С юбилейной, сороковой гонки звезд «За рулем» вернулся с серебром казахстанский автогонщик, семикратный чемпион страны по автоспорту алматинец Александр Артемьев. На подмосковном автодроме Moscow Raceway 7 июля он вступил в единоборство с лучшими пилотами России и сумел так выстроить тактику борьбы, что, несмотря на сложные погодные условия, привел автомобиль к финишу без единой царапины.
В этой гонке Александр принимал участие в шестой раз. Кроме того, спортсмен неоднократно успешно выступал и в европейских чемпионатах. Многим читателям нашего журнала запомнилось прошлогоднее интервью, которое дал автогонщик по возвращении из Венгрии, где в упорной борьбе с сильнейшими соперниками он также завоевал серебро второго этапа ETCC.
Встречи и беседы с этим увлеченным, интеллигентным и выдержанным человеком всегда приятны. А особенно когда есть такой радостный повод, как успех в рейтинговых состязаниях. Нужно видеть, как меняется спортсмен, когда рассказывает о борьбе на трассе! Даже манера его речи становится такой, словно он находится за рулем гоночного автомобиля: слова точны и емки, эпизоды гонки меняются один за другим так быстро, что их трудно фиксировать на слух.
Недавно Александр снова побывал в редакции нашего журнала и рассказал о борьбе на подмосковном автодроме, которая до последних секунд держала в напряжении зрителей и болельщиков.
– Подготовка к соревнованиям в этот раз была несколько необычной. Не секрет, что автомобильный спорт – дорогое удовольствие. Поэтому я сфокусировался на виртуальных тренировках, занимаясь на симуляторе, отрабатывая те моменты, которые были для меня наиболее важны, – рассказывал Александр. – При этом я использовал большое количество так называемых онбордов и телеметрию, стараясь не упускать мелких нюансов и особенностей. Параллельно, конечно же, поддерживал надлежащую физическую форму – бегал, подтягивался, выполнял различные упражнения.
Весной испанская команда предложила мне проехать тесты в Барселоне. Я с радостью согласился, так как это помимо практически полезной тренировки обещало еще и удовольствие от отличной трассы и замечательной машины Seat заводской подготовки. Четыре раза за круг скорость уходила далеко за 200 км/ч, я испытывал немалые перегрузки, которые особенно чувствовались шеей.
Понятно, что скорость можно двигать вверх или вниз в зависимости от конкретных условий гонки, но мне важно было понять грани зацепа, где садиться на переднее колесо, как распределять вес и так далее. То есть необходимо было уяснить ряд специфических моментов, чтобы понять, правильно ли я нарабатываю моторику на своем тренажере.
В итоге тестов результат оказался лучше моих прежних заездов, предпринятых в минувшие годы в ходе тренировок на этой же трассе и этом же автомобиле. Это означало, что тренировался я правильно.
Но непосредственно перед гонкой звезд я снова стал немного корректировать моторику. Дело в том, что на Seat в Барселоне была секвентальная коробка передач, и тормозил я там левой ногой, так быстрее получается. В России предстояло ехать на обычной механике и тормозить правой. Этот навык шлифовался на симуляторе в течение двух месяцев перед московской гонкой.
Корр.: Симулятор, на котором вы тренируетесь, можно настраивать на разные характеристики автомобилей?
– Да, скачав программу, можно настроить симулятор на разные параметры – по приводу, коробке передач и так далее.
Корр.: Когда вы узнали, что будете выступать в Москве на автомобиле Kia Rio?
– Это стало известно месяца за четыре до соревнований. Но это, кстати говоря, было не принципиально, потому что автомобили класса «Национальный» очень близки в характеристиках – пусть один мощнее, другой лучше рулится, но в общем и целом они похожи. Глобальная же задача подготовки мне была понятна давно.
К слову сказать, Kia Rio, на котором мне довелось выступать, – очень интересный автомобиль. Он был построен в Тольятти, то есть это не машина завода Kia, заводской автомобиль послужил лишь моделью для гоночного. В ходе соревнования несколько озадачила в нем проблема с мощностью. На прямой меня обгоняли практически все, и если бы не дождь в этот день, мне было бы очень сложно. Я проигрывал на прямой, но зато отыгрывал в поворотах. Да, риска больше, было очень скользко, приходилось тоньше работать торможением, но это давало мне значительное преимущество. А в общем автомобиль отличный, хорошо рулится…
Корр.: Как обстояло дело с контактной борьбой?
– Для меня все обошлось без нее. К финишу я привел автомобиль без повреждений. У других спортсменов столкновения и даже вылеты с трассы были.
Корр.: Ваш бесконтактный результат тем более удивителен, что, если посмотреть видео, которое есть в интернете и где запись ведется из кабины гоночной машины, то можно увидеть за лобовым стеклом только лихорадочно работающие дворники и серую пелену.
– Да, да. И в этой пелене нельзя отпускать газ, иначе окажешься позади всех. Примерно знаешь, где нужно тормозить и поворачивать, и просто делаешь это. Когда я гонял в Казахстане по снежному треку, было то же самое, только пелена была белой. Нового в этом для меня ничего не было.
Корр.: Кто были ваши соперники?
– Это были лучшие пилоты России, в основном чемпионы кольцевых гонок. Первое место завоевал заводской пилот АвтоВАЗ Андрей Петухов, выступавший на автомобиле Lada Kalina, специально подготовленном для данной трассы. Третьим пришел Николай Карамышев на Volkswagen Polo. Он купил машину специально для гонки звезд, также настраивал ее для этого соревнования, целенаправленно тренировался под данную гонку. Когда он оказался чуть медленнее меня, то, конечно, очень расстроился.
Корр.: Как вы оцениваете организацию гонки и судейство?
– Хотелось бы, чтобы организаторы больше внимания уделяли проверке соответствия автомобилей техническим требованиям. Потому что разница в скорости, которую видел я, видели ребята, которые строили этот Kia Rio, говорит сама за себя. Конечно, я не могу ни на чем настаивать, но вопросы есть.
А в общем гонка была отличной. Борьба доставила удовольствие. В бокс после заездов с поздравлениями зашли болельщики – земляки, жившие прежде в Кокчетаве и переехавшие в Россию. Немного оттянул на себя внимание от гонки чемпионат мира по футболу, но зато мы получили на трибунах самых преданных поклонников автоспорта.
Корр.: Каковы ваши планы на ближайшее будущее?
– Снова садиться к симулятору, чтобы не терять форму. Потому что принимать участие в соревнованиях – дорогое удовольствие, а спонсоров привлечь бывает очень непросто. В гонке звезд меня поддержала немецкая компания. А вообще, я, как обычно, в основном рассчитываю на собственные силы.
Корр.: То есть в Казахстане увидеть вас на гоночной трассе нереально?
– В общем, да, с тех пор, как я продал свою спортивную «восьмерку». Иногда выезжаю на прокатном картинге или тренируюсь на картинге друзей. Чтобы выступать здесь, опять же нужны вложения. Но если выбирать уровень между домашним и европейским, то я отдам предпочтение последнему.
Корр.: Спасибо за беседу. Мы очень рады вашим успехам, Александр, и надеемся в скором будущем вновь увидеть вас на пьедестале.
Вот таким получился наш разговор со спортсменом, которому лишь характер, упорные тренировки на симуляторе и собственные силы позволяют достойно соперничать с теми, в чей успех вкладываются усилия государства и заводских инженеров. Прибавить к сделанному и сказанному, кроме надежд, больше нечего.
Текст: Андрей Сафонов
Фото: из архива Александра Артемьева