Toyota существенно обновила хетчбэк GR Yaris. Инженеры усилили жесткость кузова, нарастили мощность двигателя, предложили новую автоматическую коробку передач, усилили подвеску и модернизировали панель управления. Помимо этого, обновленная модель представлена в эксклюзивных версиях Ogier и Rovanpera, разработанных гонщиками.
Впервые GR Yaris был представлен в 2020 году. С момента запуска модели по всему миру продано свыше 40 000 экземпляров, причем около половины – в Европе. Модель получила такой положительный отклик при запуске, что разработчики Toyota могли бы подумать, что работа завершена. Это был автомобиль, который сразу же взлетел на вершину сегмента хотхетчей, оставив позади всех конкурентов. На самом деле то было только начало истории. За три года, прошедшие с 2020-го, инженерами и дизайнерами прилагались недюжинные усилия, чтобы сделать автомобиль еще лучше: более мощным, более отзывчивым и более управляемым.
С самого начала это был не просто еще один хотхетч: это был автомобиль, который с инженерной точки зрения и дизайна напрямую использовал чемпионский опыт Toyota Gazoo Racing в WRC. Инженеры Toyota Gazoo Racing работали с профессионалами кольцевых и раллийных гонок, чтобы обогатить GR Yaris как автомобиль, который дает особые впечатления. Технические, дизайнерские и конструктивные усовершенствования, по мнению разработчиков, сулят еще большее удовольствие от управления этим полноприводным спортивным автомобилем.
Максимальная мощность турбированного трехцилиндрового двигателя объемом 1,6 л. с. увеличена до 280 л. с. (на 19 л. с.), максимальный крутящий момент возрос на 30 Нм, до 390 Нм. Спортивный звук двигателя форсируется через усилитель аудиосистемы. Восьмиступенчатая автоматическая коробка передач Gazoo Racing Direct оснащена спортивным алгоритмом быстрого переключения. Увеличение количества передач с шести до восьми позволяет трансмиссии иметь более близкие передаточные числа. Оптимизированное программное обеспечение новой трансмиссии настроено, чтобы определять, как водитель использует тормоз и акселератор. Таким образом система предвидит необходимость переключения передач. Управляемость автомобиля поддерживается передним и задним самоблокирующимися дифференциалами Torsen. Оптимальное сцепление и тяга достигаются с помощью системы постоянного полного привода GR-Four с электронным управлением.
Главный инженер Toyota Наохико Сайто заверил, что каждый аспект нового GR Yaris включает в себя ноу-хау и опыт, полученный гонщиками из реальных ситуаций в автоспорте. Новации были испытаны в раллийном чемпионате Японии и в японской серии гонок на выносливость.
В обновленной версии модели доступен новый режим движения, позволяющий адаптировать автомобиль как для спортивной езды, так и для повседневного использования. Режимы Sport, Normal и Eco включают различные настройки электроусилителя рулевого управления, работы кондиционера, реакции дроссельной заслонки и даже приборной панели. В каждом режиме баланс крутящего момента автоматически регулируется в зависимости от действий водителя, поведения автомобиля и состояния дороги.
Новый GR Yaris имеет специально разработанное шасси, сочетающее в себе элементы платформ Toyota GA-B и GA-C. Легкий кузов GR Yaris стал еще жестче за счет увеличения количества сварных швов примерно на 13% и благодаря применению примерно на 24% большего количества конструкционного клея. Крыша автомобиля сделана из легкого «кованого» карбона, капот и двери – из алюминия. В подвеску добавлены дополнительные болты для крепления передних амортизаторов к кузову.
Тормозная система GR Yaris состоит из передних вентилируемых дисков диаметром 35,6 см с четырехпоршневыми алюминиевыми суппортами и задних вентилируемых дисков диаметром 29,7 см с двухпоршневыми алюминиевыми суппортами. Суппорты окрашены в красный цвет и украшены логотипом «GR».
Новый GR Yaris оснащен 18-дюймовыми легкосплавными колесными дисками с многоспицевым дизайном, «обутыми» в высокопроизводительные шины Michelin Pilot 4S. В качестве опции предлагаются 18-дюймовые кованые легкосплавные диски BBS.
Изменения в экстерьере новинки продиктованы функциональностью и инженерной целесообразностью. В передней нижней части автомобиля установлена новая стальная сетка, оптимизированная для наилучшего баланса прочности и снижения веса. Боковая решетка радиатора имеет увеличенное отверстие, а нижняя часть бампера имеет новую разделенную конструкцию, что упрощает и удешевляет ремонт или замену.
В задней части отверстие по нижнему краю накладки позволяет воздуху выходить из-под пола, уменьшая аэродинамическое сопротивление и отводя тепло от выхлопной системы. Задние фонари были подняты повыше, что снизило риск их повреждения. Перенесен и стоп-сигнал – со спойлера на заднюю дверь, чтобы все освещение сзади находилось в прямой видимости для следующих за GR Yaris водителей. Перемещение стоп-сигнала также облегчает замену или настройку спойлера. Новый GR Yaris имеет новый оттенок окраски кузова Precious Metal в дополнение к традиционным цветам Emotional Red, Precious Black и Super White/Platinum White Pearlescent.
В интерьер модели внесены существенные изменения, чтобы придать кабине по-настоящему спортивный вид и удобство. Для быстрого и интуитивно понятного управления изменено положение клавиш – ближе к водителю размещены кнопки интеркулера, системы VSC-Off и аварийной сигнализации. Со стороны пассажира увеличена полка, поэтому появилось место для установки дополнительных счетчиков или штурманского монитора.
Чтобы обеспечить водителю лучшее положение, его сиденье было опущено на 2,5 см, соответствующим образом отрегулировано положение рулевого колеса. Верхний край приборной панели снижен на пять сантиметров, изменилось и положение зеркала заднего вида. Это существенно улучшило обзор для водителя. Новый 12,3-дюймовый цифровой комбиметр имеет два режима компоновки – дорожный и спортивный. Стандартная комплектация модели предусматривает наличие мультимедийной системы Toyota Smart Connect+ с восьмидюймовым сенсорным экраном, навигацию (как облачную, так и встраиваемую), а также интеграцию беспроводного смартфона с сервисами Apple CarPlay и Android Auto.
Новый GR Yaris в стандартной комплектации оснащен третьим поколением системы Toyota Safety Sense, обеспечивающей комплекс мер для обнаружения потенциальных опасностей, предупреждения о них и, при необходимости, рулевого управления или торможения, чтобы избежать столкновения. Система предотвращения столкновений теперь может распознавать мотоциклы и пересекающие дорогу транспортные средства.
Наряду с серийной версией GR Yaris наиболее требовательным ценителям спортивного вождения будут предложены две специальные версии, разработанные при личном участии чемпионов Toyota Gazoo Racing World Rally Team (TGR-WRT) Себастьяна Ожье и Калле Рованперя. Эксклюзивные версии автомобиля были впервые представлены на ралли Монте-Карло, на открытии чемпионата мира по ралли FIA (WRC) 2024 года и будут выпущены в очень ограниченном количестве. Обе версии автомобиля оснащены 1,6-литровым трехцилиндровым двигателем мощностью 280 л. с. с турбонаддувом и крутящим моментом в 390 Нм в сочетании с шестиступенчатой интеллектуальной механической коробкой передач (6iMT).
Текст: Михаил Логинов, фотоматериал Toyota