Начиная свой рассказ об открытии чемпионата РК по «драгу», мы и представить себе не могли, что на следующий день, когда отчетная статья о первом этапе будет почти готова, станет известно о страшной трагедии, произошедшей вечером в день соревнований на стадионе «Боролдай-Моторплекс»: 30 июня погиб известный казахстанский пилот – победитель сезона 2011 года в классе PRO-5 Андрей Кулемзин.
День начинался обычно. В субботу по двигавшемуся из города потоку в районе ул. Белинского можно было увидеть тех, кто ехал на стадион. Часть пилотов добиралась своим ходом на подготовленных к «драгу» машинах. Настоящих же «бойцов», не предназначенных для гражданских дорог, везли на порталах. Стадион в ожидании соревнований постепенно оживал, в закрытом парке засуетились механики.
Ближе к обеду солнце припекло основательно и зрители попрятались в тень. В этот день гостей развлекали приглашенные байкеры и диджеи от RedBull’а и, конечно же, традиционные для подобных мероприятий девушки-промоутеры, активно продвигавшие на этот раз приют для бездомных животных «Белый Бим» (www.bim.kz).
Запланированный старт был дан с небольшим опозданием, и на трассе начались квалификационные заезды. Несмотря на спокойствие, наблюдаемое с трибун, в закрытом парке жизнь продолжала кипеть. Предстартовая лихорадка нарастала, это было видно и по постоянному опозданию машин к старту в квалификации, и по настроению пилотов. Шутка ли: первый и самый долгожданный этап для спортсменов, готовивших свои болиды с зимы, несколько раз переносился и плавно докочевал до конца июня. Проводились, конечно же, пятничные гонки и тренировочные заезды, но это все же не настоящие соревнования.
После квалификации определили сетку заездов и действие началось. Со старта машины уходили парами, кто-то ехал в одиночку. Установленная на старте «елочка» отмечала частым морганием дорожку победителя, а зрители ликовали и подбадривали своих фаворитов. Особенное внимание досталось «Доджу», контрастирующему с привычными для драг-рейсинга машинами, традиционно не блещущими внешним видом. Тепло встретили зрители Bentley Continental, пилот которого пообещал в случае победы передать все полученное вознаграждение в приют для животных. К старту участники подъезжали в сопровождении своих команд, которые проводили последний осмотр уже в зоне прогрева. И ничего не предвещало беды.
Все случилось ближе к вечеру. Андрей стартовал один, на своем 500-сильном BMW. С средины трассы машину стало бросать из стороны в сторону по драг-стрипу. По следам, оставленным протектором шин на трассе, было видно, как пилот пытался до последнего держать траекторию. До старта Андрей все же добрался, и, более того, пересек передней осью телеметрические датчики, которые зафиксировали и рекордное время – менее 10 секунд, и… фатальную для таких заносов скорость – 240 км/ч. Дальше все случилось мгновенно. Не спас пилота ни каркас безопасности, ни спортивные ремни.
Сейчас, спустя какое-то время, когда подогреваемые интернет-болтунами страсти немного улеглись, и в результате расследования, проводимого по материалам видеофиксации и опросу очевидцев, вынесен официальный вердикт «несчастный случай», можно говорить фактами, но стоит ли… Все мы запомним Андрея живым, веселым, всегда улыбающимся парнем, легко откликающимся на чужую боль и радость. Он пришел в автоспорт не вчера и, как говорится, вырос на трассе.
Все без исключения рейсеры отзываются о нем, как о пилоте высокого класса. Нелепая случайность имеет место быть в автоспорте, и тем, кто на трассе, всегда стоит об этом помнить.
Сегодня звучат предложения назвать один из этапов республиканских соревнований в память Андрея, и это отличная идея. А вот если Motorplex все же постараются закрыть, будет нездорово. Посудите сами: за последние несколько лет культура драг-рейсинга переросла из обычных уличных нелегальных гонок во что-то большее и получила официальный статус. Теперь чемпионат включен в реестр проводимых под надзором ФАМС РК соревнований. Для сведущих в автоспорте людей это означает приведение регламента гонок и драг-стрипа стадиона в соответствие с международными стандартами и однозначное ужесточение требований к безопасности, которые теперь, после трагических событий июня, будут еще строже.
Если же стадион закрыть, то вся немалочисленная братия пилотов и любителей драг-рейсинга неизбежно окажется на улицах. Безопасности дорожному движению это не добавит. Вспомнить хотя бы нелегальные заезды по пр. Абая и в районе алматинского аэропорта.
Впрочем, пока соревнования приостановлены только до августа и вполне возможно, что чемпионат будет продолжаться.
Текст и фотоматериал: Pitstop