Скоростной стандарт синергетики и гибридизации
Когда более четверти века назад, в 1989 году, Honda NSX дебютировала на мотор-шоу в Чикаго, ей удалось навсегда изменить представление о сегменте суперкаров, переведя их из разряда недоступных спортивных снарядов, заточенных лишь на рекорд, в категорию автомобилей, ориентированных на человека.
Новая Honda NSX, появившаяся в этом году, стала результатом почти четырех лет интенсивных усилий специалистов японской компании. Автомобиль продолжает и поддерживает тему синергетики, интегрируя вечные ценности автоспорта и не менее ценное сегодня внимание к водителю.
Конечно, в этом автомобиле инженеры, конструкторы и дизайнеры стремились достичь гармонии, поэтому желающий сепарировать в Honda NSX одно качество от другого взвалил бы на себя непосильную ношу.
Этот суперкар впитал в себя максимум от передовых технологий. В его алюминиевом кузове легкость органично сочетается с жесткостью, поперечно расположенный высокооборотистый двигатель V6 находится посредине и наделен коваными поршнями, титановыми шатунами и, конечно же, VTEC клапанами (Variable valve Timing and lift Electronic Control). Без системы динамического изменения фаз газораспределения Honda не приобрела бы заслуженной славы наиболее умелого «вживителя» спортивных моторов в тела гражданских автомобилей. Это фирменная разработка компании.
А еще в ней применена технология Sport Hybrid SH-AWD. Электродвигатели за счет мгновенной и непрерывной векторизации крутящего момента усиливают динамические характеристики бензинового мотора в ускорении, торможении и при прохождении поворотов. Получается, что тут компания Honda тоже обошла всех, впервые использовав гибридные технологии в суперкаре.
Тесную связь водителя с автомобилем и дорогой обеспечивают основные элементы дизайна Honda NSX: заниженный центр тяжести, пропорциональное отношение мощности к весу, жесткость шасси из алюминиевого сплава, аэродинамическая оптимизация, обзорность и эргономичность.
Высокую прочность конструкции корпуса гарантируют трехмерно изогнутые сверхпрочные стальные стойки и литые алюминиевые рамные узлы. Передние панели пола для прочности и снижения веса изготовлены из углеродного волокна. Совместно разработанная со специализированной фирмой Alotech технология отливки обеспечивает поглощение и рассеивание энергии при лобовом столкновении и смягчает поступательное движение силового агрегата в случае сильного удара сзади.
Для облегчения ремонта рамной конструкции автомобиля и снижения его стоимости команда разработчиков NSX применила общую модульную концепцию, благодаря которой компоненты рамы могут быть приобретены и заменены по отдельности или в виде предварительно собранных модульных секций.
Каждый элемент внешней архитектуры NSX преследует определенную цель, тщательному соответствию которой были посвящены тысячи часов сложных расчетов и обширных испытаний в аэродинамической трубе, проводимых на масштабных и полноразмерных моделях в Соединенных Штатах и в Японии.
В результате наклоненный под острым углом капот с уходящими к передним крыльям узкими светодиодными фарами и скошенная передняя решетка рисуют знакомые семейственные черты Honda, однако, более агрессивные, чем в привычном варианте. Воинственные абрисы усугубляются словно бы раздувающимися «ноздрями» воздухозаборников на капоте и подчеркнуто резкими ребрами передних крыльев. Линии капота, крыши, стоек и коротких свесов укладываются в одну пластичную кривую, внутри которой вполне комфортно большим колесам, вписанным в арки с минимальным зазором.
Сзади на широкие крылья опираются стойки, которые как будто стекают с крыши, расширяясь книзу и охватывая автомобиль по сторонам от верхней части колесных арок до интегрированного спойлера. Между стойками вписано заднее стекло, напоминающее телевизионный экран. На нем можно увидеть захватывающий экшн о жизни двойного турбонаддува V-образной шестерки.
Все приборы внешнего освещения в Honda NSX светодиодные: от фар и дневных ходовых огней до указателей поворота. Компактная узкая форма плафонов спереди и сзади решена в едином свободном стиле.
На кузове автомобиля вы не заметите дверных ручек: они спрятаны заподлицо. Это решение, по мнению авторов, и эстетично, и привлекательно. Кнопка багажника тоже скрыта: она находится под нижней кромкой люка. Дублирующая клавиша есть на внутренней стороне двери водителя.
Багажник, объем которого составляет 110 л, можно открыть и дистанционно, с брелка. Механизмы традиционной конструкции с ключом для двери водителя и багажника тоже присутствуют – на случай, если автомобиль будет целиком обесточен.
Тему минимизации сопротивления воздуху поддерживают внешние зеркала заднего вида со светодиодными указателями поворота. Стратегия управления воздушным потоком, реализованная в автомобиле аэротермической командой инженеров, позволяет через 10 различных теплообменников эффективно охлаждать тормозную систему и двигатель, подавать в него воздух, а также снижать лобовое сопротивление и наращивать прижимную силу, достигая в этом беспрецедентного баланса, при котором прижимная сила на задней оси в три раза больше по отношению к передней.
При трогании с места первым вступает в дело электродвигатель Direct Drive Motor с прямым приводом, мгновенно создающий необходимый крутящий момент, 12-вольтовый стартер при этом уже не нужен. Когда машина достигает устойчивой крейсерской скорости, двигатель V6 становится основной движущей силой транспортного средства, а два электромотора на передних колесах при необходимости выступают в качестве дополнения мощности и производят корректировку курса. Direct Drive Motor работает как генератор, заряжающий батареи.
Сухая система смазки картера позволила конструкторам установить бензиновый двигатель на 61 мм ниже. Значительное снижение центра тяжести усилило устойчивость автомобиля. Кроме того, данное техническое решение обеспечило полноценную смазку в условиях высоких нагрузок, на затяжных поворотах, например.
Впервые в двигателе Honda применен водяной охлаждающий контур из трех частей: для блока и головок двигателя, системы радиатора и демпфера, установленного на коленвале.
Интегрированная система Dynamics предоставляет водителю четыре режима: «Умеренный», «Спортивный», «Спорт+» и «Трек». Система объединяет динамические настройки шасси и трансмиссии, дросселя, рулевого управления и тормозов, в том числе параметры рекуперации. Автомобиль может быть запрограммирован на начало движения в умеренном или спортивном режиме всегда или на движение исключительно в автоматическом режиме в течение любого заданного периода времени.
Компактная и легкая выхлопная система из нержавеющей стали имеет два каталитических нейтрализатора и четыре выходных отверстия. В режиме спокойного движения на умеренных скоростях выпускные клапаны закрыты и выхлопные газы проходят через глушители.
В режиме «Спорт» выпускные клапаны также будут закрыты, если водитель не пожелает принудительно изменить ситуацию. В режимах «Спорт+» или «Трек» система открывает клапаны и отработавшие газы выходят, минуя глушители. Силиконовая система крепления отсекает от кузова тепло и вибрацию, надежно удерживая выхлопную систему на корпусе автомобиля.
С целью еще более эффективного использования топлива NSX имеет возможность остановки холостого хода, то есть двигатель автоматически выключается, когда автомобиль останавливается, но некоторые необходимые функции выполняются, например, специальный испаритель в системе кондиционирования помогает поддерживать комфортную температуру в салоне. Остановка двигателя не осуществляется в режимах «Спорт+» или «Трек».
Полностью выполненная из алюминиевого сплава подвеска также поддерживает экстремальные динамические потребности NSX: передняя на двойных поперечных рычагах и задняя многорычажная призваны обеспечить максимальное сцепление машины с дорогой.
Благодаря активным демпферам третьего поколения силы толчков и ударов гасятся мгновенно. Амортизаторы заполнены специальной жидкостью, содержащей микроскопические частицы металла. Воздействие электрическим током создает внутри жидкости магнитное поле, что вызывает мгновенное изменение плотности текучей среды, поэтому даже на низкопрофильных шинах автомобиль предоставляет вполне комфортное передвижение. Эта технология имеет приоритет в умеренном и спортивном режимах, в более динамичных акцент смещается в пользу пружинного демпфирования.
Стандартный пакет конструкции колеса включает в себя эксклюзивные легкие кованые диски из алюминиевого сплава с шинами Continental Conti Sport диаметром 19 дюймов спереди и 20 – сзади. Покупатели смогут выбрать один из трех вариантов отделки дисков: матовый, полированный или окрашенный.
В интерьере особенно заметно, как форма центральной консоли и инфраструктура дверей поддерживают водителя и пассажира сбоку. Внутри разработчики постарались объединить функциональность и эргономичность с современной эстетикой суперкара. Салону придают уют и респектабельность кожа и алькантара.
Особое внимание уделено критическим контактным зонам: они лишены острых углов, травмирующих деталей и имеют дополнительные прокладки для оптимального положения коленей и локтей.
Комбинация приборов понятна и удобна. Центральная консоль предлагает водителю простой легкодоступный интерфейс.
Спортивные сиденья Superbly обеспечивают надежную боковую поддержку и имеют четырехходовую ручную регулировку. Их основание изготовлено из штампованного алюминия, а подголовник предназначен не только для предотвращения травм, но и для размещения шлема. Чтобы облегчить вход и выход, водительское сиденье может автоматически смещаться назад, когда зажигание выключено.
Рама рулевого колеса выполнена из магния для легкости и прочности. Покрывающая его кожа не имеет швов. Верхняя секция обеспечивает беспрепятственный взгляд вперед, а срезанная по окружности нижняя секция увеличивает пространство для ног водителя. На левой стороне руля расположены регулировки громкости звука и выбора его источника, а также средства управления телефоном. Справа находятся кнопки команд для мультиинформационного дисплея и функций круиз-контроля.
Визуально чистый и минималистичный дизайн предоставляет легкий доступ к управлению всеми основными системами, в том числе к 7-дюймовому сенсорному экрану Honda CONNECT, двухзонному климат-контролю с увлажнением и фильтрацией воздуха, подогреву сидений, к электронному рычагу переключения передач и электронному стояночному тормозу. К центральному дисплею примыкают цифровые датчики, отображающие состояние системы моторов Sport Hybrid SH-AWD, заряд батареи, температуру охлаждающей жидкости и уровень топлива. Мультиинформационный дисплей также выдает уведомления о потребности в обслуживании.
Для большего комфорта в салоне автомобиля предусмотрено тонированное светодиодное освещение и удобные места для хранения различных мелких вещиц.
Помимо прочих удобств, на борту имеется аудиосистема премиум класса, порты USB, Bluetooth, устройства коммутации Apple, CarPlay и Android Auto.
Большое практическое значение в автомобиле с таким мощным спортивным потенциалом приобретают системы помощи водителю. В Honda NSX имеется Vehicle Stability Assist с контролем тяги, EPS, система контроля давления в шинах и высокопроизводительная система механического и рекуперативного торможения с электрическим сервоприводом.
Нажав на тормоз, в заключение добавим, что приобрести автомобиль в Европе покупатели смогут уже этой осенью. Конечно же, предварительно определившись с одним из восьми предлагаемых вариантов цвета.
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал Honda ©2016
Двигатель
Основной двигатель – бензиновый V6 с двумя турбокомпрессорами, 3,5-литровый, мощностью 507 л. с. форсирован наддувом с давлением 105 кПа (1,05 бар), установленным инженерами компании Honda как оптимальное в ходе упорных исследований и тестирований.
Тяговый электродвигатель Direct Drive Motor и два независимых электромотора на передних колесах – все с прямым приводом. Электродвигатели на колесах обеспечивают автомобилю движение в режиме AWD и осуществляют рекуперацию энергии при торможении. Кроме того, они позволяют автомобилю двигаться практически неслышно на коротких расстояниях.
Компактная, легкая, с низким центром тяжести девятиступенчатая коробка передач двойного сцепления может работать в автоматическом или в ручном режиме через «весла» на рулевом колесе. Девятая передача работает при движении по ровной дороге на скорости от 97 км/ч. Бензиновый двигатель в этом случае выдает крутящий момент лишь 1700 оборотов в минуту. Электрически управляемый исполнительный механизм сцепления сделал ненужным гидравлический насос высокого давления.
Литий-ионная аккумуляторная батарея автомобиля состоит из четырех модулей, каждый из которых содержит 18 ячеек.
Блок питания привода (PDU), расположенный под центральной консолью, диктует стратегию управления энергопотреблением Sport Hybrid, регулируя мощность двигателя и цикличность подзарядки аккумулятора. PDU также включает в себя три отдельных преобразователя постоянного тока в переменный для трех электромоторов.
Шестипоршневые 368-миллиметровые суппорты Brembo спереди и четырехпоршневые 361-миллиметровые сзади сидят верхом на алюминиевых вентилируемых дисках.
Выхлопная система спорткара снабжена системой контроля и настройки звука с активными выпускными клапанами. Она преобразует потоки высокого давления из коллектора в звуковые волны низкого давления. Таким образом аудиоэффект меняется в соответствии с четырьмя ведущими динамическими режимами движения.
Made in…
Начальное моделирование автомобиля проводилось в дизайн-студии Honda (Вако, Япония) и получило дальнейшее развитие в Honda Design Studio (Лос-Анджелес, США).
Двигатель собран вручную на заводе Honda (штат Огайо, США).
Блок питания Sport Hybrid разработан в Точиги (Япония).
Разработка кузова, шасси, электрических, внутренних и других транспортных технологий была сосредоточена в Реймонде (штат Огайо, США).
NSX тестировался и настраивался на трассах по всему миру: в Alton (штат Вирджиния, США), на знаменитом Нюрбургринге (Германия), на севере Японии (остров Хоккайдо). В качестве одного из основных треков развития для нового NSX выступает трасса Virginia International Raceway.
Honda NSX выпускается Performance Manufacturing Centre в Марисвилле (штат Огайо, США).