С прошлого года Yamaha Motor вплотную занимается разработкой концепции безопасности Jin-Ki Anzen Safety Vision. Целью проекта является создание к 2050 году мотомира, свободного от несчастных случаев.
Аварийные происшествия с участием мотоциклов объясняются в первую очередь ошибками распознавания угрозы (10%), ошибками в принятии решений (17%) и ошибками в действиях пилота (5%). Данные также показывают, что примерно 70% аварий с участием мотоциклов происходят в течение двух секунд после возникновения реальной угрозы. Основываясь на этом анализе, Yamaha Motor разрабатывает средства помощи водителю. Четыре базовых вектора таковы: помощь в прогнозировании опасности, помощь в маневрах уклонения, защита пилота и предотвращение повреждений байка.
Сейчас специалисты Yamaha наращивают усилия в соответствии с тремя столпами, на которых базируется концепция безопасности: технологии, навыки и возможности подключения. Технологии помогают распознавать пилота, оценивать траекторию движения, управлять мотоциклом и уменьшать ущерб от аварийных ситуаций. Навыки и опыт коллектива позволяют компетентно осуществлять самые тонкие ответственные производственные операции. В усилении средств подключения и мер безопасности используется облако.
Усовершенствованная версия системы стабилизации мотоцикла (AMSAS) предлагает пилоту повышение устойчивости байка при трогании с места и на низких скоростях, контролируя движущую силу и рулевое управление. В качестве прототипа конструкторы используют серийный YZF-R25, а в качестве платформы для системы стабилизации – шестиосевой инерциальный измерительный блок (IMU), привод на переднем колесе и рулевые приводы. Сейчас AMSAS обеспечивает мотоциклу уверенное движение вперед со скоростью пешехода независимо от навыков пилота. Технология может стать ключевым средством помощи водителю в сочетании с другими технологиями, такими, например, как унифицированная тормозная система с радарной связью, уже развернутая на Tracer 9 GT+.
Исследования для AMSAS начались с разработки автономного робота-гуманоида Motobot, управляющего мотоциклом, а также экспериментального мотоцикла Motoroid с искусственным интеллектом и технологией самобалансировки. Идея донести до клиентов по всему миру технологии и ноу-хау, полученные при разработке этих двух моделей, стала основанием для еще более смелых перспектив. Авторы проекта AMSAS стремятся обеспечить душевное спокойствие мотоциклистам с различными навыками пилотирования. Инженеры и дизайнеры работают над уменьшением размеров различных компонентов, поскольку намерены применить платформу не только для мотоциклов, но и для широкого спектра других средств личной мобильности.
О том, насколько менее увлекательным станет движение на двух колесах с системой автоматического балансирования, разработчики умалчивают, с азартом посматривая на велосипеды, скейтборды и роликовые коньки.
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал Yamaha Motor