В современной истории есть немало примеров того, как увлечение, сначала основанное только на энтузиазме, со временем перерастает в дело всей жизни. Наверное, так может начинаться история любого успешного автомобильного бренда. Но в нашем случае речь пойдет не о бизнесе, а об автоспорте. Вернее, о российской команде G-Force, созданной усилиями профессиональных спортсменов. Сегодня на счету этой команды не только множество громких мировых побед в самых престижных соревнованиях, но и собственное производство раллийных прототипов. На знакомство с командой G-Force в г. Порденоне (Италия) отправился представитель нашего журнала.
«Почему Италия?» – спросите вы. Все очень просто. В эти дни, одновременно с тестами нового прототипа команды, близ города Порденоне проходил итальянский этап юбилейного, 20-го по счету, Кубка мира по ралли-рейдам BAJA, где команда G-Force принимала участие. Кроме того, основной спонсор команды – компания ООО «Газпромнефть-Смазочные Материалы» – приурочил к этим событиям презентацию новой линейки премиальных моторных масел G-Racing, производимых в Италии и разработанных в сотрудничестве с командой G-Force. Но, дабы не запутать читателя, расскажем обо всем по порядку.
Не так давно мы знакомили своего читателя с российской компанией «Газпромнефть-СМ», которая оказывает всестороннюю спонсорскую поддержку автоспортивным командам. Это позволяет инженерам, создающим автомобильные масла, постоянно тестировать свою продукцию в самых разных условиях и подгонять ее под потребности современной автоиндустрии. Ведь где еще, если не в автоспорте, быстрее всего внедряются и совершенствуются новые технологии. Сотрудничество с командой G-Force преследует ту же цель, распространяясь значительно шире обычной спонсорской поддержки. Совместно со спортсменами инженеры «Газпромнефть-СМ» разработали новое спортивное масло G-Racing, отвечающее самым передовым требованиям.
Команда G-Force Motorsport и ее новый прототип
Вероятно, с годами, когда автоспортивную дисциплину включат в школьную общеобразовательную программу, на примере команды G-Force ученики будут изучать эволюцию российского автоспорта. А если серьезно, то команда G-Force, помимо громких побед ее основателей и идейных вдохновителей, являет собой яркий образец того, как опыт, помноженный на смелую инженерную мысль и подкрепленный энтузиазмом спортсменов, рождает собственное производство спортивных автомобилей, способных конкурировать с мировыми брендами. Конечно же, можно привести кучу зарубежных примеров, но, в большинстве случаев, это будут заводские команды, и, следовательно, другое, шаблонное отношение к технике. А в G-Force машины строятся вокруг пилота и штурмана, самими пилотами и штурманами, и каждая деталь, каждый кубический сантиметр салонного пространства сверяется с их потребностями.
Новый рейдовый прототип не стал исключением. Инженеры команды создавали машину с чистого листа и готовили ее в соответствии с жесткими требованиями FIA. Основное предназначение машины – участие в разнообразных ралли-рейдах, включая самые сложные соревнования в Дакаре.
Новый автомобиль построен на трубной раме и имеет багажное отделение, куда во время гонки крепится пара запасных колес и дополнительное оборудование. Под капотом (если его так можно назвать) установлен спортивный мотор от GM мощностью около 400 л.с., но в скором будущем там пропишется более мощный бензиновый агрегат другого американского производителя. Энергоемкая подвеска прототипа, как и полагается подготовленному для ралли-рейдов автомобилю, настроена на максимальное гашение колебаний и максимальное сцепление колес с дорожным полотном.
Отдельно стоит сказать о дизайне машины. В автоспорте то, как будет выглядеть автомобиль снаружи, определяет его внутреннее содержание. И если в гражданских автомобилях дизайнеры навязывают свои идеи инженерам, то дизайнерам, работающим с раллийными автомобилями, практически всегда приходится «подчищать» за инженерами. Возможно, поэтому машины для ралли-рейдов получают агрессивный, порой непропорциональный дизайн. В случае же с новым прототипом G-Force над обликом машины трудился известный российский гуру транспортного и 3-D дизайна – Виктор Пунтус, благодаря усилиям которого прототип получил яркий, необычный экстерьер.
Внутри машина оснащена всем оборудованием, необходимым для долгого марафона, включая климатическую установку, систему подачи питьевой воды, средства навигации и связи. Все управление жизненно важными системами автомобиля, включая щиток предохранителей и всевозможные реле, вынесены на центральную консоль. Конечно же, салон строился с прицелом на максимальную эргономику и эстетика при этом неизбежно пострадала. Впрочем, спортсмены, привыкшие ездить в спартанских условиях, называют салон прототипа очень гармоничным и комфортным.
Во время презентации команде журналистов, освещавших итальянские тесты прототипа, организаторы дали возможность проехать в боевом режиме с пилотом Борисом Гадасиным по тестовой трассе. Сразу оговорюсь, что, учитывая компактные габариты штурмана Алексея Кузьмич, под которого собственно и подгонялось место штурмана, в спортивном кресле уместиться смогли не все, и ваш покорный слуга оказался в числе тех, кто наблюдал за аттракционном снаружи. Те же, кому посчастливилось иметь схожую со штурманом комплекцию, после поездки наперебой рассказывали о полуметровых подскоках на трамплинах трассы, об энергоемкой подвеске и о сумасшедшей динамике.
Команда продолжает обкатывать новый прототип и пробует различные варианты настройки подвески, а вместе с этим тестирует в реальных «боевых» условиях моторные масла G-Racing, работая в тесном сотрудничестве с инженерами компании «Газпромнефть-СМ». В планах компании в скором будущем расширить линию продукции с приставкой Racing, пополнив ее новыми продуктами, а в планах команды – принять участие в международном ралли «Шелковый путь». После этого спортсмены отправятся покорять «Дакар-2014»
ДОСЬЕ:
«Газпромнефть-СМ»
С созданием этого дочернего предприятия в 2007 году «Газпромнефть» выделил производство автомобильных и индустриальных масел в отдельное направление. Компания производит на базе производственных мощностей, расположенных в России, Сербии и Италии, моторные масла под брендами G-Energy, G-Profi и Gazpromneft, среди которых масла для легкового транспорта и смазочные материалы, рассчитанные на большегрузную технику. Всего же в ассортименте компании насчитывается порядка 400 наименований всевозможных масел и смазок, и поставляются они в 35 стран мира, в том числе и в Казахстан. Компания «Газпромнефть-СМ» является поставщиком №1 в РК и странах Центральной Азии. По данным на 2008 год, компания заняла 14 место в мировом рейтинге производителей моторного масла по объему проданной продукции.
Семейство масел G-Energy
Моторные масла G-Energy производятся компанией «Газпромнефть-СМ» в итальянском городе Бари на базе предприятия Gazpronneft Lubricants Italia S.P.A. Вся продукция завода проходит тщательный многоуровневый контроль качества, а базовые масла и все компоненты, используемые при производстве, одобрены ведущими европейскими производителями. Кроме этого, масла G-energy имеют допуски от американских и азиатских автопроизводителей.
В линейке премиальных масел G-energy есть масла, рассчитанные как на подержанные двигатели, имеющие солидный пробег, так и на новые, ультрасовременные силовые агрегаты со сложными системами впрыска.
G-Racing
Одновременно с показом нового прототипа команды G-Force Motorsport в Италии состоялась первая презентация нового моторного масла G-Racing. Линейка премиальных спортивных масел G-Racing так же производится в Италии, на предприятии Gazpromneft Lubricants Italia S.P.A., расположенном в г. Бари, и рассчитана на применение в современных двигателях японского, американского и европейского производства.
Новое, полностью синтетическое моторное масло разработано в тесном сотрудничестве со спортивными командами и предназначено для использования в форсированных двигателях профессиональных спортивных автомобилей и гражданских спорткаров премиального сегмента.
Новое масло имеет ряд инноваций, в числе которых уникальный пакет присадок, обеспечивающих стабильные характеристики, даже при экстремально высоких температурах и попадании в масло остатков несгоревшего топлива. Кроме этого, масло имеет отличные моющие и антиокислительные характеристики. В его состав также включены модификаторы трения, которые вкупе со 100% синтетической основой обеспечивают двигателю максимальную защиту от износа и увеличивают его мощность за счет снижения потерь энергии на трение.
Масла G-Racing пока доступны с индексом вязкости 15W-50 и рекомендованы к применению как в бензиновых, так и в дизельных моторах. При этом разработчики учли и особенности двигателей со сложными системами топливоподачи и наддува.
Между тестовыми заездами нам удалось пообщаться с руководителем и ведущим пилотом команды Борисом Гадасиным, который поведал о планах команды G-Force на ближайшее будущее.
– Как Вы, инженер по образованию, оказались в автоспорте и в его многообразии выбрали именно раллийную дисциплину?
Любовь к технике у меня наблюдалась с детства. Когда-то, в юношестве, я занимался мотокроссом, в девяностых всерьез увлекся автоспортом. За период моей спортивной карьеры я попробовал себя в различных дисциплинах, в том числе и в кольцевых гонках. Какое-то время участвовал в Троффи-рейдах, несколько лет ездил в раллийных чемпионатах. Но со временем пришел к пониманию, что именно ралли-рейды дают полноту ощущений благодаря своему разнообразию. В них сочетаются все элементы классического ралли с типичными для триала сложностями, есть и элементы, присущие кольцевым гонкам. Одним словом, для меня это своеобразная квинтэссенция автомобильного спорта, где спортсмену всегда интересно.
– Вам помогает автоспорт в жизни и что дает участие в международных раллийных соревнованиях?
Во-первых, это масштаб. Когда несколько лет назад мы пришли в эту дисциплину, в ней было множество заводских команд, а значит, есть, с кем конкурировать, есть, куда расти. Во-вторых, наша команда знает Европу не по стандартным туристическим буклетам, а по проводимым соревнованиям. За несколько лет у меня появилось огромное количество друзей в разных странах и со всеми спортсменами сложились дружеские отношения.
– А как Вы пришли к строительству собственных автомобилей?
Конечно же, методом проб и ошибок. В автоспорте всегда есть необходимость что-то улучшить, что-то настроить. Со временем идеи накапливались, и когда ресурсы серийных автомобилей уже не отвечали нашим потребностям, было принято решение строить свои. Теперь мы постоянно совершенствуем свои машины, пробуем новые решения и конкурируем в престижных соревнованиях с заводскими командами.
– В вашей команде имеется клиентская программа, по которой любой желающий пилот может арендовать ваш автомобиль и принять участие в гонках. Это прибыльный бизнес?
Все средства, полученные от клиентской программы и спонсоров, поступают в наш общий фонд и тратятся исключительно на строительство новых машин и подготовку команды к различным соревнованиям. Пилоты живут благодаря другим источникам дохода.
– Как Вы оцениваете работу команды с брендом G-Energy?
Подобный опыт, выходящий за рамки обычной поддержки, мы имеем впервые. Команда не просто заливает моторные масла G-Energy в свои прототипы и возит наклейки концерна, а реально тестирует продукцию в жестких раллийных условиях. Опять же, возвращаясь к географии гонок, в которых мы участвуем, масла тестируются еще и в разных климатических условиях. Результаты тестов передаются вместе с пробами и компонентами двигателей в лаборатории «Газпромнефть-СМ», после чего инженеры завода вносят коррективы в составы масел. Можно сказать, что мы принимаем непосредственное участие в создании и совершенствовании масел G-Energy, и новая линия спортивных масел тому подтверждение.
– Какие планы у команды G-Force?
Что до наших планов, то, конечно же, мы настроены продолжать сотрудничество с компанией «Газпромнефть-СМ» и в скором будущем расширим список тестируемой продукции бренда G-Energy.
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал: автора, G-Force, «Газпромнефть-СМ»