменяя периодически варианты обдува салона. Впрочем, если позволяют средства, эту процедуру лучше доверить профессионалам, тем более что при такой обработке можно заодно проверить состояние ремней привода компрессора кондиционера и уровень фреона. В любом случае, не стоит маскировать появившийся запах различными освежителями и ароматизаторами. Проблему наличия опасных для здоровья бактерий они не решают.
3. Исправность машины и прочее
Как известно, не бывает абсолютно здоровых людей. И в автомобильном мире практически нет полностью исправных подержанных машин. Как правило, каждый автовладелец знает «букет болезней» своей машины и поддерживает основные из них в состоянии ремиссии. Но старение значительно увеличивает количество хронических неисправностей, а с приходом весны многие из них обостряются. Для большей гарантии вашей безопасности и уменьшения вероятных затрат в будущем следует привязать очередную диагностику именно к смене сезона и сделать за один раз и диагностику, и текущий ремонт. Счастливых же обладателей новых автомобилей с гарантийным ремонтом любое изменение в поведении машины на дороге или образовавшееся за ночь на месте стоянки масляное пятно должны немедленно насторожить. Это серьезный повод для обращения за гарантийным техническим осмотром независимо от сезона.
Опытные водители, как правило, умеют «слышать» неисправности своей машины и наверняка часть новых звуков спишут на качество топлива, залитого при последней заправке, или же объяснят изменением погоды. Что же до тембра звучания мотора, сопровождаемого падением динамики, то это может свидетельствовать о более серьезных проблемах в двигателе или системе топливоподачи. В любом случае, затягивать с поездкой на СТО не стоит, ведь элементарная неисправность, стоящая вначале копейки, при вашем попустительстве может вылиться в капитальный ремонт двигателя. Встречайте лето с исправным автомобилем!
4. Чистота – залог хорошего настроения!
Следующий этап подготовки к весеннему сезону – тщательная мойка автомобиля. При этом желательно помыть и пропылесосить не только салон и багажник, навести внешнюю чистоту, но, что гораздо важнее, хорошенько промыть полости крыльев и днище. Делать это следует для удаления скопившихся за зиму отложений, да и реальное состояние антикоррозийного покрытия так определить будет гораздо легче. Как правило, при обращении в автосервис к дилерам (актуально для гарантии) эта услуга подразумевается по умолчанию. Всем же остальным ее без проблем предоставят на любой из городских моек. Следует помнить о том, что и со стороны днища у автомобиля имеется электропроводка (пусть и защищенная дополнительной изоляцией) и при неосторожном обращении с аппаратом высокого давления ее можно запросто повредить. Не будет лишним напомнить об этом мойщику.
После мойки днища (на подъемнике или смотровой яме) и его просушки можно визуально оценить состояние антикоррозийного покрытия. И если вы обнаружили очаги коррозии или оголенные участки металла, у вас есть два пути. При незначительном разрушении покрытия можно обработать поверхность самостоятельно консервирующей спрей-краской, предварительно зашкурив поверхность. При более масштабных очагах коррозии лучше провести полноценную процедуру антикоррозийной обработки на СТО. И в том и в другом случае нельзя недооценивать появившуюся ржавчину – в условиях нашего резко континентального климата сквозная коррозия может проявиться за пару лет.
Дальнейшим логичным шагом может стать полировка. И здесь есть масса решений: от самостоятельной, с применением различных восковых и полимерных составов, наводящих внешнюю красоту, до восстановительной, с использованием абразивов, убирающих потертости и неглубокие царапины на лакокрасочном покрытии (ЛКП). В любом случае, полировка производится только на чистой поверхности. Делать ее желательно все же в специализированном сервисе или на автомойке, где работают материалами известных производителей автомобильной косметики. Стоит помнить и о том, что восстановительная полировка уменьшает толщину ЛКП, а значит, должна проводиться нечасто.
В последнее время большое количество моек предлагает альтернативу традиционной полировке – нанесение специальных составов и горячих восков после мойки машины прямо на мокрую поверхность. Такие процедуры, как правило, дают желаемый эстетический эффект и защищают ЛКП от вредного воздействия пыли и ультрафиолета, но их недостатком является короткий срок действия.
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал: архив редакции