Ралли Швеции 2013 года начало привлекать внимание еще до старта самой гонки. Дело в том, что организаторы предложили болельщикам определить пары пилотов, которые будут бороться друг с другом на открывающем ралли зрительском спецучастке в Карлштадте. Принять участие в составлении пар могли все желающие, просто предложив свой вариант на сервисе Facebook. Голосование завершилось за день до старта, и в итоге стартовая таблица выглядела следующим образом: Себастьяну Лёбу предстояло сразиться с Себастьяном Ожье, Микко Хирвонену – с Яри-Матти Латвалой, а Евгению Новикову – с Дани Сордо. Борьба обещала быть чрезвычайно интересной.
Но прежде чем шоу началось, гонщикам предстояло проехать квалификацию. И здесь пилотов ждал серьезный сюрприз: покрытие трассы на квалификации, в отличие от покрытия при пробных заездах, серьезно улучшилось. Казалось, пилоты должны были лишь порадоваться, но те, кто стартовал первым, держались на трассе весьма осторожно. Те же, кто отправился в бой чуть позже, ехали по проторенному пути, чаще рисковали и атаковали соперников. Из-за этого протокол квалификации выглядел весьма необычно: многие лидеры остались в конце первой десятки. Впрочем, Себастьян Ожье на Volkswagen оказался первым. При выборе стартовой позиции все старались начать гонку как можно позже, чтобы уже иметь представление о том, что их ждет. Но кто-то должен был начать, и им стал Яркко Никара на Mini.
После старта все сразу встало на свои места. Короткий зрительский спецучасток остался за Себастьяном Лебом на Citroen. Перед гонкой француз заявил, что на этом этапе он собирается выложиться по полной, так как последний раз ему удалось победить здесь в далеком 2004. В этом году ему уже не нужно думать о чемпионате, а значит, можно рисковать больше обычного. Всего полсекунды лидеру уступили Евгений Новиков и Яри-Матти Латвала. На этом программа первого дня была завершена.
После старта второго дня о себе напомнил Себастьян Ожье. Француз выиграл два первых спецучастка и захватил лидерство в гонке. Позади остались и Себастьян Леб, и Яри-Мати Латвала. Какое-то время француз оставался на третьей строчке, но затем смог отыграться и вернул себе вторую позицию, хотя отставание Латвалы было меньше секунды. А вот Ожье был впереди уже на 10 с лишним секунд. Но им еще повезло, а вот Мико Хирвонен и вовсе потерял несколько десятков секунд из-за того, что застрял после очередного вылета. Победителем же последнего утреннего допа стал Мадс Остберг.
Послеобеденные пятничные спецучастки в основном были ознаменованы борьбой за второе место. Если относительно лидерства Ожье не возникало никаких сомнений, то занимавший вторую позицию Яри-Мати Латвала с трудом смог опередить Себастьяна Леба и теперь пытался удержать француза позади. Правда, удавалось это ему недолго. Спустя пару спецучастков, действующий чемпион мира взял реванш и вернул себе второе место. Меньше повезло его напарнику по Citroen: во время прохождения шестого спецучастка Дани Сордо вылетел в сугроб.
Утренняя субботняя секция прошла достаточно разнообразно. На четырех спецучастках победу одержали четыре разных пилота. Борьба шла очень плотно, и порой гонщиков разделяли десятые доли секунды. Отметиться на первой строчке успели Ожье, Леб, Латвала и Хирвонен. И хотя, с точки зрения болельщиков, это выглядело достаточно интересно, такое отсутствие стабильности никак не повлияло на результаты. Лидирующий Ожье лишь самую малость подпустил к себе Леба. Разница между ними теперь составляла 25 секунд. Третьим по-прежнему шел Латвала, все больше проигрывая французской паре Себов.
Их сражение продолжилось и после обеда. Порой Леб и Ожье задавали такой темп, что угнаться за ними было не под силу. Соперники проигрывали по 5 секунд, но ничего не могли им противопоставить. А для двоих французов это противостояние было делом чести. Возможные очки не интересовали ни одного, ни другого Себа: Леба, потому что он не участвует в борьбе за титул, а лишь пилотирует в свое удовольствие. Соответственно и Ожье понимал, что в любом случае наберет больше очков, чем любой другой соперник, и победа над Лебом могла стать своеобразной «вишенкой на торте». А вот позади них шла реальная борьба за очки. Мадс Остберг, который в течение предыдущего дня приближался к Латвале, наконец сократил отставание до минимума и сделал решающий шаг. После четырнадцатого спецучастка Мадсу удалось выйти вперед. Причем Яри-Мати или не спешил возвращать позицию, или не мог, потому что к концу дня разрыв между двумя этими гонщиками вырос до шести с лишним секунд. Тем временем эта пара отставала от лидирующего дуэта уже почти на полминуты. Хотя Себа и Себа между собой разделяло более 25 секунд.
Пыл борьбы не остыл даже на следующий день. Леб выиграл два первых спецучастка, понемногу «отгрызая» то преимущество, которое создал Ожье в первые два дня гонки. Частично Лебу помогли и мелкие ошибки соперника. Но как бы ни старался девятикратный чемпион, его отставание составляло более двадцати секунд. Тем не менее перед стартом финального дня соревнований представители «двойного шеврона» заявили, что сдаваться они не собираются. Но даже столь положительный настрой не помог им, когда на предпоследнем спецучастке Леб допустил пару ошибок и, дабы не рисковать сверх меры, решил смириться со второй позицией. И хотя это, возможно, и расстроило его болельщиков, именно такие решения и делают гонщиков чемпионами.
Итоговые позиции в гонке уже фактически были определены. И единственное, что оставалось невыясненным, так это имена тех, кто получит дополнительные очки на Power Stage. Некоторые ради пары лишних баллов были даже готовы идти на различные ухищрения. Так, Мико Хирвонен намеренно опоздал на старт последнего спецучастка, чтобы проехать его по уже раскатанной дороге, но это ему не помогло – он остался лишь на четвертом месте. А три, два и одно очко соответственно получили Себастьян Ожье, Яри-Матти Латвала и Мадс Остберг.
Таким образом, ситуация начинает складываться в пользу Volkswagen. Ожье лидирует в личном зачете, а Citroen опережает своих соперников всего на два очка. Справедливости ради стоит отметить, что львиную долю этих очков заработал Леб. А значит, чтобы сохранить эту планку на тех этапах, когда Леб не сядет за руль, Мико Хирвонену и Даниэлю Сордо придется очень сильно стараться. Как они с этим справятся, мы увидим уже совсем скоро.
Ралли Швеции: |
Личный зачет: |
1. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport» 2. Себастьян Лёб «Citroen Total Abu Dhabi» +41.8 3. Мадс Остберг «Qatar M-Sport» +1:24.5 4. Яри-Матти Латвала « Volkswagen Motorsport » +1:30.6 5. Тьерри Невилль «Qatar» +5:06.4 6. Юхо Хяннинен « Qatar » +5:43.1 7. Мартин Прокоп «Jipocar Czech National» +11:25.4 8. Хеннинг Солберг «Henning Solberg» +11:52.7 9. Евгений Новиков «Qatar M-Sport» +13:04.7 10. Язид Аль-Раджи «Yazeed Racing» +16:27.0 |
1. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport» 46 2. Себастьян Лёб «Citroen Total Abu Dhabi» 43 3. Мадс Остберг «Qatar M-Sport» 24 4. Даниэль Сордо «Citroen Total Abu Dhabi» 15 5. Яри-Матти Латвала « Volkswagen Motorsport » 14 6. Микко Хирвонен «Citroen Total Abu Dhabi» 12 7. Мартин Прокоп «Jipocar Czech National» 12 8. Брайан Буфье «Буфье Брайан» 10 9. Тьерри Невилль «Qatar» 10 10. Юхо Хяннинен «Qatar» 8 |
О трассе:
«Ралли Швеции стало первым этапом чемпионата 2013 года, прошедшим на снежном покрытии. После переменчивых условий ралли Монте-Карло в Швеции состояние трассы предугадать было достаточно легко. За четыре дня гонки пилоты преодолели без малого 340 км по территории Швеции и Норвегии. Дистанция была разделена на 22 спецучастка. Самым длинным из них стал СУ Mitanderfors (27,07 км), открывавший программу финального дня, а по самому короткому гонщики дважды проехали в субботу. Им стал Hagfors Sprint, длиной всего в 1,87 км».
«Ралли Швеции показало, насколько сильна команда Volkswagen, пришедшая покорять чемпионат. Действующий чемпион мира, Себастьян Леб, был наголову разбит своим бывшим напарником. И даже если бы Леб проводил в этом году полный сезон, маловероятно, что его победа была бы гарантирована. А без него шансы Citroen и вовсе становятся призрачными».
Текст: Георгий Турчак
Фотоматериал: команд, спонсоров и автопроизводителей