Впервые после 23-летнего перерыва спидвей возвращается в Казахстан.
14 – 15 февраля 2015 года высокогорный каток «Медеу» встречал 50-й юбилейный Чемпионат мира по спидвею – мотогонкам на ледяном треке на специально подготовленных мотоциклах с шипами.
Первые два этапа уже прошли в Красногорске и Тольятти. Третий этап мы принимаем у себя, в Алматы. Следующие два этапа пройдут в Голландии и Германии.
Шестнадцать сильнейших «Ледовых Гладиаторов» из семи стран мира: Казахстана, Швеции, Австрии, Германии, России, Чехии и Финляндии – боролись за личное первенство на ледяных дорожках стадиона.
Честь Казахстана в мотогонках на льду отстаивал ветеран нашей сборной – Владимир Чеблоков. В качестве запасных участников выступали более молодые спортсмены – Павел Некрасов и Денис Слепухин.
Соревнуются гонщики на очень специфичных мотоциклах: они не оборудованы тормозами, а топливом для агрегатов является спирт. Колеса оснащены шипами размером до 28 мм. Вес мотоцикла без топлива и масла составляет 110 кг, объем двигателя – 500 куб. см. На прямых участках мотоцикл может развивать скорость до 100 км/ч.
Спидвей – одна из самых сложных и опасных дисциплин мотоциклетного спорта. Это стало очевидно даже для неискушенных зрителей, когда уже во втором заезде австрийский мотогонщик Харальд Симон столкнулся на огромной скорости со своим товарищем по команде Францем Цорном и, пробив ограждение, вылетел за пределы трека. От серьезных травм спортсмена уберегла разве что счастливая случайность, тюки с сеном, огораживающие трек, и сугроб снега, в который он благополучно спикировал. После оказанной медицинской помощи гонщик смог продолжить заезды в тот же день.
Кстати, падения, хоть и не столь опасные, сопровождали участников на этом коварном повороте чуть ли не в каждом заезде. Не избежал падения и казахстанец Владимир Чеблаков.
В каждом заезде на старт выходили по четыре спортсмена. По условиям гонки все шестнадцать спортсменов должны были сразиться с каждым из своих соперников. Таким образом, всего планировалось 23 заезда, включая два полуфинала и финал. Заезд длился в течение 1 минуты.
Лидер заезда получал 3 балла; финишировавший следом – 2 балла; приехавший третьим – 1 балл; последний гонщик не зарабатывал ни одного балла. Победитель определялся по сумме баллов всех заездов. Кроме того, чтобы создать равные условия для всех участников, от заезда к заезду спортсмены еще менялись дорожками, то есть у каждого была возможность проехать как по внутренней, так и по внешней стороне трека.
По завершении первого дня соревнований на высшую ступеньку пьедестала поднялся российский мотогонщик Дмитрий Колтаков. Следом за ним расположился австриец Франц Цорн. Замкнул тройку лидеров Дмитрий Хомицевич – опять-таки россиянин. Казахстанец Владимир Чеблоков, к сожалению, занял последнюю строчку таблицы.
На следующий день вопрос о продолжении гонок долго оставался открытым. Дело в том, что, по мнению международных экспертов, лед не удовлетворял установленным стандартам. Из-за аномально теплой (плюсовой) для этого времени года температуры лед недостаточно промерз за ночь для проведения ледовых гонок. После долгого совещания было принято решение уменьшить трек, сдвинув его к центру, поскольку непромерзший лед был в основном по краям стадиона, и продолжать гонку до тех пор, пока состояние льда будет это позволять. Из-за того, что пришлось перемещать линию трека, старт соревнований задержался на три часа.
Во второй день соревнования проводились по той же схеме, что и в предыдущий. Лед все-таки выдержал 20 заездов. А затем его состояние просто не могло гарантировать дальнейшее безопасное продолжение гонки. Было принято решение приостановить соревнования и не проводить финал и полуфинал, а подсчитать итоги по результатам прошедших заездов.
По результатам второго дня весь подиум принадлежал российским мотогонщикам: Даниил Иванов – на первом месте, следом соответственно – Дмитрий Колтаков и Дмитрий Хомицевич. Казахстанский спортсмен, к сожалению, опять оказался одним из последних в зачете. Подняться на несколько строчек ему удалось только за счет дисквалификации других спортсменов.
Конечно, жаль, что призовые места достались не нашим спортсменам. Было очевидно, что казахстанцы не подготовлены для участия в подобных соревнованиях на должном уровне, но они постарались выступить как можно лучше и в меру своих возможностей. Справедливости ради, надо отметить, что у нас в республике эта спортивная дисциплина в целом недостаточно развита и ребятам практически негде тренироваться. Свои тренировки они проводят на льду замерзших речек, который сами же и расчищают. Только в этом году у нашей сборной появилась возможность выехать в Башкирию на неделю и хоть немного потренироваться там перед Чемпионатом. Российская же сборная, хоть и молодая, но мощная и опытная. В России регулярно проводятся внутренние чемпионаты, на которых гонщики получают хорошую подготовку. Поэтому ни для кого не стало сюрпризом, что россияне заняли весь подиум.
По мнению спортсменов, Чемпионат прошел, хоть и не на отличном, но на вполне достойном уровне, если не считать состояние льда во второй день соревнований.
Федерация автомотоспорта Республики Казахстан заключила контракт на проведение следующих этапов Чемпионата мира в Алматы до 2017 года. Хочется верить, что этот срок сотрудничества не ограничится тремя годами. Что, в свою очередь, приведет к развитию спидвея у нас в стране, и к следующему этапу как организаторы, так и спортсмены придут уже более подготовленными.
Текст и фотоматериал:
Татьяна Дружинина