23 ноября, 2024
1

Два «Дакара» вместо одного. Только опыт нам помог

Ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон «Дакар» казахстанская команда «Астана» закончила с блестящим результатом, пройдя испытание на прочность на территории Перу, Боливии и Аргентины. Наша команда состояла из грузовика и двух квадроциклов. Правда, финишировать смогли не все.

В этом году, ставшем юбилейным, сороковым, с 6 по 20 января в состязании принимали участие экипажи, выступавшие на легковых автомобилях, грузовиках, мотоциклах, квадроциклах и мотовездеходах. Спортсменам предстояло преодолеть 14 этапов марафона общей протяженностью без малого 9000 километров, причем маршрут сочетал в себе самые разнообразные ландшафтные участки.

Накануне старта казахстанский квадроциклист Дмитрий Шилов, впервые принимавший участие в «Дакаре», признался, что ему предстоит осуществить давнюю мечту, к которой он упорно шел много лет. Еще один квадроциклист – Максим Антимиров – также в этом году дебютировал в знаменитом ралли.

Капитан казахстанской команды Артур Ардавичус пилотировал грузовик Iveco. Опытный гонщик назвал эту машину превосходным инструментом, однако признался, что еще не успел адаптироваться к нему. Артур видел основную задачу гонки для экипажей «Астаны» в том, чтобы прежде всего дойти до финиша, сохранив технику и здоровье членов команды. По выражению капитана, предстояло ехать «максимально аккуратно и максимально быстро». Свой десятый «Дакар» Ардавичус начинал с уверенностью и со знанием, как нужно мериться силами с сильными соперниками. Стартовал он с девятой позиции, до этого таким «высоким» стартом похвастаться наш капитан не мог.

Готовясь к гонке, казахстанская команда прошла серию учебно-тренировочных сборов, в том числе пустынных и высотных, тренируясь в окрестностях Алматы на высоте свыше 3000 метров.

Стартовали участники самого экстремального состязания планеты 6 января из Лимы, столицы Перу, в количестве 342 экипажей. Протяженность первого участка ралли до города Писко составила 241 километр, включая 31 километр спецучастка. Квадроциклист Максим Антимиров на машине с бортовым номером 265 пришел к финишу этапа пятнадцатым. Спортсмен отметил: несмотря на то что дистанция была довольно короткой, пройти ее по пескам, в разных направлениях изрезанным следами машин, было непросто. Все разбрелись кто куда, но нашего спортсмена выручила навигация.

Иначе сложился первый день у квадроциклиста Дмитрия Шилова, который сбился с маршрута, упустив одну из контрольных точек. Грузовой же экипаж столкнулся с технической проблемой. Iveco при атаке дюны отказался переключать передачу, и Адавичусу пришлось несколько раз «заходить на боевой курс» с отката.

1

Второй этап ралли-марафона включал спецучасток вокруг города Писко (267 км) и 11 километров лиазона. К финишу этапа экипаж Артура Ардавичуса пришел пятнадцатым, потерпев на маршруте столкновение с машиной французских гонщиков, крепко севшей в песке. На то, чтобы выбраться из этой ситуации, казахстанцу потребовалось полчаса, причем Артур едва избежал теплового удара. Кроме того, у Iveco «Астаны» возник сбой в автоматической подкачке шин. Тем не менее экипаж казахстанской команды под номером 508 даже поднялся в турнирной таблице. Наши квадроциклисты также не выскочили из числа 15 лидеров гонки. Отличился здесь Дмитрий Шилов, который, стартовав с 43-й строки, по итогам этапа оказался тринадцатым, обогнав около 20 соперников. Второй этап изобиловал побитой техникой, засевшей в песчаных ямах.

Третий этап по направлению Писко – Сан Хуан де Маркона содержал 504 километра бездорожья вдоль коварных солончаков и скалистых каньонов. Спецучасток составлял 296 километров. Грузовик капитана команды «Астана» преодолел дистанцию без потерь, прибыв к финишу двенадцатым с отставанием от лидера зачета в 52 минуты 6 секунд. На этом этапе сошло много экипажей, были горевшие и перевернувшиеся автомобили, одного из участников – Нани Рома – пришлось в бессознательном состоянии эвакуировать в Лиму на вертолете. 20 из 44 грузовиков по тем или иным причинам сошли с дистанции. При этом некоторые из гонщиков отмечали, что ралли «Дакар» стал все больше напоминать классическое ралли. Они сетовали на то, что схватка теряет дух выживания.

Квадроциклисты из Казахстана завершили третий этап довольно ровно – Дмитрий Шилов занял 15-е место, а Максим Антимиров оказался девятнадцатым, в генеральной классификации он занимал 11-ю строчку.

Четвертый этап состязания стартовал с пляжного побережья Тихого океана, далее заворачиваясь петлей вокруг города Сан Хуан де Маркона. Он состоял из 444 километров трассы и 330 километров спецучастка. Здесь спортсменов ждал наиболее протяженный за всю историю «Дакара» песчаный участок – 100 километров. Для многих гонщиков именно этот этап с одновременным стартом представлялся самым сложным.

Со старта Максим Антимиров сумел набрать приличную скорость и обогнал 12 соперников, но далее квадроциклиста дважды сильно подбросило. В результате сначала оборвалась шаровая, а потом квадроцикл и вовсе перевернулся. Кувырок вырвал подвеску справа вместе с колесом. Ремонт занял несколько часов, в результате чего Максим, получивший в перевороте чувствительный ушиб правой ноги, финишировал уже в темноте. Нога сильно распухла. Настолько, что спортсмен не смог облачиться в экипировку. И его не допустили к старту пятого этапа. Итог же драматичного этапа был такой: 42-е место в зачете и 31-я позиция в генеральной классификации.

Дмитрий Шилов проехал четвертый этап, руководствуясь принципом «не видишь – не дави на газ». И, по-видимому, это было верное решение, так как на каменистых серпантинах вполне можно было лишиться колес. Но и песок преподнес нашему гонщику сюрпризы. Дмитрий дважды с большим трудом выбирался из него, да еще успел и сопернику помочь. Стратегия Шилова строилась на удержании стабильного среднего темпа, это позволило ему занять 11-ю позицию, утвердившись в генеральной классификации на 17-й строчке.

1

Также 11-м финишировал на этапе грузовой экипаж «Астаны», претерпев в ходе гонки крепкий удар после подброса и выматывающую борьбу с зыбкими перуанскими песками.

Об ударе Артур Ардавичус рассказывал так:

– Взлетели, приземлились так, что штурман вырвал раму крепления навигационных приборов. Я первый раз такое видел за всю свою карьеру. Волосы стояли дыбом, причем буквально. В голове все зазвенело, из машины вышел – будто на Марс попал.

Это приключение вывело в Iveco из строя гидроусилитель. В воронках и песочных кратерах осталось лежать множество перевернутых и побитых машин с перегретыми двигателями.

Пятый этап повел экстремалов по перуанским пескам к городу Арекипа. Общая протяженность маршрута составила 934 километра, отрезок спецучастка – 268 километров.

На этом безостановочном этапе грузовой экипаж «Астаны» провел в машине 16 часов, поднявшись в турнирной таблице до 9-го места, а в генеральной классификации заняв 8-ю строку. В лагерь казахстанский Iveco добрался в десять часов вечера, безупречно выполнив навигационное задание.

Квадроциклисты «Астаны» также добрались до финиша перуанской части «Дакара». Максим Антимиров, несмотря на травму, на обезболивающих прошел пятый этап гонки и финишировал 15-м, заняв в классификации 27-ю позицию. Но его дальнейшее участие было под большим вопросом, так как даже ходить самостоятельно спортсмен не мог.

Дмитрий Шилов пришел на этапе 14-м, такое же место он занял и в генеральной классификации. Спортсмен совершил ошибку в навигации, что привело его к 7-километровому возврату на позицию.

Следующий, шестой этап ралли-марафона проходил по территории Боливии. Отдельные участки маршрута пролегали на высоте выше 3000 метров над уровнем моря. В направлении от Арекипы до города Ла-Пас предстояло преодолеть 760 километров.

На этом этапе организаторы состязания отменили первый отрезок спецучастка для квадроциклистов. А Максиму Антимирову шестой этап преподнес технические проблемы. На лиазоне машина спортсмена заглохла и не пожелала заводиться. Максим устранил поломку бензонасоса, переключился на дополнительный топливный бак и завел квадроцикл, но через 5 километров он снова заглох.

Антимирова принял на буксир Артур Ардавичус, и это позволило Максиму финишировать, хотя и с большой пенализацией. Благо следующий день был днем отдыха, и команда могла восстановить технику. В лагере у Максима диагностировали двойной перелом и вывих пальца правой ноги.

1

Для Дмитрия Шилова шестой этап сложился более благоприятно, он принял обильные «грязевые ванны» и пришел к финишу 14-м по времени, заняв 13-ю строчку в классификации.

Грузовой экипаж «Астаны» также стал на шестом этапе 14-м и 9-м – в генеральной классификации. Этап запомнился гонщикам крутыми поворотами, опасными каменистыми участками и горными серпантинами, а еще умелой работой организаторов гонки, устроивших мягкий переход через границу двух стран. Здесь наши соотечественники нашли много общего с родными казахстанскими дорогами в предгорьях на маршруте из Алматы до Иссык-Куля.

День отдыха для команды «Астана» ознаменовался решением вопроса о продолжении гонки Максимом Антимировым. С учетом мнения организаторов ралли-марафона его было решено снять с состязания, и номер 265 был удален из стартовых протоколов, хотя сам спортсмен был решительно настроен продолжить борьбу.

Таким образом, на Дмитрия Шилова лег двойной груз ответственности за успех, и он получил от директора гонки Этьена Лавина совет «ехать всю гонку, используя 70 процентов своих возможностей», так как только это позволит новобранцу «Дакара» доехать до финиша.

Седьмой этап прошел для наших соотечественников без потерь. Серединные этапы «Дакара» традиционно характеризуются как марафонские, без сопровождения сервисных служб. Ремонт техники здесь возлагается целиком на экипаж – пилота, механика и штурмана. И тут как нигде важно сохранить исправность машины.

Грузовик «Астаны» прошел от Ла-Паса до Уюни лишь с незначительной ошибкой, а Дмитрий Шилов даже финишировал в десятке лучших в категории.

На восьмом этапе по маршруту от Уюни до боливийского города Туписа гонщики преодолели 585 километров, спецучасток для грузовиков равнялся 380 километрам, для квадроциклистов – 498. Дистанцию экипаж Артура Ардавичуса прошел 9-м по времени, заняв 8-ю строчку генеральной классификации. Дмитрий Шилов занял 11-ю позицию как по результатам этапа, так и в общем зачете.

Девятый этап гонки был отменен организаторами из-за неприемлемых погодных условий, участники состязания проехали лишь лиазон, они пересекли границу Боливия – Аргентина, затем спортсмены снова вышли на старт, готовясь штурмовать трассу от города Сальта до провинции Белен. Им предстояло пройти 797 километров, в том числе 373 – по спецучасткам.

Первая половина этапа изобиловала песками и острыми дюнами, вторая часть шла по руслам высохших рек с грязевым коридором на выходе к финишу. Этот этап заставил нескольких участников добровольно отказаться от продолжения борьбы, кого-то эвакуировали с травмами, на трассе снова появилась брошенная техника.

1

Квадроциклист Дмитрий Шилов на песчаном участке отбил руки, но это не помешало ему войти в пятерку лучших в зачете и занять 9-ю позицию в генеральной классификации. Для Ардавичуса этап прошел стабильно, без технических сбоев и травм. Пилотируемый им грузовик пришел 6-м, заняв 7-ю позицию в классификации.

Одиннадцатый этап марафона, прошедший 17 января по маршруту Белен – Фиамбала/Чилесито, содержал 747 километров для грузовиков и 485 – для квадроциклов. Протяженность спецучасток для всех категорий участников была 280 километров.

Iveco Артура Ардавичуса, даже пробив один из баллонов, пришел к финишу шестым, замкнув в зачете пятерку лидеров. И это несмотря на то, что в качестве «горячих блюд» организаторы подготовили здесь триал, скоростные участки, лихо закрученные глубокие песочные треки и огромные песчаные дюны. Гонщикам приходилось ехать, полностью пренебрегая видимостью, так как все пространство вокруг застила мелкая белая пыльная взвесь. По признанию спортсменов, добраться до финиша целыми было проблематично. Однако капитан «Астаны» по завершении этапа восторженно сказал:

– Но это был истинный кайф для пилотов! Такого «Дакара» у меня еще не было. Спасибо организаторам за сложные и погружающие треки.

Похоже, испытания делали наших спортсменов все крепче. Дмитрий Шилов пришел к финишу одиннадцатого этапа третьим! Но на старт спецучастка двенадцатого этапа ралли-марафона из-за погодных условий позволили выйти только автомобилям, так как вертолеты не могли подняться в воздух для обеспечения безопасности.

В ходе преодоления двенадцатого этапа гонки от биваков в Фиамбале и Чилесито до города Сан Хуан грузовикам предстояло пройти 793 километра, а квадроциклам – 723. Справляться с этой задачей спортсменам приходилось, преодолевая устья рек и быстрые техничные участки. Гонщиков сопровождал здесь и знаменитый феш-феш – сверхмелкий песок, который скрывает глубокие ямы и отбирает физические силы у пилотов.

1

Самый длинный этап грузовой экипаж «Астаны» преодолел с вырванной передней амортизаторной стойкой, вылетая из одной ямы и влетая в другую. Вот красноречивый отзыв об этом дне Артура Ардавичуса:

– Я рад, что мы хорошо проскочили этот этап. Такого больше не хочу. Убойный денек.

Капитанский экипаж по итогам этапа занял 6-е место в генеральной классификации. А на бивуаке к автомобилистам добавились мотогонщики и квадроциклисты, вернувшиеся со второго марафонского этапа. Дмитрий Шилов поделился своими мыслями и эмоциями с журналистами:

– Я вчера весь день ехал и думал, что будет отлично, если спецучасток Чилесито – Сан Хуан отменят, потому что последние этапы были крайне изнурительными для физики пилотов. Но с другой стороны, это был мой шанс нарастить позиции в турнирной таблице. На техничных скоростных участках я не так быстр в сравнении с топовыми пилотами, но на внедорожных секциях еду увереннее – сжимаю кулаки и обгоняю.

К тринадцатому этапу казахстанский квадроциклист занимал 8-е место в генеральном зачете. Эту позицию в таблице важно было как минимум удержать.

Тем временем в ходе тринадцатого этапа спортсмены должны были бороться с дюнами и феш-фешем на дистанции в 929 километров, чтобы финишировать в городе Кордова. Показателен был предстартовый момент, лишенный взаимных ободрений гонщиков, их шуток и общения. Все выглядели крайне сосредоточенно. Воздух искрил от напряжения.

Этот этап грузовой экипаж «Астаны» преодолел 8-м, заняв 4-ю строку турнирной таблицы. Причем по пути гонщики несколько раз останавливались, чтобы оказать помощь партнерам. А ведь копать песок на сорокаградусной жаре – это нешуточное испытание.

Ехать быстрее по кочкам и острым камням просто не было возможности. Позже капитан казахстанской команды, комментируя этот этап, сказал: «Не выдержала бы кабина машины, она уже начинала «расклеиваться». Были еще затяжные подъемы, извилистые песчаные коридоры и постоянная тряска…

О спецучастке тринадцатого этапа высказался и штурман казахстанского экипажа Серж Брюнкенс:

– Думали, что быстро проскочим второй скоростной участок. Но так только казалось. Ветра нет, впереди идет квадроцикл, оставляет за собой километр плотного шлейфа пыли; такой называют в раллийном мире «молоком». Не догонишь, не обгонишь. И так 240 километров!

Дмитрий Шилов пришел к финишу тринадцатого этапа 10-м, заняв в турнирной таблице 6-е место. О трудностях его прохождения гонщик рассказывал крайне эмоционально:

– Сегодня прошли 79 километров лиазона, далее – спецучасток 127 километров. Полукроссовый участок, знакомый мне по Алматинской области. Я «пробежал» его отлично. Потом последовала зона нейтрализации, 370 километров по жаре. Жара выше сорока градусов – весь паек съел, вода закончилась, энергетики все выпил. Жара выбивала из сил. Дважды отдыхал. Под конец участка было еще 244 километра. Подсчитайте, сколько всего, и подумайте: нужен ли вам такой «Дакар»?

А свое состояние накануне решающего дня он описывал так:

– Не могу уснуть, волнуюсь сильно. Это мешает. Вот мы стоим, а народ со всех сторон уже веселится. Для многих тринадцатый этап стал решающим, но не для меня.

1

Финальный, четырнадцатый этап ралли-марафона шел по петле города Кордова протяженностью 119 километров по спецучастку и 165 километров – по лиазону. Преодолев его, грузовой экипаж «Астаны» занял 4-е место в категории, а ярко дебютировавший в гонке Дмитрий Шилов занял 6-е место в зачете квадроциклистов. Такой результат для дебютанта – это то, что находится вне пределов понимания.

Подводя итоги гонки, ее организаторы и участники были единодушны в оценке, назвав ралли-марафон 2108 года одним из лучших за всю историю «Дакара». Такую оценку состязание заслужило благодаря разнообразию участков, накалу борьбы и минимальным отменам старта. На финише гонщиков пытался добить град. «Дакар» испытывал их на прочность до последнего.

Из стартовавшего состава грузовиков до финиша добрались меньше половины – 19 из 44. А победитель в грузовом зачете Эдуард Николаев из команды «КАМАЗ-Мастер» в этом году прошел трассу за 54 часа 57 минут 37 секунд. Для сравнения: в прошлом году прохождение маршрута «Дакара» заняло у пилота 27 часов 58 минут 24 секунды. То есть в нынешнем году организаторы увеличили трассу вдвое!

Механик команды «Астана» Мишель Хъюсман сделал такое резюме:

– Самое сложное на гонке такого накала – это держать баланс, равновесие. Артур молодец: он ехал агрессивно, когда этого требовала ситуация, но большую часть времени старался сохранить технику. Это было важнее и труднее всего в гонке, где в грузовой категории сошло около 50 процентов. Только опыт помог нам финишировать.

Штурман казахстанского экипажа Серж Брюнкенс после финиша не смог сдержать слез радости, говоря:

– Это адреналин ищет выход. Это была лучшая гонка в моей карьере! Навигация, трассы, уровень сложности – ничего круче в моей карьере еще не было!

И если вы думаете, что я могу что-то добавить к этим словам и эмоциям, то вы ошибаетесь.

Текст: Андрей Сафонов
По материалам команды «Астана»

Похожие статьи

Наш человек в грузинской дрифт-серии

admin

Первые академики пилотирования

admin

Dubai 24 Hour – работа над ошибкой

admin

Defender готов к ралли

admin

Испытание спортом даст путевку в жизнь

admin

Мчись на месте

admin