Тем, кому довелось хотя бы раз побывать в Южной или Юго-Восточной Азии, наверняка, помимо древнейших храмов и пагод, запомнились знаменитые разноцветные моторикши, прозванные в народе «Тук-Туками».
Вообще европейский турист, впервые оказавшийся в этой части света, испытывает небольшой шок. Во-первых, потому, что назначение, размер и грузоподъемность транспорта здесь, как правило, не имеют никакого значения, и на автобусах, вместительностью 40–60 посадочных мест, могут перемещаться по 100–120 человек. А на обычном мотобайке, рассчитанном на двух некрупных пассажиров, может ехать целая семья, включая троих детей, жену, мужа и домашних животных. В небогатых индийских провинциях и на Филиппинах иногда для перевозки людей используются грузовики, в которых роль пассажирского отсека выполняет кузов самосвала. И вообще мало кто соблюдает правила движения, зато все постоянно сигналят друг другу. Пользоваться клаксоном принято активно: хочешь повернуть или остановиться – посигналь; недоволен тем, что подрезали, или увидел знакомого – посигналь подольше. Для туриста, не привыкшего к таким условиям, вопрос взять автомобиль в прокат или арендовать мотобайк в городе абсолютно не актуален. Ради собственной безопасности делать этого, конечно же, не стоит и однозначно лучше пользоваться такси. Правда, в дорожной толчее чем меньше средство передвижения, тем у него больше шансов попасть в назначенное место вовремя. Вот и выходит, что единственным правильным выбором в условиях нагруженных городских дорог Южной и Юго-Восточной Азии был и остается «Тук-Тук», маневренность которого уже давно стала легендой.
При поддержке известного производителя энергетиков в Шри-Ланке прошло не имеющее аналогов Ралли «Red Bull Tuk-Tuk». Соревнования объединили 47 экипажей, каждый из которых состоял из одного пилота и одного штурмана. Все участники – профессиональные «моторикши», имеющие за плечами многолетний опыт вождения «Тук-Тука».
В первый день, после старта в городе Дамбулла, пилотов ждали суровые дорожные испытания с прохождением спецучастков (СУ) и контрольных точек. К концу первого дня ралли своим ходом до промежуточного финиша в городе Хабаранна смог добраться только 31 экипаж. В следующий день на трассу вышло 37 экипажей, но до финиша 2 экипажа так и не добралось.
По сложности маршрут гонки не уступал привычной для настоящего ралли трассе, а порой даже и превосходил ее. Водителям и их штурманам за два дня пришлось преодолеть всевозможные речные броды и гравийные дороги, раскаленные шоссе и непролазные джунгли. И со всеми этими трудностями «Тук-Туки» справились «на отлично».
Отправляясь в очередной отпуск в Индонезию, Индию, Таиланд или Шри-Ланку, не упустите возможности получить настоящую порцию адреналина, прокатившись с ветерком на «Тук-Туке». Тем более что, как показывает практика, непреодолимых дорог для этого транспорта просто не бывает!
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал: RedBull