Если судьба чемпионского титула решается до окончания последней гонки сезона, это и плохо, и хорошо. Плохо, потому что интрига уже исчерпана и никакого принципиально нового развития ситуация не получит. С другой стороны, главные места в чемпионате уже распределены, и, значит, можно рискнуть чуть больше обычного, так как на итоговый результат это никак не повлияет. Именно таким и стало ралли Великобритании, закрывавшее сезон 2014 года.
Началась гонка без особых сюрпризов. На шейкдауне гонщики Volkswagen заняли три первых места, причем впереди оказался Андреас Миккельсон, оставив позади своих именитых напарников. Снова порадовал Роберт Кубица, занявший четвертое место. Оставалось сохранить этот темп на протяжении трех дней и не попасть в аварию, что весьма часто случалось в этом сезоне.
На первом же зачетном допе инициативу в свои руки взял Себастьян Ожье, он опередил своих напарников и вышел в лидеры. Тем не менее вся первая тройка по-прежнему состояла лишь из гонщиков Volkswagen. За неимением целей в чемпионате они, похоже, решили полностью выложиться на последнем этапе, чтобы порадовать болельщиков и руководство команды. Однако уже на втором спецучастке повышенный риск, на который пошли гонщики, начал давать о себе знать. Вылетел с трассы Андреас Миккельсон, и хотя позже он смог вернуться, две потерянные минуты выбили его из лидирующей тройки. Место Андреаса занял лидер команды Citroen – Мадс Остберг. Чуть позже Миккельсон окончательно оформил сход. Его напарники тем временем не давали друг другу расслабиться, поочередно выигрывая спецучастки и все больше и больше отрываясь от Осберга, который весьма уверенно удерживал третью позицию.
Во время второго прохождения утренней секции начался дождь. Но это никак не повлияло на расстановку сил. Положение в первой тройке оставалось прежним. Лишь гонщики ближе к концу первой десятки почувствовали ухудшение дорожных условий, что вылилось в ошибки и потери позиций. Правда, под конец дня пострадали и лидеры. На финиш СУ 5 Себастьян Ожье прибыл без ветрового стекла. Но это не помешало ему остаться лидером, хотя победу на допе он и упустил. К концу дня Ожье опережал своего напарника уже на 6 с лишним секунд. На третье место вышел неплохо преодолевший последние допы Микко Хирвоннен. Однако дуэт лидеров оторвался от него более чем на минуту.
Первые допы дня обычно не очень благосклонны к пилотам Volkswagen. Так было и в пятницу, когда шансы на хороший результат потерял Андреас Миккельсон, вылетев с трассы. Так случилось и в субботу, когда на первом допе не вписался в поворот Яри-Матти Латвала. В итоге – 3 минуты потерянного времени и позиция вдали от лидеров. Второе место после неприятности Латвалы занял Микко Хирвонен. А третьим стал представитель Citroen – Крис Мик. Но даже, несмотря на то что Ожье также косвенно пострадал от аварии Латвалы (он был вынужден замедлиться в месте вылета), Хирвонен и Мик не смогли сократить свое отставание и уступали лидеру около минуты с четвертью. И вполне логично, что обладатели второго и третьего мест сосредоточились на борьбе между собой. Но, следя только друг за другом, они не заметили, как из глубин первой десятки к ним подтянулся Мадс Остберг. Причем уже к концу 11 СУ Мадс смог вернуть себе третье место и бросился в погоню за Хирвоненом. Нельзя сказать, что Остберг ехал значительно быстрее, но даже тех десятых, что он смог отыграть, хватило ему, чтобы к концу утренней субботней секции отобрать второе место у Хирвонена. Тем временем Андреас Миккельсон штамповал победы на спецучастках. Но последствия пятничной аварии давали о себе знать. Он по-прежнему не входил даже в призовую десятку. Отрыв Ожье не собирался сокращаться. После проблем у пилотов Volkswagen, реальных соперников у Себастьяна не осталось.
В субботу после обеда гонщики жаловались на особенно скользкие спецучастки. Но не только эти проблемы преследовали спортсменов. Так, например, обладатель второго места Мадс Остберг получил штраф в 10 секунд за позднее прибытие на контрольную точку и откатился на четвертое место, пропустив вперед и Хирвонена, и даже Мика. Пробившись на второе место, Хирвонен постарался ухватиться за него «мертвой хваткой». Финн проводил свою последнюю гонку в карьере и очень хотел показать максимально возможный результат. Последние допы второго дня не принесли никаких изменений: все та же минута преимущества Ожье, все те же Хирвонен и Мик в зоне подиума.
Последний день гонки был скорее зрительским. За 6 спецучастков гонщики проехали всего 46 км. Отчасти поэтому за весь день не произошло почти ничего существенного. В лидирующей группе Крис Мик поймал прокол и откатился на пятое место. Нижнюю ступень подиума вновь перехватил Мадс Остберг. В таком порядке (Ожье – Хирвонен – Остбрег) лидеры и финишировали, завершив интересный и насыщенный сезон 2014 года.
Ралли Великобритании: |
Итоги сезона: |
1. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport» 2. Микко Хирвонен «M-Sport» 3. Мадс Остберг «Citroen Total Abu Dhabi» 4. Тьерри Невилль «Hyundai Motorsport» 5. Элфин Эванс «M-Sport» 6. Крис Мик «Citroen Total Abu Dhabi» 7. Отт Тянак «M-Sport» 8. Яри-Матти Латвала «Volkswagen Motorsport» 9. Мартин Прокоп «Jipocar Czech National» 10. Хайден Пэддон «Hyundai Motorsport» |
1. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport» 267 2. Яри-Матти Латвала «Volkswagen Motorsport» 218 3. Андреас Миккельсон «Volkswagen Motorsport II» 150 4. Микко Хирвонен «M-Sport» 126 5. Мадс Остберг «Citroen Total Abu Dhabi» 108 6. Тьерри Невилль «Hyundai Motorsport» 105 7. Крис Мик «Citroen Total Abu Dhabi» 92 8. Элфин Эванс «M-Sport» 81 9. Мартин Прокоп «Jipocar Czech National» 44 10. Дани Сордо «Hyundai Motorsport» 40 |
О трассе
Ралли Великобритании стало финальным этапом чемпионата мира 2014 года. Гонка традиционно прошла на западном побережье острова, близ города Кардиф. Дорожным покрытием на этот раз стал грунт. Шейкдаун прошел в четверг, а в пятницу дали торжественный старт, и сразу гонщики смогли приступить непосредственно к борьбе на трассе. Дистанция этапа равнялась 305,64 км. Гоночная дистанция была распределена следующим образом: в первый день – 145,78 км, во второй – 113,74 км, в третий – 46,12 км. Спецучастки, которых в общей сложности насчитывалось 23, распределились неравномерно: в пятницу пилоты проехали 8 допов, в субботу преодолели 9, а в воскресенье – лишь 6. Самым продолжительным стал Hafren – 23,55 км. Он значился в начале обеих пятничных секций. Самым же коротким был Kinmel Park, который завершил программу субботы. Его длина – всего 2,21 км.
Гонщики Volkswagen, понимая, что титул у них уже никто не отнимет, похоже, решили поставить на кон все и провести яркую скоростную гонку. И хотя, безумству храбрых поем мы песню, далеко не всегда им улыбается удача. Отличное тому подтверждение – Ралли Британии 2014.
Текст: Егор Белоусов
Фото: Red Bull Media House