21 ноября, 2024
Safety 112014

Безопасности много не бывает!

Зимой управлять машиной довольно сложно, и, конечно же, это требует особых навыков. Зачастую инструкторы в автошколах уделяют контраварийному вождению и правильному торможению минимум времени или не уделяют вовсе. Как следствие, столкнувшись с гололедом или заснеженной дорогой, новоиспеченные водители просто теряются и не могут выбрать правильный режим движения, а при развитии аварийной ситуации – скоординировать свои действия и избежать последствий.

Мы решили напомнить начинающим водителям об основах безопасного вождения, а тем, кто считает себя профессионалами, не лишне будет еще раз вспомнить о полученных ранее навыках. Как говорится, «безопасности много не бывает».

На что в первую очередь всегда следует обращать внимание, так это на исправность тормозной системы автомобиля и на погоду. Если за окном «минус», то логично предположить, что растаявшую с вечера кашицу запросто могло за ночь подморозить и на дорогах образовался наст. Учитывая это, следует выбирать такой скоростной режим и дистанцию в потоке, при которых вы сможете в случае изменения дорожной ситуации самостоятельно остановиться в любой момент. Это прописные истины, и вряд ли стоит тратить на них наше время.

Поговорим лучше об особенностях управления передне- и заднеприводными автомобилями, а вместе с тем развеем миф о том, что с полным приводом навыки зимнего вождения вовсе не нужны.

На автомобилях с задним приводом при движении по гололеду задние колеса будут все время пытаться уйти в сторону (как шутят водители – «догнать передние»), и особенно это будет заметно при движении в гору. Возникает подобный занос зачастую даже при умеренном скоростном режиме, и виной тому может быть некачественное дорожное покрытие, неравномерный износ протектора шин, плохая проворачиваемость передних колес (закусывает тормозные суппорты или имеется износ подшипников ступицы колеса), да и неумелая рулежка тоже может его спровоцировать. В такой ситуации безопасности ради не стоит нервничать и паниковать. Прежде всего следует снизить скорость (не резко) и постараться поймать траекторию, выворачивая руль в сторону заноса, то есть куда пытается ехать (пардон) зад вашей машины, в ту сторону и следует выворачивать руль. Главное – не переусердствовать и ловить траекторию как можно мягче, без резких усилий на педаль газа и тормоза.

На переднеприводном автомобиле действия водителя при заносе практически те же, что и в случае с задним приводом, только с той поправкой, что иногда газ не только не стоит сбрасывать, а, наоборот, нужно прибавить, так как машину не толкает задняя ось (как в случае с задним приводом), а тянет за собой передняя, и, куда смотрят передние колеса, туда будет двигаться машина. Это не касается спуска под уклон, когда существенную роль играют центробежные силы и вес машины. Сбрасывать скорость следует всегда заблаговременно, до совершения поворота, и независимо от привода пользоваться педалью тормоза. Резко ускоряться или резко выкручивать рулевое колесо в поворотах не рекомендуется. Также при совершении поворота следует придерживаться той траектории, которую используют в автомобильном спорте: начинать входить в поворот по малой дуге, придерживаясь внутренней части поворота (не забывая про разметку), чтобы в случае срыва колес в занос, у вас было время и пространство для маневра.

Safety 112014 1

В случае с мануальной трансмиссией следует помнить, что при заносе выжимать сцепление не рекомендуется – работа рулем всегда предпочтительнее как для заднего привода, так и для переднего. И лучше переключать передачу до выезда на опасный (обледеневший) участок дороги или вхождения в поворот.

Теперь настала очередь полного привода. Для трансмиссий с жестко подключаемыми приводами (осями) характерна такая особенность: при попадании на голый лед в режиме 4WD машина уходит в занос намного быстрее, чем с передним приводом. Происходит это, потому что, как мы уже говорили, переднеприводный автомобиль «тянет» вес за собой, а заднеприводный – толкает впереди себя. Вот такое одновременное тяни-толкай при несоблюдении адекватного скоростного режима на поворотах и способно гораздо быстрее развернуть машину и, как следствие, загнать ее в неуправляемый занос. Похожая ситуация происходит с трансмиссиями, работающими в режиме постоянного полного привода (Full Time), где с помощью многодисковой муфты происходит перераспределение крутящего момента между передней и задней осью. В такой трансмиссии, как правило, крутящий момент добавляется уже постфактум, то есть в момент срыва колес в занос, и не всегда эта дополнительная проворачиваемость способствует выравниванию траектории движения машины.

Вывод: независимо от привода всегда следите за скоростью и старайтесь прогнозировать развитие ситуации, то есть снижайте скорость заблаговременно при подъезде к пешеходным переходам, перекресткам, поворотам и т. д. И еще: всегда остерегайтесь выезда на обочину на большой скорости в зимний период, так как разное сопротивление дорожного полотна и вязкого снега на обочине приведет к тому, что ваш автомобиль развернет и стянет с дороги.

Следующим, не менее важным фактором, влияющим на безопасное вождение, является умение водителя пользоваться тормозами. Конечно же, надавить на педаль тормоза не составляет труда. Но тогда скажите, зачем автопроизводители ломают голову, создавая различные электронные системы (к примеру, «брейк-ассит»), которые дотормаживают или дожимают педаль тормоза за водителя в аварийной ситуации. Хотим мы признавать или не хотим, но электроника в некоторых ситуациях реагирует лучше нас. Так и в случае с экстренным торможением: если в вашей машине имеются системы стабилизации, то будет лучше (а что остается еще?) положиться на них.

Следует помнить, что АБС работает только при уверенном нажатии на педаль тормоза, и дрожь, ощущаемая в этот момент от педали, – нормальное явление, свидетельствующее о рабочем состоянии системы, которая на доли секунды притормаживает каждое колесо в отдельности (в зависимости от степени его сцепления с дорогой) и не позволяет тем самым заблокировать тормозным суппортам колеса полностью, что привело бы к заносу. Главным преимуществом АБС является возможность управления машиной при торможении, что позволит объехать препятствие и избежать столкновения. Необходимо учитывать, что иногда тормозной путь у автомобилей с АВС немного больше, чем у машин без нее. При отсутствии системы АБС втаптывать педаль тормоза в пол не рекомендуется: лучше тормозить ступенчатым или прерывистым способом, чтобы в случае заноса иметь возможность контролировать направление движения. Также строго не рекомендуется при наличии каких-либо стабилизационных систем отключать их в зимний период – от них зачастую зависит ваша жизнь.

Safety 112014 2

И последнее: о комфорте. Все мы зимой любим утепляться, одеваясь в пуховики и шубы, в которых тепло, но сидеть за рулем не очень удобно. Не пожалейте времени и отрегулируйте кресло и рулевое колесо таким образом, чтобы вам было удобно крутить рулем, и чтобы зеркала читались хорошо при беглом взгляде. Также следует обратить внимание на чистоту стекол, фар и работоспособность обогрева.

Учиться лучше заранее!

Покупая машину, нередко мы даже не подозреваем о том, на что она способна. Между тем знать запас прочности тормозных и ходовых характеристик своей машины в зимний период очень даже полезно. И лучше будет прочувствовать их заранее, чем получить сюрприз в экстренной ситуации. Рекомендуем самостоятельно пройти небольшой курс экстремального вождения на личном автомобиле. Найдите площадку с обледеневшим покрытием (в идеале – автодром) и попробуйте потренироваться в управлении заносом. Для этого расставьте пять или шесть пустых картонных коробок в ряд (если есть – расставьте конусы) на расстоянии 6 – 7 м друг от друга и научитесь объезжать их, не сбивая и не пользуясь педалью тормоза. Еще одно упражнение, которое мы хотели бы порекомендовать водителям, чей автомобиль имеет антиблокировочную систему (АВС), – экстренное торможение. Для него расставьте четыре коробки на расстоянии 3 м друг от друга таким образом, чтобы они образовали квадрат. Попробуйте разогнать автомобиль сначала до скорости 10 км/ч и, используя однократное нажатие на педаль тормоза, остановить его в обозначенном коробками квадрате. Проделайте то же самое на скорости 20, 30 и 50 км/ч.

Когда научитесь самостоятельно справляться с торможением на льду и со «змейкой», можете попрактиковаться в управлении заносом, но делать это без инструктора мы не рекомендуем, лучше обратиться в школу экстремального вождения, благо таких множество. Главное, не спешите говорить себе «это я знаю» или «это я умею» – ваша безопасность и безопасность ваших пассажиров, однозначно стоит затраченного времени и средств на получение любых знаний, способных предупредить аварийную ситуацию.

Текст: Э. Кричевский
Фотоматериал Pitstop

Похожие статьи

Готовимся к холодам

admin

Шаг навстречу культуре движения

admin

Правила зимнего торможения

admin

Ездить «на лампочке» – себе дороже

admin

Слушали. Думали. Тушили

admin

На зимнюю дорогу – лишь с холодным рассудком

admin