Последнее ралли сезона 2013 года традиционно началось с квалификации. Лучшее время на ней показал действующий чемпион мира Себастьян Ожье. Правда, занявший второе место Тьерри Невилль уступил лидеру всего семь сотых секунды. А вот оказавшийся третьим Евгений Новиков проигрывал уже почти две секунды.
Выбор стартовых позиций, последовавший за квалификацией, также не принес особых сюрпризов. Порядок старта практически соответствовал итогам квалификации. Единственным отличием стало первое место Яри-Матти Латвалы. Победители квалификации предпочли не занимать первую позицию, и в итоге она отошла финну.
Как показал первый спецучасток, выбор первых стартовых позиций был совершенно верным. Уже по итогам СУ 1 Ожье, Латвала и Невилль ушли в заметный отрыв, опережая всех остальных как минимум на 4 секунды. Последующий спецучасток лишь подтвердил расстановку сил. Лидирующая тройка оторвалась от остального пелетона почти на 10 секунд. Последний доп четверга сохранил эту тенденцию. Единственным интересным событием стал обгон Латвалы Невиллем. Бельгиец смог выиграть третий спецучасток и опередить Латвалу на две секунды.
Второй день ралли также не собирался менять ситуацию. На первом спецучастке пятницы, который стал самым длинным в гонке, Себастьян Ожье лишь нарастил свое преимущество, и идущий вторым Невилль увеличил свой отрыв от Латвалы. С трассы вылетел дебютировавший в WRC Роберт Кубица. Для новоиспеченного чемпиона WRC 2 первая гонка в высшем дивизионе завершилась неудачей. Все же стоит отметить, что Volkswagen в тот день был на голову выше всех команд. Так, на последнем спецучастке утренней секции Латвала и Ожье оформили очередной дубль и финн смог отыграть второе место у Невилля. После этого бельгиец лишь продолжал отставать и к концу второго дня ралли уступал лидеру уже более минуты. Но этот результат можно считать весьма сносным, по сравнению с тем, что происходило с командой Citroen. Еще до старта гонки Дани Сордо получил пятиминутный штраф за использование девятого шасси по ходу сезона (при ограничении – восемь). Как выяснилось позже, это была ошибка команды, но тем не менее испанец оказался в заведомо невыгодном положении. После, в пятницу, перевернулся Роберт Кубица, о чем уже говорилось выше. Но гораздо более обидным стал сход Микко Хирвонена, который на момент вылета занимал четвертую позицию. Повреждения его Citroen оказались достаточно серьезными, чтобы оформить сход. В итоге к началу субботы в первой десятке оказался лишь один представитель «двойных шевронов» – Дани Сордо, героически сумевший пробиться на девятое место.
Суббота продолжала преподносить неприятности всем, кроме пилотов Volkswagen. На 11-ом спецучастке завершил гонку Евгений Новиков. Россиянин оформил сход, вылетев с трассы и разбив автомобиль. К счастью, ни сам пилот, ни штурман не пострадали.
По ходу третьего дня Ожье и Латвала продолжали коллекционировать победы на спецучастках. Невилль же совсем оставил надежды побороться за второе место с финном. Его уже больше занимали надвигавшиеся проблемы в лице Андреаса Миккельсона. Норвежец активно сокращал отставание от бельгийца, занимавшего третье место, и тройной подиум Volkswagen был вполне реальным развитием событий. Но к концу субботы такой сценарий еще не реализовался. Миккельсон по-прежнему отставал от Невилля на двадцать секунд.
Зато повторился другой сценарий, вполне типичный для нынешнего года, но немного позабытый на последних этапах. Система хронометража дала сбой и с завидной регулярностью отправляла добрую часть участников в «сошедшие», затем столь же неожиданно возвращала их обратно, а потом все повторялось.
Но не только неполадки с техникой привнесли разнообразие в ход гонки. Последний спецучасток субботы пришлось приостановить, когда на трассе появились зрители. К этому моменту дистанцию преодолели лишь четыре пилота, остальным пришлось ждать. Организаторы потратили немало времени, чтобы восстановить порядок, и в итоге все смогли благополучно завершить прохождение допа. За этой неразберихой скрывалась абсолютная стабильность в расстановке сил, которую мог нарушить лишь последний день ралли.
На первом допе заключительного дня ралли частично решилась проблема Тьерри Невилля. Преследовавший его Андреас Миккельсон допустил ошибку и откатился на пятое место. Четвертое место отошло Мадсу Остбергу. А когда настала пора Power Stage, пилоты, лидировавшие в гонке, уступили инициативу своим соперникам. А те, кто не претендовал на высокие позиции, могли в полную силу побороться за бонусные очки. Так, лучшими оказались Невилль, Новиков и Остберг. Они заработали три, два и одно очко соответственно.
20-й и 22-й допы запомнились в основном лишь возобновившимися перебоями в работе хронометража. Так, например, в какой-то момент, когда Ожье уже давал послефинишный комментарий, система показывала, что он еще не финишировал. Но пока организаторы пытались разобраться в том, каков же порядок гонщиков, ралли финишировало. Себастьян Ожье одержал очередную победу, триумфально завершив чемпионский сезон. Компанию на подиуме ему составили его партнер Яри-Матти Латвала и гонщик M-Sport Тьерри Невилль.
Ралли Великобритании: |
Итоги чемпионата: |
1. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport» 2. Яри-Матти Латвала «Volkswagen Motorsport» 3. Тьерри Невилль «Qatar» 4. Мадс Остберг «Qatar M-Sport» 5. Андреас Миккельсон «Volkswagen Motorsport II» 6. Мартин Прокоп «Jipocar Czech National» 7. Дани Сордо «Citroen Total Abu Dhabi» 8. Элфин Еванс «Qatar M-Sport» 9. Яри Кетомаа «DMACK – AUTOTEK» 10. Марк Хиггинс «Symtech Racing» |
1. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport» 290 2. Тьерри Невилль «Qatar» 176 3. Яри-Матти Латвала «Volkswagen Motorsport» 162 4. Микко Хирвонен «Citroen Total Abu Dhabi» 126 5. Дани Сордо «Citroen Total Abu Dhabi» 123 6. Мадс Остберг «Qatar M-Sport» 102 7. Евгений Новиков «Qatar M-Sport» 69 8. Себастьян Леб «Citroen Total Abu Dhabi» 68 9. Мартин Прокоп «Jipocar Czech National» 63 10. Андреас Миккельсон «Volkswagen Motorsport II» 50 |
О трассе
Ралли Великобритании стало финальным этапом чемпионата мира 2013 года. Гонка традиционно прошла на западном побережье острова, близ города Кардиф. Дорожным покрытием на этот раз стал грунт. Квалификация прошла в четверг, тогда же дали торжественный старт, и сразу гонщики смогли приступить непосредственно к борьбе на трассе. Дистанция этапа равнялась 1601,84 км, 312,38 из которых приходилось на спецучастки. Гоночная дистанция была распределена следующим образом: в первый день – 24,98 км, во второй – 137,06 км, в третий – 98,42 км, в четвертый – 51,92 км. Спецучастки, которых в общей сложности насчитывалось 22, распределились неравномерно: в пятницу и воскресенье пилоты проехали по 6 допов, в субботу преодолели 7, а в четверг – лишь 3. Самым продолжительным стал Hafren, длиной в 32,14 км. Он значился в начале обеих пятничных секций. Самым же коротким был Chirk Castle, который завершил программу субботы. Его длина – всего 2,06 км.
Текст: Георгий Турчак
Фотоматериал: RedBull