Первые два этапа, прошедшие с разницей всего в одну неделю, были своего рода шагом в неизвестность. Результаты тестов, проведенных накануне, не позволили сформировать реального представления о главных действующих лицах нового сезона. И вот после двух этапов стало ясно, что титул, скорее всего, будет разыгран между пилотами Red Bull и McLaren. Хотя если гонка начинает развиваться по нестандартному сценарию, то результаты могут стать весьма неожиданными, как и показал Гран-при Малайзии.
Первый этап сезона прошел под знаком доминирования McLaren. Сначала пилоты команды заняли весь первый ряд стартового поля, а на следующий день добились почти максимального результата, финишировав первыми и третьими. Хэмильтон и Баттон отлично приняли старт, сохранив за собой лидерство, причем Дженсон смог опередить Льюиса. Это и решило судьбу гонки, хотя поначалу казалось, что пилоты McLaren серьезно опережают всех своих конкурентов. До выезда на трассу автомобиля безопасности вся борьба происходила позади первой пары пилотов и, надо отметить, была весьма напряженной.
Главными ее участниками стали пилоты Red Bull, Mercedes и Ferrari, но для каждой из этих команд гонка сложилась по-разному. Феттель и Уэббер, пользуясь ошибками соперников и отлично работая на пит-стопах, планомерно отыгрывали позиции. К концу двух третей дистанции они уже делили первые четыре позиции с пилотами McLaren, причем Феттелю удалось опередить Хэмильтона и вырваться на вторую позицию. В таком порядке они и финишировали.
Гораздо сложнее складывалась гонка для Mercedes. Весьма неплохой темп и высокая скорость на прямых позволяли Михаэлю Шумахеру удерживаться впереди Себастьяна Феттеля. Казалось, что Михаэлю не составляло особого труда сдерживать молодого соотечественника, но внезапно отказавшая коробка передач перечеркнула все надежды семикратного чемпиона. Не повезло и Нико Росбергу, который на последнем круге проколол колесо в борьбе с Серхио Пересом. Совсем плохо обстояли дела в Ferrari. Пятое место – максимум, которого смог добиться Алонсо в Австралии, а Масса, проведя скверную гонку, закончил ее в боксах после столкновения с Бруно Сенной.
Но уже в Малайзии «Скудерия» преобразилась. Хотя по итогам квалификации казалось, что гонка будет проходить достаточно спокойно и победа достанется кому-то из пилотов McLaren. Неплохие перспективы вырисовывались и перед Михаэлем Шумахером. Немец впервые после возвращения в Формулу-1 смог пробиться в первую тройку по итогам квалификации. Но все это происходило на сухом асфальте, а в воскресенье пошел дождь.
Первые капли упали на трассу за четверть часа до начала гонки, и сразу стало понятно, что зрителей ждет захватывающее зрелище. Пилоты переобулись в промежуточную резину и приняли старт. На первом круге из группы лидеров выбыл Шумахер, столкнувшийся с Романом Грожаном. Его место занял Серхио Перес, который уже на первом круге сменил резину с промежуточной на дождевую и, как выяснилось позже, был прав. Вскоре дождь усилился настолько, что дирекция остановила гонку. Гонщики покинули свои болиды. Пауза продолжалась без малого час. Многие опасались, что гонку не удастся продолжить, поскольку надвигалась ночь. Но дождь стих, и гонка была возобновлена, сначала за автомобилем безопасности, а затем и в боевом режиме.
В первой шестерке также лидировали два пилота McLaren, далее – Перес и гонщики Red Bull, разделенные Алонсо. Вскоре стало ясно, что дождевая резина, которая стоит на болидах, уже не эффективна, и гонщики один за другим бросились на пит-лейн за промежуточными комплектами. Тогда еще никто не подозревал, что именно эти остановки определят итоговую расстановку сил. После того как все перешли на резину Intermediate, во главе пелетона оказались Алонсо и Перес. Казалось, что идущие позади пилоты McLaren с легкостью опередят обоих. Но сначала Баттон повредил крыло в борьбе с Картикеяном. А потом выяснилось, что Хэмильтон не в состоянии догнать лидеров. Алонсо с Пересом отрывались от всего остального пелетона, причем мексиканец на Sauber настигал двукратного чемпиона на Ferrari. Отрыв сокращался на глазах. Но тут настал момент переходить на слики, и Алонсо сделал это на круг раньше, получив преимущество над своим соперником в 7 секунд. И все началось сначала. Перес отыгрывал на каждом круге почти секунду и неумолимо приближался к Алонсо. Когда разрыв стал меньше секунды, Серхио не выдержал и, ошибившись в одном из поворотов, потерял драгоценное время. До финиша оставалось еще 5 кругов, но уже стало ясно, что помешать Алонсо никто не сможет. Так и случилось. Почти через три часа после старта Фернандо первым увидел отмашку клетчатого флага, знаменующую для Феррари первую победу после прошлогоднего Гран-при Великобритании.
После малазийского этапа в распоряжении команд и гонщиков было три недели, чтобы подвести итоги двух гонок и понять, в каком направлении следует двигаться. По истечении этого срока Формулу-1 вновь ждет пара сдвоенных Гран-при, которые пройдут в Китае и Бахрейне. Сезон Формулы-1 2012-го стартовал!
О трассе
Австралия. Комбинация из 16-и поворотов проложена в одном из центральных районов Мельбурна – в Альберт-парке, вокруг небольшого озера. Длина трека составляет 5303 м. По ходу дистанции гонщики преодолевают 58 кругов, в общей сложности покрывая дистанцию в 307574 м. Трасса является городской и используется в качестве гоночного полотна лишь раз в году. Отсутствие длинных прямых заставляет команды выбирать настройки работы подвески с более высокой прижимной силой, а обилие разгонов и торможений вынуждает обратить внимание на расход топлива и износ тормозов.
Малайзия. Автодром Сепанг, построенный в 1999 году близ столицы Малайзии Куала-Лумпура, является одним из самых сложных треков в календаре чемпионата. И главным вызовом на нем является погода. Близость трассы к экватору дает стабильную температуру выше 30 градусов со знаком плюс и влажность около 100%.
В таких экстремальных условиях гонщики за полтора часа гонки теряют до 3 кг веса, а если по какой-то причине в их болиде отказывает система подачи воды, то очень высок риск потери сознания прямо за рулем. Командам приходится искать технический компромисс, чтобы болиды шли одинаково хорошо на двух длинных прямых и в бесконечных 15-и поворотах. Длина трека составляет 5543 м, а чтобы преодолеть 310408 м этого этапа, гонщикам нужно совершить 56 витков по автодрому.
Текст: Георгий Турчак
Фотоматериал: команд и автопроизводителей