Сбой в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания может произойти по нескольким причинам. Каковы они? И как взять ситуацию под контроль, не допуская поломок в будущем? Об этом рассказали специалисты компании bilstein group.
Итак, представим себе нештатную ситуацию на дороге: температура охлаждающей жидкости, согласно показаниям индикатора, поднялась до красной зоны. Отчего это может быть? И какие действия необходимо предпринять водителю в первую очередь?
Причин может быть несколько:
– разгерметизация системы охлаждения и утечка антифриза;
– неисправность вентилятора системы охлаждения;
– электрическая неисправность датчиков;
– механическая неисправность элементов системы охлаждения (термостат, помпа, ремень навесного оборудования).
Последовательность же действий может быть такова: заглушить двигатель, открыть капот, проверить уровень антифриза в расширительном бачке (ни в коем случае не открывать крышку бачка, пока двигатель не остынет). Следует обратить внимание на то, сработал ли вентилятор охлаждения радиатора при критической температуре двигателя. Необходимо проверить внешнее состояние шлангов и соединений внешнего радиатора, осмотреть термостат, радиатор отопителя.
Нужно пощупать верхний и нижний шланги основного радиатора. Температура должна быть приблизительно одинаковой, если это не так, причина может быть в заклинившем термостате, при условии исправности других элементов.
Утечка через торцевое уплотнение помпы редко бывает значительной. Как правило, долив воды до надлежащего уровня позволяет проехать с нарушением герметизации помпы довольно значительное расстояние. Если есть такая возможность, стоит устранить неисправность при помощи подручного инструмента и запасных частей. Можно долить в систему охлаждения обычную чистую воду, но только для того, чтобы доехать до ближайшей СТО. После этого необходимо слить воду, промыть систему и залить антифриз. Вода обладает хорошей теплопроводностью, но не имеет надлежащих смазывающих и антикоррозионных свойств, как антифриз. Поэтому воду можно использовать только для перемещения на короткие дистанции, до ближайшей мастерской. Длительная эксплуатация системы охлаждения на воде приведет к образованию коррозии и выходу из строя помпы.
Если же произошел разрыв ремня навесного оборудования, а запасной ремень отсутствует, придется вызвать эвакуатор. Так же придется поступить, если моторное масло на щупе приобрело белесый оттенок, – это может свидетельствовать о том, что антифриз попал в масло. Движение своим ходом в этом случае недопустимо.
Первичную проверку вентилятора системы охлаждения можно сделать простым способом, при условии исправности системы кондиционирования. При включении кондиционера приблизительно через 10–20 секунд должен заработать вентилятор. Если этого не произошло, значит, кондиционер или вентилятор неисправны. Отремонтировать вентилятор вряд ли получится в «полевых условиях», поэтому также придется либо вызывать эвакуатор, либо передвигаться с остановками, отслеживая температуру ДВС.
Водителю следует знать, что система кондиционирования влияет на температурный режим двигателя, так как она дает дополнительную нагрузку на систему охлаждения. Особенно частая проблема в автомобилях с системой кондиционирования – загрязнение радиатора кондиционера (конденсора) и, как следствие, основного радиатора системы охлаждения. Это приводит к значительному росту температуры двигателя из-за неэффективности охлаждения – вентилятор не может отводить тепло из забитых грязью ячеек радиатора. В запущенных случаях такая ситуация способна привести к критическому перегреву двигателя. Определить степень загрязнения радиаторов можно даже на слух. Как правило, в таких случаях при включении кондиционера вентилятор системы охлаждения работает на повышенных оборотах, громче обычного. В стандартных условиях эксплуатации автомобиля рекомендуется мыть радиатор как минимум раз в год, перед началом летнего сезона.
Неисправность может быть также связана с неисправностью термостата (заклинил в закрытом положении) или с неверными показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости. В случае с заклинившим термостатом жидкость циркулирует по малому кругу, не проходя через основной радиатор. Соответственно, работающий вентилятор не участвует в процессе охлаждения. В данном случае снизить температуру антифриза поможет открытый контур радиатора отопителя, поэтому рекомендуется поставить регулятор температуры в салоне на максимальную температуру. Также рекомендуется максимально снизить электронагрузку, то есть отключить все потребители, не обеспечивающие движение машины. При заклинившем термостате передвигаться также придется с остановками, не допуская работы двигателя при критической температуре.
Неисправность датчика температуры в современных ДВС обычно сопровождается включением вентилятора системы охлаждения на предельной скорости. При этом двигатель может иметь нормальную рабочую температуру. Иногда помогает такой прием: снять фишку с разъема датчика и поджать контакты при помощи острого предмета. Но если это не помогло, то доехать до станции техобслуживания можно и в аварийном режиме.
На температурный режим двигателя существенно влияют также некоторые факторы, напрямую не связанные с системой охлаждения. Так, например, очень важно качество топлива и моторного масла. Помимо смазывающих свойств масло и топливо обладают свойством отводить тепло от горячих участков двигателя за счет постоянной циркуляции и охлаждения в теплообменниках. Топливо, как правило, обновляется довольно часто и не успевает окисляться (при условии, что это качественное топливо), но масло функционирует в системе довольно длительный период времени (в среднем год или 10 тыс. км), именно поэтому моторное масло загрязняется продуктами износа, окисляется и теряет свои рабочие свойства, что приводит и к ухудшению теплоотвода. Не стоит забывать, что сложные условия эксплуатации автомобиля, высокая температура двигателя вдвое сокращают срок регламентной замены масла.
Влияет на температурный режим ДВС и степень износа каталитических нейтрализаторов. С забитым катализатором затрудняется ток выхлопных газов через систему выпуска, что приводит к значительному росту температуры.
Некачественный антифриз тоже может вывести из строя компоненты системы охлаждения, так как в отличие от него качественный продукт наделен смазывающими и антикоррозионными свойствами, и значительно снижает кавитацию, а также позволяет работать двигателю при низких температурах. Отсутствие этих свойств в некачественном антифризе ведет к выходу из строя дорогостоящих компонентов системы охлаждения и, как следствие, к выходу из строя двигателя.
А вот смешивать антифриз разных цветов и производителей, вопреки расхожему мнению обывателей, можно. Одна и та же классификация антифриза может быть представлена в различных цветах у разных производителей. Например, у febi и SWAG один и тот же антифриз класса G11 может быть представлен как в желтом, так и в синем цвете. Они смешиваются между собой без каких-либо негативных последствий. Однако подбирать антифриз необходимо исключительно по допуску или оригинальному номеру автопроизводителя.
А вот использовать неразбавленный концентрат антифриза нельзя. Без воды он очень плохо отводит тепло. Помимо этого, температура кристаллизации концентрата антифриза в зимний период довольно высокая, всего лишь –18 градусов Цельсия. Стандартная рекомендация для смешивания концентрата с водой – 1:1. В такой пропорции обеспечиваются оптимальный теплоотвод и температура замерзания до –36 градусов. Допуски и рекомендации автопроизводителей можно найти на сайте производителя антифриза. Помимо прочего, специалисты bilstein group всегда готовы дать полезные рекомендации в разделе «Техническая информация» и ответят на вопросы в разделе «Техническая поддержка».
Интересно было узнать, какие детали в системе охлаждения меняют по наличию видимых признаков износа, а какие необходимо менять строго по регламенту. На этот вопрос специалисты ответили так: современные реалии свидетельствуют о тенденции к снижению затрат на обслуживание автомобиля. При этом все большую роль играет экологическая составляющая, это в первую очередь касается правил утилизации антифриза. Поэтому многие компоненты современных систем охлаждения рассчитаны на весь срок службы автомобиля, в среднем это 10 лет или 200 тыс. км пробега. Регламент замены антифриза может отличаться в зависимости от рекомендаций того или иного автопроизводителя. Если следовать классификации VAG, то усредненные значения по всем автопроизводителям таковы: (HOAT) G11 раз в два года или через 60 тыс. км; (OAT) G12 или G12+ раз в пять лет; G12++, G13, G12 Evo, как правило, раз в десять лет. Замену помпы (в случае привода ремнем ГРМ), как правило, совмещают с заменой ремня ГРМ. Именно поэтому у febi и SWAG есть в ассортименте продукции готовые комплекты.
И наконец, какие же запчасти и инструменты необходимо иметь под рукой, на случай возможныех неполадок системы охлаждения? Как считают эксперты, в дороге не лишними будут пятилитровая канистра с водой, универсальный набор отверток и ключей, несколько универсальных металлических хомутов для шлангов системы охлаждения, запасной ремень навесного оборудования (можно возить с собой старый).
Желаем вам доброго пути без поломок!
Материал подготовлен в сотрудничестве со специалистами компании bilstein group