Концерн Daimler в течение следующих двух лет намерен инвестировать в природосберегающие технологии легкового транспорта 5,4 млрд евро. Автогигант стремится стать эксклюзивным производителем, обеспечивающим всю собственную линейку моделей двигателями внутреннего сгорания, электромоторами, питающимися от аккумуляторов, а также гибридными комбинациями. Помимо этого, концерн активно приступил к работе над электрозарядной инфраструктурой и оригинальной фирменной архитектурой электромобилей.
Новые бензиновые моторы Mercedes-Benz станут еще экономичнее, обзаведутся сажевыми фильтрами и стартер-генераторами. Испытания сажевого фильтра на модели S 500 продемонстрировало значительный положительный эффект. И на рестайлинговых бензиновых автомобилях S-класса эта деталь появится уже в 2017 году.
Электрическая сеть автомобилей станет 48-вольтовой. Это даст такую возможность экономии топлива, которая до сих пор была только у высоковольтных гибридов. При аналогичной силе тока электросеть с напряжением 48 вольт четырехкратно превышает по мощности 12-вольтовый аналог, делая доступными для гибридных автомобилей функции рекуперации, форсажа, электрического старта и маневрирования.
Во всех классах модельного ряда Daimler осознанно делает ставку на органичное сосуществование различных технологических направлений, что позволит удовлетворить разнообразные запросы клиентов, которые смогут приобрести автомобили сообразно потребностям и возможностям: бензиновые, дизельные, гибридные – на аккумуляторах или водороде.
В руководстве концерна убеждены, что все из перечисленных выше видов двигателей имеют шанс на существование даже в достаточно отдаленной перспективе. Это умозаключение основано на том, что современные дизельные моторы очень популярны в Европе благодаря экономичности и, как ни странно это звучит, чистоте.
В среднесрочной перспективе дизельный агрегат OM 654 – тот, что весной этого года нашел свое место под капотом автомобиля E 220 d – будет применяться в различных модификациях на всей линейке легковых и малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz с передним, задним и полным приводом.
За 20 лет с 1995 года средний расход топлива легковых автомобилей сократился на 4 с лишним литра: с 9,2 до 5 л на 100 км. Выхлопы сократились почти вдвое: с 230 г CO2 на 1 км до 123 г CO2 на 1 км. Интересно, что лидерами экономичности являются именно дизельные машины.
Планку щадящего отношения ДВС к природе повышают также интегрированные в двигатели Mercedes-Benz стартер-генераторы (ISG) и ременно-приводные стартер-генераторы (RSG). Шестицилиндровый рядный двигатель M 256 с ISG дебютирует в 2017 году. С этого же года семейство бензиновых моторов пополнится четырехцилиндровым двигателем с RSG.
Гибридная технология рассматривается сейчас как ключевая в плане экологичности, так как по городу автомобиль может двигаться на электротяге, а в дальнем пути она обеспечивает немалый запас хода за счет ДВС. Именно поэтому в линейке Mercedes-Benz на сегодняшний день насчитывается 13 моделей данного типа.
Уже в этом году в линейке гибридов plug-in дилеры бренда получат седьмого и восьмого «представителя вида» – купе GLC 350e 4MATIC и E 350e. А в начале 2017 года, как ожидается, появится рестайлинговая версия S 500 e с усовершенствованными литий-ионным аккумулятором и интеллектуальной системой управления приводом.
Экономичность, динамика и комфорт технологии plug-in особенно ярко проявились в ходе испытаний и эксплуатации крупных автомобилей, поэтому Mercedes-Benz планирует наиболее интенсивно внедрять ее в производство машин С-класса и выше. Тут как нельзя кстати придется и модульная концепция, которую специалисты немецкого концерна станут применять при конструировании множества новых моделей различных классов и типов кузова, причем как с левым, так и с правым расположением руля.
В 2017 году на рынок выйдет Mercedes-Benz GLCF-CELL с технологией plug-in на топливных элементах, комбинированный запас хода которого, как ожидается, достигнет 500 км. Этого результата конструкторы планируют добиться путем внедрения под капот компактной системы топливных элементов и благодаря дополнительному источнику энергии для электродвигателя – емкому литий-ионному аккумулятору мощностью около 9 кВтч.
В направлении электрифицированных версий DaimlerAG тоже активно пополняет портфолио. Концерн стал пионером направления в 2007 году, выпустив серийный электромобиль smart fortwo electric drive. В 2016 году выйдет уже четвертое поколение smart fortwo и вариант forfour. На Парижском автосалоне в сентябре планируется мировая премьера купе и кабриолета smart fortwo electric drive. В 2017 году в Европе начнут продавать двух- и четырехместные автомобили этой марки.
Помимо автопроизводства как такового, концерн Daimler развивает поставки услуг, обеспечивающих мобильность. Прежде всего, решается задача быстрой и несложной зарядки электромобиля. При этом большие перспективы видятся в технологии индукционной зарядки. Обкатывать инновационный инструмент предстоит рестайлинговому Mercedes-Benz S 500 e.
Новое слово концерн намерен сказать также в методе зарядки через кабель. Этот процесс планируется ускорить за счет увеличения мощности зарядных станций. В прошлом году Daimler стал разрабатывать стационарные аккумуляторные системы марки Mercedes-Benz, «сырьем» для которых послужат бывшие в употреблении накопители энергии автомобилей smart electric drive второго поколения.
Совершенно очевидно, что стремление к лидерству в техническом прогрессе – дело наукоемкое, поэтому концерн располагает не только собственными научно-исследовательской и опытно-конструкторской базами, но и развивает партнерские связи. Так, сотрудничество в разработке электродвигателей DaimlerAG ведет с Bosch, совместно с Ford совершенствуются блоки топливных элементов, компания H2 Mobility GmbH содействует в создании инфраструктуры работы с водородом.
Столь энергичные усилия DaimlerAG недвусмысленно намекают на то, что в ближайшем будущем концерн намерен занять передовые позиции в нише экологичных автомобилей. Что ж, вполне возможно, что это у него получится, если только тема экологии в очередной раз не споткнется о лобби нефтедобывающих компаний.
Текст Илья Фарбер
Фотоматериал DaimlerAG©2016