Abu Dhabi Desert Challenge – самое престижное в мире международное дорожное ралли, которое по праву считается одним из сложнейших и наиболее зрелищных этапов Кубка мира по ралли-рейдам.
Гонка, проходившая с 26 марта по 2 апреля, в этом году отметила свою 25 годовщину. Местом ее проведения стали пески самой жаркой пустыни Востока – Руб-эль-Хали. И недаром многие называют эту гонку «адской»: палящее солнце, невыносимая жара, сильный ветер, вздымающий клубы песка. И в таких изматывающих условиях надо гнать по бесконечным раскаленным дюнам, преодолевая в песках в среднем по 400 км каждый день.
Абу Даби – пять дней, пять этапов. 2092 км один на один с бескрайней безлюдной песчаной равниной. 48 автомобилей, 47 мотоциклов и 6 квадроциклов решились бросить вызов пустыне.
Казахстан представляло четыре экипажа. Пилот Денис Березовский и штурман Игнат Фальков выступали от команды Astana Motorsports. Два других экипажа – первый в составе пилота Каната Шагирова и штурмана Александра Мороза и второй с пилотом Юрием Сазоновым и штурманом Арсланом Сахимовым – представляли команду MobilEx Racing Team. Пилот Андрей Чередников и штурман Дмитрий Цыро составили четвертый экипаж.
26 марта заработала штаб-квартира ралли. В этот же день состоялась традиционная предстартовая пресс-конференция, участники прошли административную проверку, получили бортовые номера и навигационное оборудование.
27 марта по назначенному графику все участники прошли техническую проверку. Затем были проведены маркировка и опломбирование основных узлов и агрегатов техники спортсменов. После этих обязательных процедур автомобили поместили в закрытый парк.
Кто следил за прошлогодними гонками ADDC, наверняка помнит, что экипаж Дениса Березовского занимал лидирующую позицию в классе Т2, но был дисквалифицирован по причине несоответствия техническому регламенту FIA: маховик не соответствовал весовым параметрам. И на этот раз во время техпроверки возникла та же проблема. Новый маховик – стандартная, к слову, деталь – опять не соответствовал техрегламенту FIA. Но других вариантов детали просто не производят! Решение было найдено: маховик утяжелили до необходимого веса с помощью обычной гайки. При этом нельзя было исключать вариант, что такое решение может привести к аннулированию результатов на финише, где предстояла очередная техпроверка. Гайку могли признать частью модификации двигателя и засчитать это как нарушение техрегламента. После долгого обсуждения проблемы, в которое включились участники команды и работники компании, предоставляющей автомобиль для гонок и осуществляющей его техническое обслуживание, было принято непростое решение участвовать в гонке.
28 марта был дан официальный старт. Пролог гонки протяженностью 2,4 км прошел на трассе Формулы-1 в Yas Marina. Решение организаторов провести его на полностью асфальтовом покрытии для участников гонки стало неожиданностью. Но организаторы сделали из пролога настоящее зрелище, приуроченное к 25-летию гонки. И хоть теоретически полученное в ходе пролога время считается зачетным, многие спортсмены решили не рисковать и берегли технику и резину для предстоящих 5 дней в знойной пустыне и трассы общей протяженностью около 2000 км.
Судьба наших экипажей складывалась по-разному. Экипаж Дениса Березовского и Игната Фалькова, несмотря на то что их автомобиль практически каждый день преследовали технические неполадки, уверенно удерживал 3-ю позицию в классе Т2. А бороться пришлось и с оторванным глушителем, и с пробитым радиатором, и с пропадающим сцеплением, и с перебоями радиосвязи. При чем если сцепление как-то удавалось наладить, то связь, установленная в шлемах, работать на такой жаре первые три этапа гонки категорически отказывалась.
На четвертом этапе экипаж пришел к финишу первым и с таким же результатом намеревался выступить на следующий день. Но не на шутку разгулявшаяся с ночи песчаная буря спутала все планы спортсменов. Из-за очень плохой видимости в целях безопасности организаторы приняли решение отменить 5-й заключительный этап гонки. Итоги подводили по результатам предыдущих 4-х. И экипаж команды Astana Motorsports в составе Дениса Березовского и Игната Фалькова оказался на 3-м месте в своей категории Т2 и на 15-й позиции в абсолютном зачете.
Гораздо меньше повезло команде MobilEx Racing Team: ни один из двух ее экипажей так и не добрался до финиша. На первом этапе экипаж Юрия Сазонова и Арслана Сахимова вынужден был прекратить гонку: не выдержав нагрузки, вышла из строя поршневая группа двигателя, и такую поломку починить на ходу было невозможно. На третий день угодил в аварию автомобиль Каната Шагирова и Александра Мороза. Механики смогли отремонтировать машину буквально за несколько часов, и экипаж был готов стартовать на следующем этапе, но 27 часов пенализации за «невзятие финиша», делали продолжение гонки бессмысленным, поскольку за оставшиеся 2 дня наверстать такое время было нереально. В результате спортсмены приняли решение гонку прекратить.
Экипаж Андрея Чередникова и Дмитрия Цыро тоже не избежал проблем с техническими неполадками. Как следствие – финиш на17-й позиции в абсолютном зачете.
Лидером гонки по подведенным первоначально итогам стал знаменитый раллист – Нассер Аль-Аттия. Но после технической проверки, которой особенно тщательно подвергаются машины победителей, было установлено нарушение: ход подвески автомобиля не соответствовал требованиям регламента. Автомобиль поэтому был дисквалифицирован, а результат спортсмена аннулирован. В итоге первое место оказалось у российского экипажа в составе Владимира Васильева и Константина Жильцова.
Казахстанские же спортсмены теперь готовятся принять участие в третьем этапе Кубка мира по ралли-рейдам, который пройдет в Катаре нынешней весной.
Текст: Татьяна Дружинина
Фотоматериал предоставлен пресс-службой AstanaMotorSport