Экстрим-рейд «Дакар-2016» со 2 по 16 января проходил по территории двух государств: Аргентины и Боливии. Всего спортсмены преодолели более 9300 км, в том числе 13 скоростных спецучастков протяженностью более 4700 км.
В первоначальной версии маршрут должен был пролегать по территории четырех стран: Аргентины, Боливии, Чили и Перу. Но проливные дожди, сильнейшие за последние 80 лет, привели к наводнениям на севере Чили, а затем от своих этапов ралли отказались и в Перу.
В этом сезоне в марафоне было заявлено 354 транспортных средства: 143 мотоцикла, 46 квадроциклов, 110 легковых автомобилей и 55 грузовиков.
Даже специалистам было сложно делать какие-то прогнозы и пытаться угадать победителя, так как за спортсменами стояло немало сильных заводских команд, которые к гонке серьезно подготовились. Например, в категории грузовиков это неоднократные победители «Дакара» – команда «КамАЗ-Мастер», в которую вошли 4 экипажа. Ими управляли Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Андрей Каргинов и Дмитрий Сотников. Победитель 2012 года, известный голландский гонщик Жерар Де Рой, в этом году объединился с чехом Алешем Лопрайсом и выступил в одной команде на IVECO. Отметим также команды MAN и MAZ. А в легковом зачете – грозу всего «Дакара» – команду MINI.
Казахстан на «Дакаре-2016» представляли два экипажа. Грузовой экипаж Astana Motorsports составили бронзовый призер «Дакара- 2012» пилот Артур Ардавичус, штурман Игнат Фальков, член команды-победительницы Кубка мира по ралли-рейдам 2015года, и механик Филипп Скробанек. Их Tatra получила стартовый номер «515».
В легковом зачете от нашей страны в составе команды KAZAKHSTAN ехали пилот Андрей Чередников и штурман Дмитрий Цыро на автомобиле Ford F150 EVO со стартовым номером «345».
Об интересных нововведениях на маршруте «Дакара» в этом году рассказал штурман «Астаны» Игнат Фальков: «Если раньше обеспеченные заводские команды могли себе позволить за день до этапа задействовать картограф, который по выданной легенде выстраивал весь маршрут на карте, как Google 3D, и мог подсказать, где можно срезать участок, вплоть до выигрыша в один час за этап, то в этом сезоне правила поменялись. Теперь путь до спецучастка спрятан внутри навигационного прибора и вычислить точку старта попросту невозможно. Это позволяет командам бороться на равных».
Третьего января 2016 года в Буэнос-Айресе состоялась торжественная церемония старта. Прошел короткий пролог – спецучасток длиной всего 11 км. Было много горных серпантинов. ТОП-20 автомобилей, которые стремились удержаться в пятерке лидеров, рванули в погоню за временем. В результате один из грузовиков вышел из строя и сгорел дотла. Из-за аварии, случившейся в ходе прохождения спецучастка, марафон несколько скомкался.
По итогам пролога легковой экипаж Андрея Чередникова показал 40-й результат.
Первый этап гонки должен был стартовать в Росарио, а завершиться в Вилья-Карлос-Пас. Это 662 км пути, 258 из которых – спецучастки. Однако вследствие плохих погодных условий организаторы решили этап отменить: сильные ливневые дожди и разлившиеся реки представляли нешуточную угрозу для участников марафона, и, самое главное, в воздух не смогли подняться вертолеты, которые должны были обеспечивать безопасность во время гонки и следить за маршрутом в целом. Вся техника двинулась к бивуаку в Вилья-Карлос-Пас. Мотоциклисты и квадроциклисты – конвоем, а легковым автомобилям и грузовикам было разрешено следовать самостоятельно.
Организаторы отменили первый гоночный день. Кроме того, было принято решение сократить второй спецучасток на 100 км. В итоге 4 января спортсмены преодолели 410 км вместо 510. Всего же дистанция второго этапа составила более 700 км.
Ожидалось, что трек будет очень быстрым и пройдет по пыльным дорогам, каменистым участкам и пескам, а значит, работы спортсменам предстояло много. Сам спецучасток оказался несложным, но очень скоростным и был похож на классический, раллийный. Много участков требовало внимательной и предельно точной работы штурмана.
По результатам второго этапа экипаж Артура Ардавичуса занял 20-е место, а автомобиль Андрея Чередникова – 32-ю строчку на этапе и 31-ю в генеральной турнирной классификации.
Из-за скомканных первых двух дней гонки многие ее участники почувствовали, что «Дакар» стал действительно напряженным. Несколько экипажей сошли с трассы, у одного из внедорожников команды MINI оторвало подвеску, еще одна машина перевернулась в пыли. Из 55 стартовавших грузовиков после второго этапа остался в строю только 51 автомобиль, а из 110 заявленных полноприводных автомобилей – всего 105.
Третий этап «Дакара» стартовал из Термас де Рио Хондо, а завершился в городе Сан-Сальвадор-де-Жужуй в северо-западной части Аргентины. Однако проливные дожди снова спутали все карты. «Боевые» километры для грузовиков закончились после второй контрольной точки. Некоторые участки трассы стали непроходимыми, и организаторы были вынуждены прервать этап. Спортсмены успели проехать менее 200 км.
Грузовик Tatra на этапе пришел 16-м, и экипаж Astana Motorsports занял 19-ю строчку в генеральной турнирной классификации.
Мотоциклы, квадроциклы и большинство внедорожников также прошли сокращенную дистанцию.
Команда Андрея Чередникова заняла 33-ю позицию в абсолюте и 38-ю на этапе.
В общем зачете после третьего этапа в классе грузовиков лидировал экипаж Ханса Стейси: 6 часов 3 минуты 15 секунд.
В зачете автомобилей лидировал Себастьян Лёб: 6 часов 1 минута 42 секунды.
Хоан Барреда Борт возглавил зачет мотоциклистов: 6 часов 26 минут 50 секунд.
Четвертый этап «Дакара» представлял собой петлю вокруг аргентинского Сан-Сальвадор-де-Жужуй. Участники преодолели 630 км, включая 430 км «боевых» спецучастков. Стоит особо отметить, что это был первый марафонский этап на гонке и членам экипажа пришлось самостоятельно готовить свои автомобили, поскольку доступ механикам к технике в этот день был запрещен. Каждая поломка могла стоить командам шансов на победу.
В довершение всего средняя высота, по которой пролегал спецучасток, составила 3500 м над уровнем моря. Горная болезнь серьезно влияла на самочувствие спортсменов, которым нужно было ехать не только быстро, но и аккуратно, беречь технику. Многие в этот день потеряли свои позиции. Основная причина – выход техники из строя. Наши спортсмены демонстрировали стойкость. Команда Astana Motorsports стала 20-й в генеральной турнирной классификации. Экипаж Kazakhstan – 35-м.
На следующий день исправность узлов и настройки автомобилей имели еще большее значение, так как спортсменам предстояло покорить максимальную высоту – 4600 м над уровнем моря. Пятый гоночный день прошел в Уюни, на юго-западе Боливии. Общая протяженность этапа составила 642 км, а скоростного спецучастка – 327 км. Артур Ардавичус так прокомментировал этот эпизод гонки: «На трассе сразу вспомнил про свой опыт на горном участке прошлого «Дакара». По правилам этого этапа мы не могли производить ремонт на промежуточной остановке. Пришлось ехать с теми техническими проблемами, которые имели. Вариантов было немного: или я кручу руль без ГУРа, или мы оформляем сход и возвращаемся домой. В итоге выбрал крутить руль».
Экипаж «Астаны» финишировал 21-м на этапе, заняв такую же строчку в общем зачете. Внедорожник Ford F150 EVO, пилотируемый Чередниковым, финишировал 28-м на этапе, расположившись на 31-м месте в абсолюте.
В меню шестого этапа была не только трасса, пролегающая на высоте от 3500 до 4200 м над уровнем моря, но и частая смена ландшафтов: горы, реки, джунгли, пески. Этот этап для мотоциклов, квадроциклов и внедорожников состоял из 542 км по знаменитому солончаку Уюни. Грузовики прошли 295 км спецучастка по городу Оруро – родине президента Боливии Эво Моралеса.
Шестой этап был скоростной и местами очень пыльный. Часто легенда трассы предполагала ограничения скорости. Было немало сходов. Один внедорожник сгорел. Как впоследствии признавались гонщики, этап в Уюни «был для своих». Кто знал, где срезать, тот пользовался этой возможностью. А срезы встречались серьезные – до 10 км.
В итоге дня экипаж Ардавичуса занимал 20-ю строчку в общем зачете, а экипаж Чередникова – 25-ю.
За седьмым этапом караван участников вернулся в Аргентину, в город Сальта. Общая протяженность пути из боливийского Уюни составила 793 км, 353 км пришлось на спецучасток. И тут кому-то повезло, а кому-то, к сожалению, нет.
Путь лежал по горным серпантинам, по твердому грунту. Но начался дождь, и все вокруг превратилось в красную жижу, в которой машины чувствовали себя не лучше, чем корова на льду. На серпантинах каждые 50 – 70 м встречались повороты. Иные из них были очень крутыми. Те, кого на серпантине нагнал ливень, или теряли много времени, или ехали с большим риском. Впрочем, иногда настигали такие угрозы, которых совсем не ждали. Чех Мартин Коломы в этот день лидировал, но при обгоне вылетел на камень и разбил подвеску «Татры», потеряв 2 часа.
Очень мешали спортсменам зрители, выбегающие на трассу ради эффектного фотоснимка. И в этот день одного из неосторожных зрителей сбили насмерть.
Были на седьмом этапе и протяженные участки, а гонщики подвергались соблазну мчаться на максимальной скорости. Один из бугров закончился резким поворотом. Было просто невозможно свернуть, и многие мчались напрямик, прямо по колее, пропаханной грузовиками. Там же, кстати, прилег на бок один из внедорожников MINI. К слову, поворот не был прописан организаторами, и понятно, почему: уж очень все выглядело безопасно и нужна была интрига.
Экипаж Ардавичуса завершил седьмой этап на 15-м месте, поднявшись на одну строчку в генеральной турнирной классификации – до19-й позиции. Экипаж Чередникова стал на этапе 30-м, сохранив за собой 25-е место в общем зачете гонки.
Следующий день, 10 января, был днем отдыха. И если до него многие ехали «на доезд», то на следующий день начиналась настоящая тактическая и скоростная борьба за минуты и секунды. Такой день бывалые спортсмены «Дакара» называют «смерть механиков», потому что в течение полутора суток мастерам нужно приготовить автомобили на вторую часть гонки. Многое в этот день меняют или ремонтируют. «Ремонтировались» и сами спортсмены: отдыхали, восстанавливались и получали массаж. Необходим был спортсменам и эмоциональный отдых. И они его получили: им стало живое общение с соратниками по команде, соперниками, официальными представителями команд в неформальной обстановке, за поеданием различный вкусностей.
Общая протяженность восьмого этапа из Сальты в Белен (Аргентина) составляла 766 км. Впервые на «Дакаре» гонщиков ожидал длинный спецучасток по песчаным дюнам и барханам – 393 км. Профессионалы здесь получили возможность продемонстрировать все свое мастерство и получить некоторое преимущество по времени. Помимо демонстрации навыков управления автомобилем в песчаной местности, участникам также предстояло справиться с навигационными загадками, приготовленными организаторами гонки.
В этот день из-за неправильной работы с давлением в шинах встало много машин – легковых и грузовиков. Проблемы не обошли стороной и наших соотечественников: от вибраций выломался из своего крепления гидравлический отбойник и одна из его острых частей пробила колесо. Потом на участке было пробито еще одно колесо, команде пришлось использовать последнюю «запаску» и ехать крайне осторожно. Несмотря на это, Astana Motorsports удержала 19-ю строчку в генеральной турнирной таблице, а экипаж Андрея Чередникова поднялся на одну позицию, завоевав 24-е место в общем зачете.
Песчаные и жесткие каменистые участки, а также устья рек девятого этапа ралли-марафона обещали сделать его весьма разнообразным и нескучным. Длина спецучастка составляла 285 км, а общая протяженность этапа – 396 км. Помимо сложной трассы, в этот день спортсмены боролись и с невыносимой 50-градусной жарой. Она стала причиной сокращения дистанции спецучастка.
Экипаж Astana Motorsports совершил настоящий прорыв и финишировал 6-м на этапе вслед за Де Роем и КамАЗами, поднявшись на одну строчку вверх в генеральной турнирной таблице – на 18-е место. Внедорожник Чередникова показал стабильную гонку, оставшись на 28-м месте этапа и на прежнем, 24-м, в абсолюте.
На старт десятого этапа участники выехали одновременно по 25 экипажей из различных категорий. Предварительно их разбили на группы, смешав мотоциклы, квадроциклы, внедорожники и грузовики. Так этап стал самым сложным с первых же секунд гонки.
До этого казалось, что главный конкурент Жерара де Роя в борьбе за первое место в общей классификации – Эдуард Николаев (он шел вторым). Но на 180-м километре десятого этапа, на пути из города Белен в Ла Риоху, КамАЗ Николаева завалился в песках на бок.
Трасса была сложная, с навигацонными закавыками. В пути спортсмены преодолевали овраги, теряли ориентиры, переворачивались… Маршрут без потерь проходили только те, кто знал эту местность, эти пески, знал, как и с какой скоростью по ним можно передвигаться. Более всего досталось мотоциклистам. Попадая с мягкого участка дюны на еще более мягкий, они бились шлемом в руль и, получая подзатыльник сиденьем, падали кувырком. Из стартовавших десять дней назад 55 грузовиков в строю осталась только 31 машина.
Экипаж Ардавичуса на этом этапе завоевал 6-е место, 13-е в абсолюте. Команда Чередникова завершила этап на 19-м месте, удерживая 24-ю строчку в генеральной классификации.
На следующий день спортсменов ждали 712 км трассы из Ла-Риоха в Сан-Хуан (Аргентина), 431 км спецучастка включал в себя все виды песка, множество бродов, гравийных секций и труднопроходимых каменистых дорог. Этот этап гонщикам запомнился как самый тряский. А еще в одном из оврагов перевернулся Ford, пилотируемый испанским экипажем команды Dmas South Racing. Машина перегородила путь остальным, и ее ставили на колеса совместными усилиями. Жара доходила до плюс 50 градусов по Цельсию.
Astana Motorsports пришла 11-й на этапе, сохранив 13-е место в генеральной турнирной таблице. Команда Kazakhstan в этот день показала 33-е время, что позволило ей занять 25-е место в абсолюте.
На двенадцатом, самом длинном этапе спортсменам предстояло преодолеть 931 км, включая скоростной участок протяженностью 481 км. Гонка вернулась в аргентинский Вилла-Карлос-Пас из города Сан-Хуан.
За два последних сложнейших этапа все лидирующие экипажи только укрепили свои позиции. Теперь машины состязались на извилистом треке, который на сто процентов можно было считать раллийным. Этап, по определению спортсменов, был рулежный, очень быстрый и техничный. Сквозь пыль зрители видели много сложных обгонов.
Экипаж Astana Motorsports финишировал на этапе 7-м, заняв 11-ю позицию в генеральной турнирной классификации и поднявшись на две строчки после предыдущего дня. Команда Андрея Чередникова расположилась на 36-м месте по итогам этапа, сохранив 25-е место в общем зачете.
В финальный день марафона, 16 января, участники преодолели дистанцию тринадцатого этапа – 698 км по пути в аргентинский Росарио – родной город Эрнесто Че Гевары и Лионеля Месси. По окончании гонки спортсмены поднялись на торжественный подиум, поздравили победителей и призеров.
«Закончен еще один «Дакар». Спасибо за поддержку нашим партнерам, спонсорам, друзьям и болельщикам за то, что они были с нами. Эта гонка была не из легких. Это седьмой «Дакар» на моем счету, и я скажу, что все только начинается. По возвращении на родину мы приступим к подготовке к следующей гонке»,– прокомментировал событие лидер команды Astana Motorsports Артур Ардавичус.
По итогам соревнований команда Astana Motorsports заняла 11-е место, а команда KAZAKHSTAN – 25-е.
«Большого золотого бедуина» в категории легковых автомобилей завоевал француз Стефан Петрансель на «Пежо», в категории «Грузовики» – голландец Жерар де Рой, преодолевший на IVECO тринадцать этапов за 44 часа и 42 с небольшим минуты.
В разряде «Мотоциклы» победил австралиец Тоби Прайс на КТМ.
В зачете квадроциклов лидировал аргентинец Маркос Патронелли.
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал команды Astana Motorsports и RedBullmediahouse