Первую выездную серию сезона 2015 года завершала гонка в Бахрейне. После неоднозначных первых гран-при фаворит этапа в Персидском заливе был совсем не очевиден. С одной стороны, жаркий климат должен был дать преимущество Ferrari, как это уже случилось в Малайзии. А с другой – гонка проходила при искусственном освещении, что нивелировало фактор климата. Выходило, что грань, разделяющая благоприятные условия для Mercedes и Ferrari очень тонка, и как сложатся условия, было неясно. Свободные заезды лишь усугубили противоречия. На практиках, которые проходили в светлое время суток, безраздельно доминировали гонщики итальянской команды, а как только солнце садилось, первые позиции занимали пилоты немецкого коллектива.
Квалификация все более или менее расставила по местам. Поул, как и в трех предыдущих гонках, взял Хэмильтон. Но его напарник оказался лишь третьим. Второе и четвертое места отошли Феттелю и Райкконену. Но все зависело от тактики и расхода резины в гонке. На старте Росберг не мог удержать третье место и пропустил вперед Райкконена. Но ненадолго. Уже через пару кругов Нико провел контратаку. Вскоре под атаки Росберга попал и Феттель, занимавший второе место. Ferrari хоть и смогли приблизиться к лидерам, темпа для удержания позиций у них не хватало. И «серебряным стрелам» серьезного отрыва обеспечить не удалось. Однако в отличие от предыдущей гонки, где борьба проходила лишь в хвосте плетона, на этот раз оспаривались и самые высокие позиции.
Когда стало очевидно, что благодаря чистой скорости Ferrari не смогут соперничать с Mercedes, в дело вступила другая переменная – тактика. И если для Хэмильтона и Росберга были применены одинаковые схемы, то Феттеля и Райкконена ждали разные стратегии. К сожалению, полноценно сравнить оба варианта не удалось. А все потому, что Феттель, слишком активно атакуя поребрик, сломал переднее антикрыло. Ему пришлось совершать лишнюю остановку, после которой он застрял за Боттасом. Несмотря на явное преимущество в скорости, Феттель в течение пары десятков кругов не мог пройти финна, и так и финишировал пятым, позади Боттаса. Борьба за места на подиуме прошла без него. Но даже при таком раскладе болельщикам скучать не пришлось.
Вопросы, накопившиеся по ходу выездной серии гонок, похоже, разрешены. В первых гонках Ferrari продемонстрировала темп, позволяющий временами вмешиваться в борьбу за лидерство, что зародило надежду в сердцах болельщиков итальянской команды. Но возвращение в Европу расставило все на свои места, и теперь только самый отчаянный оптимист верит, что кто-то, кроме Mercedes, вмешается в борьбу за титул.
Когда все пит-стопы остались позади, в лидерах по-прежнему был Хэмильтон. Второе место занимал Росберг, а третье – Райкконен. Но, благодаря отличной от соперников тактике, последний отрезок Кими проводил на мягких шинах и стремительно сокращал отрыв от пары Mercedes. Однако, как известно, догнать и обогнать – это совершенно разные вещи, что отлично было видно на примере Феттеля и Боттаса. На стороне Райкконена оказалась ненадежность немецких болидов. За полтора круга до финиша на болиде Росберга отказала система торможения brake-by-wire. Эффективность тормозов катастрофически снизилась. Райкконен тут же этим воспользовался и вышел на второе место. За полкруга до финиша проблема возникла и у Хэмильтона. По словам руководителя Mercedes, если бы гонка длилась дольше на 1 круг, выиграл бы Кими. Но победа отошла Льюису.
К удивлению и радости болельщиков Росберга в Испании Хэмильтон впервые в сезоне не смог выиграть поул. Нико, конечно же, воспользовался этим и занял столь важное в Испании первое место в стартовой решетке. Позади пары Mercedes традиционно расположились пилоты Ferrari и Willams. Итальянская команда всерьез надеялась на новинки, которые были привезены в Барселону. Но еще в пятницу от них отказался Райкконен, и на старт в новой конфигурации болида вышел лишь Феттель.
На старте Росберг уверенно сохранил лидерство. А вот стартовая позиция Хэмильтона, расположенная на грязной стороне трассы, сослужила ему дурную службу. Уже к первому повороту Феттель сумел выйти на второе место, опередив Льюиса.
Неудачно провели старт и пилоты Toro Rosso, которые в субботу удивили всех, заняв третий ряд стартового поля. В итоге, к концу первого круга, расклад сил стал вполне привычным. Первая шестерка состояла из Mercedes, Ferrari и Williams в полном составе.
Несмотря на обилие разнообразных поворотов, трасса в Барселоне всегда была одной из самых сложных для обгонов. И это в полной мере на себе испытал Хэмильтон. Пропустив на старте Феттеля, он вплоть до первого пит-стопа не мог обогнать Ferrari, хотя был менее чем в секунде от него. Mercedse планировали вернуть позицию за счет удачного пит-стопа, но и здесь механики в красном оказались проворнее. Пришлось идти на крайние меры и переходить на тактику трех остановок. Это было рискованно, так как, попав в трафик, можно было растерять все преимущество свежей резины. Но Хэмильтон на отлично справился со своей задачей. Проходя круги на жестком составе быстрее всех, он смог создать задел, и после финальной остановки в боксах вернулся впереди Феттеля. Росберг к тому времени был уже далеко впереди. Лидирующая тройка определилась.
А за четвертое место до самого финиша спорили финны Боттас и Райкконен. Кими смог отыграться после старта с 7-го места. Но, не имея решающего преимущества в скорости над Боттасом, на финише остался лишь пятым.
О трассе.
Бахрейн
После Китая Формула-1 переехала на автодром «Сахир». Поскольку трасса построена среди пустыни, в начале гоночного уик-энда гонщики вынуждены расчищать асфальт от нанесенного песка. Чтобы решить эту проблему, организаторы даже пытались обрабатывать окрестные барханы специальным клеящим веществом. Другим серьезным вызовом является погода. Так, в 2004 году прошла одна из самых жарких гонок, когда температура в тени переваливала за 40 плюсовых градусов. Но в прошлом году проблему решили, перенеся гонки на ночь. В 2015-м гонка тоже была ночной. Гонщикам пришлось преодолеть 57 кругов длиной в 5412 м, покрыв дистанцию 308 км.
Испания
Первым европейским треком, принимающим этап Формулы-1, уже в который раз стала испанская Каталония. Этот автодром знаком всем участникам чемпионата лучше любого другого, поскольку именно на нем уже не первое десятилетие проходит львиная доля предсезонных тестов. Возможно, по этой причине гонки в Испании получаются не слишком интересными, ведь пилоты настолько хорошо знают все нюансы трассы, что вероятность ошибок сводится к минимуму. Но есть у каталонского кольца одно очень серьезное преимущество, которым не обладает ни одна другая трасса, – огромное разнообразие виражей. Это значит, что здесь болиды подвергаются всесторонней проверке. Команда, победившая в Каталонии, будет конкурентоспособной на всех остальных этапах чемпионата. Температура, при которой проходит гонка, вполне щадящая, поэтому гонщикам не слишком сложно преодолеть 66 кругов по 4,655 км, чтобы покрыть общую дистанцию в 307,104 км.
Текст: Егор Белоусов,
Фотоматериал команд и производителей