Сертификация безопасности в независимых организациях стала неотъемлемой частью любого европейского автомобиля, выпускаемого серийно. Поэтому автоконцерны не жалеют средств и бьют на заводских полигонах машины сотнями при подготовке к независимым тестам. Ведь именно их результаты считаются наиболее объективными, что, помимо допуска к рынкам, дает дополнительное преимущество перед конкурентами.
Есть масса независимых ассоциаций и компаний, занимающихся краш-тестами, но пальму первенства на европейском автомобильном рынке, частью которого являемся и мы, удерживает компания Euro NCAP.
В течение прошлого года в этой компании провели несколько серий краш-тестов, в которых приняли участие 53 модели автомобилей, принадлежащих различным классам. В некоторых из них даже были уставлены свои рекорды.
Напомним, что в число тестируемых автомобилей входили и электромобили, и один из них – Nissan Leaf – был даже удостоен наивысшей оценки в своем классе: 5 звезд из 5 возможных. В тоже время 11 автомобилей, имеющих под капотом традиционный двигатель внутреннего сгорания, смогли дотянуть по уровню безопасности только до 4-х звезд, а безопасность румынского Dacia Duster в Euro NCAP и вовсе оценили в 3 звезды.
Теперь же компания выбрала абсолютных победителей по результатам всего 2011 года, которые определялись по количеству набранных на тестах баллов, наличию тех или иных систем безопасности в базовой комплектации и, главным образом, по «дружественности» к пешеходам. Для более объективной оценки специалисты условно разделили протестированные автомобили на пять категорий, и в каждой были установлены свои критерии оценок.
Так, в классе «Малый 4×4» безусловную победу одержала полноприводная модель Audi Q3 с двухлитровым дизелем под капотом. Она набрала 94 % за безопасность водителя.
В классе «Супермини» первое место занял 1,2-литровый Chevrolet Aveo, показавший 95% безопасности водителя.
В категории «Малый семейный автомобиль» первое место досталось обновленному Ford Focus с 1,6 дизелем под капотом. Дополнительными наградами организаторы отметили его революционные системы безопасности, помогающие дотормаживать в экстренных случаях, останавливаться перед случайным пешеходом и отслеживать траекторию машины относительно разделительной полосы.
Лучшим «малым MPV» был назван минивэн Mercedes B Class, также получивший дополнительные награды за системы безопасности.
В классе «Большой семейный автомобиль» организаторы тестов признали лучшим двухлитровый дизельный Volvo V60, который тоже получил дополнительные призы за инновационные системы безопасности.
Отдельно необходимо сказать об инновационных системах безопасности, наличие которых не только добавляет «звезд» автомобилю, но и серьезно повышает стоимость машины. Но в Euro NCAP уверены, что даже удорожание оправданно, когда речь идет о безопасности. К тому же, как показывает практика, при дальнейшем удешевлении подобных технологий то, что вначале предлагается как опция, в скором будущем входит в стандартную комплектацию. Примером могут служить подушки безопасности, системы ABS, ESP и т.д. Вероятно, со следующего года автономные системы, экстренно останавливающие автомобиль перед препятствием, будут обязательны для получения пяти звезд.
А что стало обязательным с этого года, так это необходимость набрать 60% за безопасность пешеходов, вместо 40%, требовавшихся в прошлом году.
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал: EURONCAP