Что нового, 2015-й?
Календарь
По сравнению с предыдущими сезонами контуры чемпионата 2015 года определились достаточно рано. Прошедшее в декабре в столице Катара, Дохе, заседание Всемирного Совета FIA по автоспорту вновь попыталось установить рекорд. В опубликованном календаре чемпионата Формулы-1 на 2015 год значится 21 гонка.
Расписание сохранило все этапы 2014 года и включило два новых. И если появление Гран-при Мексики никого не удивило, так как подготовка к этому этапу шла уже давно, да и организаторы чемпионата регулярно информировали о статусе гонки, то большой интерес вызвало возвращение в календарь Гран-при Кореи. Гонки на автодроме в небольшом портовом городке Мокпо проходили с 2010 по 2013 год. Первоначальные грандиозные планы организаторов этого гран-при не были реализованы, и вместо современного делового центра трассу окружали лишь болота и пустоши. Также отмечались финансовые проблемы, которые и стали «последним гвоздем в крышке гроба» проекта.
Соответственно, появление гонки в календаре 2015 года вызвало немалое удивление. Одной из возможных причин столь внезапного возвращения называли желание организаторов обойти свои же технические ограничения и сделать этапы более зрелищными. Согласно техническому регламенту в сезоне 2015 года команды могли использовать не более четырех силовых установок за сезон для каждого болида. Однако если чемпионат состоит более чем из 20 гонок, то количество двигателей увеличивается до пяти. Причем количество установок не уменьшится, даже если по факту несколько гонок не состоится. Этим самым организаторы хотели помочь производителям силовых установок, надежность которых в 2014 году оставляла желать лучшего. Косвенно эту версию подтвердил и глава FOM Берни Экклстоун. Он заявил, что гонка, скорее всего, не состоится и включена в календарь лишь для того, чтобы соблюсти контрактные обязательства. Но вскоре было объявлено, что в целях снижения расходов в сезоне 2015 года на каждый болид придется лишь четыре силовых установки. Хитрая затея не прошла.
Так что вопрос о рекорде по количеству Гран-при за сезон остается открытым, но надежда на установку нового рекорда еще остается, что не может не радовать болельщиков.
Составы
Не менее интересным был вопрос о составе команд. Но и эта задача была решена к новому году. Четыре команды полностью сохранили свой состав. Среди них – чемпионы из Mercedes, Williams, ForceIndia и Lotus. Еще в двух командах вопрос о составах был второстепенным. Caterham и Marussia в первую очередь должны были решить проблему своего выживания. И хотя заявки на участие в чемпионате были поданы, в то, что команды выйдут на старт гонки в Австралии, не верилось уже никому.
Что до главных событий на рынке пилотов, то они приняли неожиданный оборот еще в октябре, когда команда RedBull объявила состав на 2015 год. Среди основных гонщиков не оказалось Себастьяна Феттеля. На его место пришел Даниил Квят, а Кристиан Хорнер заявил, что Феттель переходит в Ferrari. Итальянская команда и сам Феттель тем временем хранили молчание. Время шло, места в командах заполнялись. Sauber объявили о том, что полностью меняют состав, и в 2015 году за руль швейцарских болидов сядут Маркус Эрриксон и Фелипе Наср. Следующим пазлом в общей картине стало объявление состава Ferrari.
«Скудерия» подтвердила ходившие слухи: цвета итальянской команды будут защищать Феттель и Райкконен. Судьба Алонсо была хоть и очевидна, но не формализована. Оставалось лишь три свободных места. В ToroRosso не назвали, кто будет напарником юного дебютанта Макса Ферстаппена. А в McLaren и вовсе не определились с пилотами. Очевидно, что Фернандо не являлся кандидатом на место в младшей команде RedBull. Да и в ToroRosso довольно скоро заявили, что вторым гонщиком станет Карлос Сайнс.
Единственным вариантом для Алонсо осталось место в McLaren. Хотя ходили слухи и о том, что испанец проведет год в гонках на выносливость, чтобы в 2016 присоединиться к Mercedes. Не меньшей интригой оставалось и имя его будущего напарника. Кандидатуру Кевина Магнуссена поддерживал Рон Деннис, а на подписании контракта с Дженсоном Баттоном настаивали другие акционеры McLaren. Как позже выяснилось, Деннис остался в меньшинстве, и напарником Алонсо стал Баттон. Магнуссену была отведена роль тест-пилота.
Команды
Возвращаясь к Ferrari, стоит сказать, что замена Алонсо на Феттеля далеко не единственная из кадровых перестановок. Уже после окончания сезона был назначен третий за 9 месяцев руководитель команды. И если сменивший Стефано Доменикалли Марко Матиаччи не запомнился в связи с многочисленными увольнениями, то пришедший на его место Арривабене начал серьезные кадровые перемены. Итог им подводить пока рано, так как очевидно, что сезон 2015 года вновь окажется для Ferrari переходным.
В RedBull фактически расстались со своим главным конструктором Эдрианом Ньюи. После прихода в австрийскую команду он стал соавтором четырех подряд чемпионских титулов и Кубков конструкторов. И хотя его вклад в разработку болида 2015 года весьма велик, Эдриан отошел от активной работы с командой, завершив тем самым целую эпоху своих достижений.
Также 2014 год стал последним для многолетнего сотрудничества McLaren и Mercedes. Британская команда решила возобновить сотрудничество с мотористами Honda, которое на рубеже 80-х и 90-х годов имело большой успех. Удастся ли повторить те достижения снова – большой вопрос. Но ответ не заставит себя долго ждать.
Несмотря на потерю одного из клиентов, Mercedes остался «при своих», так как в пользу немецкого производителя от силовых установок Renault отказалась команда Lotus.
Правила
Слегка подверглись изменению и спортивные правила чемпионата. К радости множества болельщиков, в последней гонке следующего чемпионата не будут начисляться двойные очки. Не прошли и две другие инициативы, бурно обсуждаемые в этом году. Одна из них – старт с места после ухода с трассы автомобиля безопасности. Идея понравилась болельщикам, но была отвергнута организаторами чемпионата и командами по двум причинам. Во-первых, старт с места лишний раз будет нагружать и без того страдающие двигатели. Во-вторых, при повторном старте с места возрастет вероятность аварий.
Новости от FIA
В королевских гонках не была принята и идея об ограничении радиопереговоров между пилотами и их инженерами, чтобы повысить роль гонщика в процессе пилотирования. И хотя в Формуле-1 эта идея не прошла, ее приняли к исполнению в чемпионате по ралли (WRC). Правда, и там гонщики холодно восприняли инициативу, заявив, что данное нововведение вряд ли окажет сколько-нибудь существенное влияние на расстановку сил. Как это скажется на результатах в действительности, станет известно уже совсем скоро. Ждать первой гонки осталось всего ничего.
Что касается гонщиков, то мировой раллийный чемпионат, в отличие от Формулы-1, не порадовал нас интригами относительно составов на следующий год. Все основные команды сохранили контракты со своими пилотами. Календарь также не претерпел серьезных изменений. Лишь ралли Португалии и Аргентины поменялись местами. И хотя межсезонье в чемпионате по ралли оказалось не очень насыщенным, есть все основания полагать, что интересный сезон сполна компенсирует появившееся легкое разочарование.
Текст: Егор Белоусов,
Фотоматериал: Red Bull Media House\Daimler