После гонки в Австралии ничего интересного любители этого спортивного зрелища не ожидали. Предполагалось, что пилоты Mercedes вновь уверенно разгромят своих соперников, и если не возьмут дубль, то точно финишируют первыми и третьими, и это только в случае чрезвычайных событий.
Практика предположения подтвердила. То Хэмильтон, то Росберг все время были на первой строчке. Но с той же регулярностью на втором месте размещался Райкконен. Однако это были всего лишь свободные заезды, и не стоило пока делать выводы. Отметим, что уже на «Сепанге» на трассу выехали пилоты Manor. Несмотря на то что это были первые круги нового болида, все прошло гладко, хотя скоростью они похвастаться и не могли.
Квалификация добавила новое неизвестное в уравнение расстановки сил. Во второй сессии на трассу обрушился ливень. Все лидеры успели до этого проехать круг, обеспечивший попадание в третий сегмент. Не повезло лишь Райкконену – он остался 11-м. Казалось, главный конкурент Mercedes самоустранился. Третий сегмент прошел на мокрой трассе. Результаты выглядели привычно: Хэмильтон и Росберг стали первым и третьим, второе место занял Феттель, но это можно было списать на капризы погоды, ведь преимущество Mercedes оставалось очевидным.
Однако уже на старте череда «случайностей» продолжилась. Нико Росберг, стартовавший с чистой стороны трассы, не смог опередить Феттеля. Но впереди была длинная гонка, и темп «серебряных стрел» должен был взять свое.
Достаточно скоро настал ключевой момент гонки. На трассе показался автомобиль безопасности после вылета Маркуса Эрриксона. Подавляющее большинство пилотов бросилось на пит-лейн, чтобы провести первый плановый пит-стоп. Но не Феттель. Он остался на трассе, возглавив гонку. В Mercedes были спокойны: Себастьяну тоже нужно будет свернуть в боксы. Так и случилось: Феттель сменил резину и оказался позади двух Mercedes. И тут началось что-то странное. Достаточно быстро Феттель настиг и без проблем опередил Росберга. Подозревая неладное, Хэмильтон обратился к команде с вопросами о тактике, но его заверили, что всем еще предстоит два пит-стопа. Тем временем Себастьян догнал Льюиса, и тот свернул в боксы. Ferrari вновь оказались в лидерах.
После второй волны пит-стопов вновь произошла передача лидерства, но временная. Феттель по-прежнему был впереди. И лишь перед третьим пит-стопом Mercedes ситуация прояснилась: Ferrari лидируют и останавливаться больше не собираются. Последовали нервные переговоры Хэмильтона по радио и попытки отыграться на новой резине. Но, несмотря на, казалось бы, очевидное преимущество Mercedes, Хэмильтон отыгрывал лишь по 0,2-0,3 секунды с круга, и этого было явно мало. Феттель первым увидел клетчатый флаг. И под крики Маурицио Арривабене «Ferrari вернулась!» принес Ferrari первую почти за два года победу.
Энтузиазм болельщиков итальянской команды вместе с Формулой-1 переехал и в Китай. Но, несмотря на всю темпераментность руководителя «Скудерии», Арривабене поспешил охладить пыл фанатов, заявив, что не стоит ждать побед одну за другой. Это и так понимали все, кто хоть немного оценивал реальную расстановку сил.
Сессии гран-при Китая прошли без единой капли дождя и при температуре около +20. Так сказать, «сухо и комфортно». Но тепличные условия не добавляли интриги, хотя по итогам свободных заездов пару пилотов Mercedes разбивали то пилоты Ferrari, то гонщики Williams, то и те и другие вместе с Red Bull. Но квалификация все расставила по своим местам. Хэмильтон и Росберг взяли первый ряд с таким преимуществом, что всем остальным лишь оставалось развести руками: «Ну да! Это Mercedes…». Второй и третий ряд опять поделили Ferrari и Williams.
Старт прошел на редкость спокойно. Пара Mercedes сохранила свои позиции. Кими Райкконен, стартовавший шестым, опередил оба болида Willlams и вышел на четвертое место. Первая шестерка разбилась по командам и двинулась к финишу. Однообразное движение пелетона пытались нарушить отчаянно борющиеся позади пилоты Toro Rosso, Sauber, Force India и McLaren. Но так как вся эта борьба происходила далеко за пределами очковой зоны, особого интереса она не вызывала. Не слишком заметно меняли ход гонки и сходы. Хюлькенберга подвела коробка передач, Квята – двигатель. Наиболее эффектное сражение получилось между пилотами McLaren, которые боролись за попадание в середину второй десятки с Пастором Мальдонадо. После нескольких обменов позициями впереди оставался венесуэлец. И во время очередной атаки Баттон не смог вовремя затормозить и врезался в Lotus. Пастор в итоге сошел, а Баттон потерял позицию, которая досталась Алонсо.
Не дала плодов и надежда на разные тактики. Все лидеры останавливались почти одновременно и финишировали так же, как закончили первый круг. Стоит заметить, что на подиум всех трех уже прошедших гран-при поднимались одни и те же пилоты: Хэмильтон, Феттель и Росберг. И, учтивая скорость и надежность их болидов, демонстрируемую до сих пор, этот состав наверняка не будет меняться.
Малайзия
Автодром «Сепанг», построенный в 1999 году близ столицы Малайзии Куала-Лумпур, входит в число самых сложных треков в календаре чемпионата. И главным вызовом здесь считается погода. Близость трассы к экватору дает стабильную температуру выше +30 и влажность, близкую к 100%. В таких экстремальных условиях гонщики за полтора часа теряют до 3 кг веса. А если по какой-то причине в их болиде отказывает система подачи воды, то риск потерять сознание прямо за рулем становится очень высоким. Командам приходится искать компромисс, чтобы болиды ехали одинаково хорошо и на двух длинных прямых, и в бесконечных 15 поворотах. Длина трека составляет 5,5 км, и, чтобы преодолеть 310 км гонки, гонщикам нужно совершить 56 витков по автодрому.
Китай
Автодром, построенный близ Шанхая, является образцом трассы нового поколения. Трек стал одним из творений Германа Тильке и заслужил высокую оценку пилотов и болельщиков. Конфигурация трассы, по задумке архитектора, повторяет формы китайского иероглифа «Шан» – первого из двух, составляющих название города. Такое решение со стилизованными в китайских традициях трибунами создает неповторимый колорит. Не бывает на трассе скучно и гонщикам. Ни один из 16 поворотов китайской трассы не похож на другой. В числе самых известных можно назвать первый, закручивающийся в виде улитки, и профилированный тринадцатый, выводящий на невероятно длинную прямую. Все это разнообразие уместилось на трассе длиной 5451 м. Чтобы преодолеть дистанцию гонки, пилотам необходимо совершить 56 витков. Но можно с уверенностью сказать, что каждый доставляет им особенное удовольствие.
Гран-при Малайзии |
Гран-при Китая |
Личный зачет |
1. Себастьян Феттель “Ferrari” 2. Льюис Хэмильтон “Mercedes” 3. Нико Росберг “Mercedes” 4. Кими Райкконен “Ferrari” 5. Валттери Боттас “Williams” 6. Фелипе Масса “Williams” 7. Макс Ферстаппен “Toro Rosso” 8. Карлос Сайнс “Toro Rosso” 9. Даниил Квят “Red Bull” 10. Даниэль Риккардо “Red Bull” |
1. Льюис Хэмильтон “Mercedes” 2. Нико Росберг “Mercedes” 3. Себастьян Феттель “Ferrari” 4. Кими Райкконен “Ferrari” 5. Фелипе Масса “Williams” 6. Валттери Боттас “Williams” 7. Роман Грожан “Lotus” 8. Фелипе Наср “Sauber” 9. Даниэль Риккардо “Red Bull” 10. Маркус Эриксон “Sauber” |
1. Льюис Хэмильтон “Mercedes” 68 2. Себастьян Феттель “Ferrari” 55 3. Нико Росберг “Mercedes” 51 4. Фелипе Масса “Williams” 30 5. Кими Райкконен “Ferrari” 24 6. Валттери Боттас “Williams” 18 7. Фелипе Наср “Sauber” 14 8. Даниэль Риккардо “Red Bull” 11 9. Роман Грожан “Lotus” 6 10. Нико Хюлькенберг “Force India” 6 |
Гонки в Малайзии и Китае были абсолютными противоположностями. Если малазийский гран-при от начала и до конца радовал неожиданными поворотами сюжета, то заезд (назвать его иначе язык не поворачивается) на Шанхайской трассе упорно навевал зевоту на зрителей. И так как сезон только начался, еще не ясно, какая из этих двух гонок точнее отражает то, что мы будем наблюдать весь год. Но многие болельщики наверняка согласятся, чтобы все оставшиеся гонки прошли как на «Сепанге».
Текст: Егор Белоусов
Фотоматериал команд и производителей