Зимний Фестиваль внедорожного автоспорта, посвященный Дню Независимости, стал уже традиционным для Алматы. Он проводится в декабре, и в этот раз собрал огромное количество зрителей на трассах озера Сайран, где уже в течение многих лет, помимо зрелищных «джиперских» соревнований, разыгрывается переходящий Кубок Маслова.
Николай Маслов, к сожалению, рано ушедший из жизни, был первым президентом Алматинской Федерации Автоспорта. Именно его по праву можно считать родоначальником джиперскго движения в Казахстане, так как самые первые соревнования по офф-роаду в нашей республике были организованы именно им. В память об этом легендарном человеке его друзья и последователи ежегодно проводят автосоревнования.
В прошлом году обладателем заветного Кубка стал алматинский экипаж, пилотируемый Степаном Соколовым. И на декабрьских соревнованиях ушедшего года решался вопрос, останется ли Кубок у прежних хозяев или перейдет в новые руки. Накалу борьбы способствовали спортсмены из Кигризии, которым в 2010 году уже удавалось увезти награду к себе на родину. Сражаться за Кубок киргизские гости прибыли в составе семи экипажей.
Мороз и солнце – с погодой повезло. Каждый год она преподносит свои сюрпризы. В прошлом году накануне соревнований шел обильный дождь и трасса раскисла, превратившись в месиво. В этом году из-за стоявших сильных морозов грунт на дне озера промерз, сделав трассу очень жесткой, что создало совершенно иные условия для спортсменов. Сама конфигурация трассы практически не меняется в течение последних нескольких лет: трамплины, броды, ямы и насыпные препятствия.
Участники соревновались в трех категориях, отличающихся степенью подготовки автомобиля: «Туризм», «Спорт» и «Абсолют». Заезд для каждой из категорий проходил в течение временного отрезка, равного 1 часу. Победителем считался тот экипаж, который сумел проехать наибольшее количество кругов за отведенное время. Расчетное время снижалось за сбитые колышки, баннеры, порванную ленту и игнорирование маршрута.
Вопреки ожиданиям, первыми на старт вышли участники класса «Спорт». Это были специально подготовленные для сурового бездорожья полноприводные автомобили с каркасами безопасности. Их обычно выпускают в заключительном заезде. Но в этот раз начали с них, чтобы дать гонщикам возможность «подкрутить гайки», восстановить машины и подготовиться к самому важному заезду «Абсолют», на котором, собственно, и разыгрывался Кубок.
Несмотря на подготовленность, многим внедорожным «монстрам» не удалось проехать по трассе и нескольких кругов. Не было, пожалуй, ни одного из пятнадцати экипажей участников, хотя бы раз не провалившихся под лед во время штурма замерзшей речки. А некоторые экипажи так и просидели «в засаде» до окончания гонки. Впрочем, по мнению организаторов, трасса была не самой сложной. Причина неудач многих экипажей заключалась именно в недоработке пилотов, которые, подъезжая к препятствию, заводили передние колеса и резко ускорялись в надежде проскочить. В этой ситуации колеса пробуксовывали, ломая лед, и машина вязла. Такие жесткие условия позволили проверить не только умение гонщиков давить на педаль газа и крутить рулем, а думать и выбирать правильную тактику.
Победителем в категории «Спорт» стал экипаж Токалова С. и Скорик Г., следом за которым, на втором месте, разместился один из самых известных экипажей – обладатель Кубка Маслова 2012 года – экипаж Ахмудова Р. и Папина Н. На третью ступеньку пьедестала поднялся экипаж Ракова В. и Коняева Д.
В следующем заезде соревновались гонщики в категории «Туризм» тоже в составе пятнадцати экипажей. Поскольку в данную категорию попадают стандартные неподготовленные внедорожники, то и трассу для них сделали попроще.
В этой категории высшую ступеньку пьедестала разделили сразу два экипажа: казахстанский дуэт Соловьева А. и Есенова А. и гонщики из Киргизии – экипаж Мамытова Б. и Нишанбаева Р. из города Ош. В соревнованиях в Казахстане этот экипаж участвовал впервые, хотя у себя на родине ребята уже активно занимаются внедорожными гонками. Замкнул тройку лидеров экипаж Маслихина О. и Левченко Е.
Тем временем на старте выстроились участники самого зрелищного заезда «Абсолют». Победитель этого заезда становился обладателем Кубка Маслова. На награду претендовали двадцать экипажей. Причем к соревнованиям в этой категории допускались все желающие автомобили, но уже стартовавшие в этот день в одной из предыдущих категорий. Это было обязательным условием.
Напряженная схватка ожидалась между обладателем Кубка по результатам прошлого года Степаном Соколовым и одним из самых опытных гонщиков из Киргизии Дуйщекеевым Таланом. Но и другие участники проходили трассу на огромных скоростях, бампер к бамперу, подлетая на трамплинах и порою даже вступая в контактную борьбу в попытке обойти соперников.
По окончании заезда многим показалось, что гонку выиграл экипаж Дуйщекеева Талана. Болельщики поздравляли победителей и уже были уверены, что Кубок Маслова в этом году уедет в Киргизию. Но, по решению судей, первое место, было все-таки присуждено экипажу Соколова С. и Гаврасова А. А экипаж Дуйщекеева Т. и Гисс Н. из Киргизии оказался лишь на втором месте. Третье место занял экипаж из Талдыкоргана Сребного М. и Прищенко Е.
Однако команда из Киргизии подала официальный протест. После долгих разбирательств и просмотра видео с камер регистраторов, судьи изменили свое решение и присудили Кубок Маслова гонщикам из Киргизии – Дуйщекееву Талану и Гисс Николаю. Изменения коснулись и третьей ступеньки пьедестала: на ней оказался экипаж Манохина О. и Василевского Д.
Конечно же, жаль, что Кубок ушел к «соседям», но они его реально заслужили. А у наших гонщиков теперь будет стимул лучше готовиться к следующим гонкам и вернуть награду домой.
Текст: Татьяна Дружинина
Фотоматериал автора