В жаркую летнюю пору комфортная поездка в автомобиле немыслима без нормальной работы кондиционера или климат-системы. Но для того, чтобы они работали как положено, необходимо проявлять внимание и сопровождать эксплуатацию техники профилактическим обслуживанием.
Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник. По герметичному контуру, в котором есть зоны низкого и высокого давления, циркулирует фреон. Переходя из жидкого состояния в газообразное, фреон поглощает тепло и, соответственно, производит холод. Превращаясь же из газа в жидкость, наоборот – нагревается. Давление в системе обеспечивает компрессор. Это базовый принцип, на основе которого работают как кондиционеры, так и более сложные системы климат-контроля.
После длительного покоя в зимнюю пору кондиционер необходимо осмотреть, чтобы удостовериться в его работоспособности. Прежде всего понадобится «капитальная уборка», подразумевающая не только очистку компонентов системы кондиционирования, но и внимательный осмотр всех ее участков. Уборка может включать в себя замену салонного фильтра и обработку испарителя антисептическим средством.
Иногда в ходе осмотра и очистки системы могут обнаружиться следы утечки хладагента. Такие места отличают запотевание или масляные потеки. Стоит иметь в виду, что утечка хладагента в 7–8% за год считается нормой, поэтому и пополнять его нужно ежегодно. Полностью обновлять хладагент специалисты рекомендуют раз в два года.
Более интенсивная утечка, нежели указано выше, может происходить из-за разрушения шлангов, трубок, уплотнителей или резервуаров системы кондиционирования. В этом случае потребуется участие специалиста, который диагностирует проблему, а затем и устранит ее. Ежегодно внимательно осматривать компоненты системы нужно обязательно, еще лучше раз в год посещать специализированную мастерскую, где систему проверят квалифицированные сотрудники с помощью соответствующего оборудования.
Нередко случается и заклинивание компрессора, которое возникает по причине засорения системы или же из-за избыточного давления, возникающего, когда хладагента в систему залито больше, чем требуется.
Без участия профессионалов не обойтись и тогда, когда сбои в работе системы кондиционирования вызваны поломками электрооборудования или его компонентов – например, разрывом проводов. Мастер СТО с помощью компьютерной диагностики выявит причину и сможет ее устранить.
Зимой кондиционер многие автолюбители не используют, компрессор не запускается и, соответственно, не смазывается. Вследствие этого в системе могут возникнуть очаги коррозии. Они при запуске компрессора провоцируют как повышенное трение, так и засорение системы. Специалисты рекомендуют в профилактических целях в холодную пору года запускать кондиционер раз в неделю, но делать это стоит, если не возникает значительного перепада температуры. То есть запускать кондиционер в стоящей на морозе машине, конечно, не нужно. С наступлением сезона интенсивного использования систему кондиционирования или климат-контроль тоже не стоит оставлять без внимания, первое время не лишним будет понаблюдать за ее работой.
Текст: Серик Туленов (в сотрудничестве со специалистами «Бош Авто Сервис»)