О преимуществах инжекторной системы подачи топлива, а также о тонкостях ее эксплуатации и обслуживания напомнили недавно автолюбителям и профессионалам специалисты компании Bosch.
В карбюраторных двигателях нередко наблюдались проблемы с точностью дозирования компонентов топливовоздушной смеси. То есть возникал то излишек топлива, то, наоборот, избыток воздуха. Как результат – наблюдался перерасход топлива и «грязный» выхлоп или же провалы в мощности.
Инжекторная система организовывает топливовоздушную смесь с помощью электронного блока управления, поэтому все получается точнее. Впрыск осуществляется через форсунки. В работающем двигателе система датчиков контролирует температуру, расход воздуха, наличие кислорода в отработавших газах, положение дроссельной заслонки и коленвала.
Технология инжекторного впрыска пришла в автомобилестроение в 1951 году из авиации, где ее использовали с 1916 года. А массовое развитие системы впрыска получили в 70-х годах прошлого века. К началу 2000-х годов системы впрыска уже бесповоротно доминировали в автомобилестроении. И это закономерно, ведь инжекторные системы примерно на 20% экономичнее в расходе топлива по сравнению с карбюраторными. Они более дружелюбны к окружающей среде. С инжектором двигатель обретает стабильную мощность и крутящий момент. Помимо этого в двигателе с инжектором проще настраивать параметры, мотор легче запускается в сложных погодных условиях и требует меньше времени на прогрев.
Инжекторные двигатели различаются по трем основным типам в зависимости от способа подачи топлива: центральный (одноточечный), распределенный и непосредственный (прямой) впрыск.
Одноточечные системы, которые еще называют моновпрыском, устроены проще всего: в них из впускного коллектора топливовоздушная смесь попадает в цилиндры. Однако их недостаток заключается в неравномерном распределении горючей смеси по цилиндрам, поэтому на смену им пришли более точные решения.
Распределенный впрыск называется так именно потому, что осуществляется форсунками в каждый цилиндр через топливный коллектор. Впрыск здесь может осуществляться одновременно, попарно-параллельно или в соответствии с фазами работы мотора.
Непосредственный впрыск, в отличие от двух вышеупомянутых, происходит прямо в цилиндры двигателя. Это наиболее совершенное, но и самое технически сложное решение. Оно заявляет высокие требования к качеству топлива и на сегодняшний день применяется в основном в наиболее мощных и дорогих машинах.
С какими же неполадками чаще всего можно столкнуться в инжекторном двигателе? В большинстве случаев лампочка Check Engine на приборной панели вспыхивает из-за проблем с датчиками или по причине засорения форсунок. Связано это, конечно же, с топливом. Сами датчики выходят из строя редко, чаще повреждается проводка или горят предохранители.
Если причина сбоя связана с инжектором, то устранить неполадку без определенных знаний и умений не получится. Если двигатель стал труднее запускаться, если обнаруживается его неровная работа и выросло потребление топлива, это причины пройти диагностику инжекторной системы с помощью специального оборудования.
На хорошо оборудованных станциях технического обслуживания имеется все необходимое для профессионального обслуживания и качественного ремонта, в том числе и для обслуживания наиболее распространенных сейчас клапанных форсунок HDEV5 и HDEV6.
Текст: Серик Туленов, фотоматериал BOSCH