Презентованный московским Научно-автомоторным институтом (НАМИ) беспилотный пассажирский экипаж под странноватым названием «Шатл» (именно так, с одной «т») на MMAC 2016 издалека привлекал зрителей. В первую очередь благодаря необычной форме, похожей на большущий шлем, забытый здесь одним из героев Star Wars.
Во-вторых, на его борту красовался лейбл «КамАЗ», и это тоже интриговало. А в-третьих, обо всех деталях этого проекта можно было узнать, побеседовав с одним из разработчиков – заместителем генерального директора НАМИ по стратегическому планированию Алексеем Гогенко.
Как выяснилось, «Шатл» создавался и продолжает совершенствоваться НАМИ вместе с партнерами КамАЗ и «Яндекс». Это не просто беспилотное транспортное средство, а нечто гораздо большее. Автомобиль является прототипом своеобразного вида общественного транспорта, которое можно будет вызывать посредством приложения вроде «Яндекс.Такси». К клиенту направится ближайший к нему «шатл», который, следуя по адаптивному маршруту, продиктованному потребностями пассажиров, будет подбирать в пути все новых попутчиков. И так весь день, без перекуров и перерывов на обед, пока есть места в салоне. Сейчас «Шатл» имеет шесть сидячих и столько же стоячих мест.
Строго говоря, то, что мы увидели на выставке, является ходовым макетом, обладающим техническим зрением, основанным на системе видеокамер и радаров. Для прототипа не требуется нанесение специальной дорожной разметки, и это принципиально важно с точки зрения проектировщиков, так как они хотят, чтобы автомобиль мог выполнять свою работу при уже существующей инфраструктуре, чтобы он уже сейчас мог двигаться везде, где проложен асфальт.
Сейчас на концепте конструкторская группа отрабатывает различные системные решения – навигационные, ходовые, эргономические и другие. В будущем этот элемент транспортной системы, возможно, приобретет мотор-колеса, сможет обмениваться информацией с другими автомобилями в потоке.
По оценке Алексея Гогенко, в серийное производство автомобиль реально запустить уже через два года. Он уверен, что к 2025 году беспилотные автомобили займут свое место на дорогах общего пользования. Они придут туда из закрытых муниципальных зон – парков и служебных территорий, где в первое время будут доказывать свою жизнеспособность, практичность и рентабельность. К тому времени дозреют и техрегламенты, нормативно-техническая база, будут дополнены правила дорожного движения.
Кузов «Шатла», в который интегрированы несущие стальные каркас и рама, выполнен из пластика. Он имеет раздвижные двери по обеим сторонам и низкий пол, входить внутрь довольно удобно. Все колеса автомобиля поворачиваются. Машина развивает скорость в 25 км/ч, серийные же экземпляры смогут ездить быстрее – до 40 км/ч.
Мы поинтересовались, не тяжело ли психологически будет ехать по городу с напряженным движением в автомобиле без водителя. Оказалось, что для работающего с беспилотниками уже около пяти лет Алексея это не представляет проблем, но он признает, что поначалу может показаться неуютно и страшновато.
Ну что ж, если верить прогнозам, ждать услужливых беспилотников нам осталось не так долго. Тем временем «Шатл» усовершенствуют, научат уму-разуму, да, глядишь, и вторую букву «т» в название добавят. Тогда и поедем!
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал Pitstop