Для болельщиков, кроме тех, кто болел за команду Mercedes, этот сезон вряд ли запомнится как интересный. Но если абстрагироваться от личных пристрастий, можно отметить, что в этом году присутствовала жесткая внутрикомандная борьба, вплоть до столкновений, а судьба титула решилась лишь в последней гонке, были и двойные очки в Абу-Даби, которые, к счастью, не повлияли на итоговый результат, а только доставили болельщикам удовольствие.
На Гран-при Бразилии Льюис Хэмильтон приехал с 24-очковым преимуществом, которое в любой предыдущий год уже могло гарантировать чемпионский титул. Но двойные очки, начислявшиеся в Абу-Даби, откладывали решение вопроса о чемпионстве до последней гонки. Цель, которую поставили себе организаторы чемпионата, – затянуть развязку, была достигнута. Но автомобильному спорту как таковому, это на пользу, явно, не пошло.
Шансы Росберга на титул выглядели все более и более призрачными, тем не менее в Бразилии он был настроен решительно и в субботние заезды взял поул. Но и Хэмильтон заявил, что не собирается просто доезжать сезон, чтобы заработать минимальное необходимое количество очков. Не стоило сбрасывать со счетов и пилотов Williams, которые заняли весь второй ряд стартового поля. Короткая бразильская трасса позволила Массе и Боттасу вплотную приблизиться к лидерам. Реальной конкуренции не получилось. Неплохой темп пилотов Williams был «компенсирован» патологическими неудачами гонщиков. Сначала Фелипе Масса превысил скорость на пит-лейне и получил 5-секундный штраф. У Боттаса случилась заминка на пит-стопе. В итоге пара Mercedes вновь осталась в одиночестве. Но и между ними настоящей борьбы не получилось. Сильный износ резины не позволял гонщикам на протяжении долгого времени атаковать, а, будучи на двух первых позициях, чрезмерно рисковать им не хотелось. Что касается Массы, то он, хоть и сильно отстал, смог сохранить за собой третье место, и, на радость местной публике, поднялся на подиум.
Не добрался до финиша Даниэль Риккардо – австралийца подвела подвеска. Он смог гарантировать себе лишь третье место в чемпионате и вместе с пилотами Mercedes отправиться на церемонию награждения после окончания сезона.
Получила развитие история с Caterham и Marussia. Перед бразильской гонкой англо-российская команда объявила о начале процедуры ликвидации. Судьба команды была решена. Выплат ждали кредиторы и уволенные сотрудники. Что до Caterham, то внешний управляющий предпринял отчаянную попытку собрать деньги на выступление в финале сезона в Абу-Даби. Это принесло свои плоды, и команда все же приехала на последнюю гонку.
Но все внимание в Эмиратах было приковано, конечно же, к Хэмильтону и Росбергу. С одной стороны, Льюису было достаточно второго места, и вне зависимости от результата Нико он становился чемпионом. Учитывая форму Mercedes в этом году, такой результат казался более чем достижимым.
В субботу Росберг взял ситуацию в свои руки и выиграл поул. Хэмильтон расположился на втором месте. Но старт уже сложился в пользу лидера чемпионата. Хэмильтон вчистую выиграл старт, а Росберг с трудом остался на второй позиции. Но гонка была длиной, и случиться могло все, что угодно. Поэтому по радио Нико инструктировали таким образом, чтобы он смог опередить Льюиса хотя бы на пит-стопе и выполнить свой максимум. Дальше можно было надеяться на то, что пилоты Williams, стартовавшие со второго ряда, будут достаточно быстры, чтобы опередить один из Mercedes. Но все эти тактические расстановки пошли прахом.
На 23-м круге Росберг пожаловался на потерю мощности, и из боксов подтвердили отказ гибридной части силовой установки. И хотя двигатели из Штутгарта превосходили конкурентов на несколько десятков «лошадей», это не помогало Нико. Его отставание от Хэмильтона стало стремительно увеличиваться, а Масса, на которого Нико совсем недавно рассчитывал, как на потенциального помощника в борьбе за титул, уже был готов атаковать самого Росберга. За Массой последовали Боттас, Риккардо, Баттон. Вопросы Нико по радио уже звучали в контексте: «На какой позиции нужно финишировать, чтобы выиграть титул при сходе Льюиса?» Такой позицией была 5-я. Но за пять кругов до финиша Нико был уже седьмым. Проблемы усугублялись, и команда предложила Росбергу сойти с дистанции. Но он предпочел финишировать, пусть и на 14-м месте, на которое опустился к концу последнего круга.
Тем временем далеко впереди Хэмильтон уже праздновал победу – чемпионский титул, второй в своей карьере. Он встал в один ряд с такими пилотами как Аскари, Хилл, Кларк, Фиттипальди, Хаккинен и Алонсо. А по количеству побед уступал теперь только Шумахеру, Просту, Сенне и Феттелю.
Гран-при Бразилии |
Гран-при Абу-Даби |
Итоги сезона |
1. Нико Росберг Mercedes 2. Льюис Хэмильтон Mercedes 3. Фелипе Масса Williams 4. Дженсон Баттон McLaren 5. Себастьян Феттель Red Bull Racing 6. Фернандо Алонсо Ferrari 7. Кими Райкконен Ferrari 8. Нико Хюлкенберг Force India 9. Кевин Магнуссен 10. Валттери Боттас Williams |
1. Льюис Хэмильтон Mercedes 2. Фелипе Масса Williams 3. Валттери Боттас Williams 4. Даниэль Риккардо Red Bull 5. Дженсон Баттон McLaren 6. Нико Хюлкенберг Force India 7. Серхио Перес Force India 8. Себастьян Феттель Red Bull 9. Фернандо Алонсо Ferrari 10. Кими Райкконен Ferrari |
1. Льюис Хэмильтон Mercedes 384 2. Нико Росберг Mercedes 317 3. Даниэль Риккардо Red Bull 238 4. Валттери Боттас Williams 186 5. Себастьян Феттель Red Bull 167 6. Фернандо Алонсо Ferrari 161 7. Фелипе Масса Williams 134 8. Дженсон Баттон McLaren 126 9. Нико Хюлкенберг Force India 96 10. Серхио Перес Force India 59 |
О трассе.
Бразилия
В отличие от двух предшествующих гонок, Гран-при Бразилии в Интерлагосе уже стало ветераном формульного календаря. И за те 20 с лишним лет, что трасса присутствует в чемпионате, она успела полюбиться и гонщикам, и болельщикам за неповторимую конфигурацию и непредсказуемую погоду. Нельзя забывать и о невероятном настрое болельщиков, которые поддерживают своих земляков. Однако уровень оснащенности трассы не самый высокий, да и криминогенная обстановка в Сан-Паулу оставляет желать лучшего. Но все это остается в прошлом, как только гаснут красные огни светофора.
Абу-Даби
Автодром главного из эмиратов ОАЭ уже в шестой раз принял у себя этап Формулы-1. Несмотря на это, виды Яс-Марины ни капельки не приедаются даже самым постоянным и требовательным зрителям. Денег на автодром не жалели – стоимость проекта измерялась десятизначными числами. Средства были потрачены не зря. Гран-при Абу-Даби стал первым, стартующим при естественном освещении, а финиширующим при свете прожекторов. Не может не радовать и высочайший уровень подготовки инфраструктуры. Но вот с чем возникают проблемы, так это со зрелищностью. Автодром получился не очень пилотажным и обгонным. Впрочем, это не мешает который год подряд проводить там увлекательные гонки.
Текст: Егор Белоусов,
фотоматериал команд и производителей