Прошлой зимой наша редакция приняла от производителя на тест зимние шины Nokian Hakkapeliitta 9 SUV. Всю зиму мы эксплуатировали их на нашем автомобиле, намотав за это время немногим меньше 8000 километров по городским и загородным трассам, объехав окрестные горнолыжные базы близ Алматы, побывав на знаменитом российском курорте Белокуриха.
Наш тест, как и полагается, начался с посещения СТО, где мастера проверили ходовую часть и геометрию. Убедившись, что все находится в исправном состоянии, мы установили тестовые шины. Поначалу основной маршрут состоял из ежедневных перемещений по городу по редакционным нуждам, а по выходным мы выбирались на природу, прохватывая по обледенелым скоростным трассам, прокладывая путь по свежевыпавшему снегу горных серпантинов.
Имея опыт эксплуатации зимних шин Hakkapeliitta (HKPL) в прошлом, можем с уверенностью сказать, что с каждым поколением это семейство приобретает новые качественные свойства. Например, протестировав в свое время HKPL 7 SUV, мы отметили их нехарактерную для зимних шин износостойкость: они проходили более четырех сезонов, обеспечивая отличное сцепление со снежным и обледенелым покрытием. Модель HKPL 8 SUV нами была отмечена также положительно за сцепные свойства и прочность: за трехлетний срок службы, несмотря на жесткий режим эксплуатации, мы не получили ни одного прокола или «грыжи». Шина сохранила целостность и форму каркаса, резина осталась эластичной, и шипы, несмотря на теплые зимы, все остались на месте. По нашим расчетам, шина могла проходить еще два зимних сезона без потери качества сцепления.
Такая прочность и износостойкость предыдущего поколения и новинки – Hakkapeliitta 9 SUV – обусловлена особым строением каркаса, в котором применяются стальной многослойный корд и сверхпрочный нейлоновый бандаж, и особым составом резиновой смеси с натуральным каучуком. Эти компоненты усиливают шину, помогают ей противостоять разрывам и проколам, сохранять правильный контур в момент нагрузок, обеспечивать оптимальное пятно контакта протектора с поверхностью дороги.
Помимо усиленного бегового слоя новая шина получила прочные боковины из резиновой смеси, включающей арамидные волокна. Напомним, что подобные материалы используются в военной и аэрокосмической отраслях. Благодаря прочности новой боковины неоднократные наезды на ямы с острыми краями за время нашего теста, приводившие к пробою подвески, и прижимание к острым бордюрам в плотном городском трафике и на парковке не оставили на шинах никаких повреждений.
Прошлая зима, а особенно ее окончание, была полна сюрпризов. Трассы республиканского значения заваливало снегом так, что запертыми в плену оказывались не только фуры и машины автолюбителей, но и техника, которая должна была расчищать эти дороги. Так совпало, что в последних числах февраля, аккурат после очередного бурана, нам предстояло проехать от теплого Алматы до покрытого инеем российского города-курорта Белокуриха. Весь наш путь, включая дороги Алтая, составил немногим более 4000 километров в обе стороны. На протяжении этого пути мы дважды преодолели «вечнострой» – трассу Алматы – Нур-Султан, с ее ухабами, грунтовками и насыпями, новые участки обледенелой бетонки в районе Караганды. В Россию заехали через пункт пропуска «Кулунда». Затем по российской стороне через заваленные снегом дороги, мимо мелких поселков и деревушек мы добрались до курорта Белокуриха.
Управляется машина с новыми шинами ощутимо легче. Особенно это касается скоростной езды по ледяному и снежному насту с проталинами и езды по накатанной колее. Автомобиль сохраняет траекторию движения – нет необходимости постоянно подруливать. На скорости до 110–120 км/ч машина хорошо держит дорогу, в повороты входит уверенно, без намека на боковое скольжение или занос. Конечно, на зимней дороге правилами безопасного вождения и скоростными лимитами пренебрегать никак нельзя, даже на хороших шипованных шинах.
Стабильное поведение Hakkapeliitta 9 SUV в условиях меняющегося покрытия обеспечивается новой эластичной резиновой смесью протектора и инновационным способом шипования.
Шина в разрезе напоминает многослойный сэндвич, в котором присутствуют слои из разной по составу резины, стальной и текстильный корд, нейлоновый бандаж и, конечно же, протектор. В новой шине он выполнен из резиновой смеси с включением рапсового масла, каучука и биоэластомеров (Green Elasto Proof). С таким составом шина не дубеет на морозе и сохраняет свои сцепные качества даже при температуре минус 35 градусов – это нижний предел температур, которые мы наблюдали за время нашего теста.
Как обещают разработчики, новые технологии и материалы сберегут шину и от чрезмерного износа. Насколько это утверждение справедливо, мы проверили на своем опыте – за зимний сезон наш пробег составил около 8000 километров, и треть этого пути мы проделали по городскому асфальту. Судя по индикатору, расположенному в центральной части протектора, износ составил около 10–12% от первоначальной глубины. При этом шипы, как и в случае с тестом предшествующей модели шин, сохранились в целости и остались на месте.
Возвращаясь к строению протектора, стоит отметить, что он получил направленный асимметричный рисунок, дополнительные усилители между блоками в плечевой зоне и еще больше острых граней и грунтозацепов, которые расположены под различными углами для оптимального сцепления при продольных и поперечных нагрузках. На деле эти инновации здорово помогают уверенно ехать по рыхлому снегу и шуге.
Во время нашего теста, при возвращении из Алтайского края в Алматы в начале марта, мы попали в настоящий буран – с обильным снегопадом и боковым ветром в 20–25 метров в секунду. Скорость местами приходилось снижать до 30–40 километров в час. На обочинах в считаные секунды выросли снежные наносы глубиной 40–60 сантиметров, но шины отлично справились и с этими дорожными условиями. Автомобиль уверенно выгребал из рыхлого снега, протектор хорошо очищал себя при вращении колеса.
Для лучшего сцепления с мокрой и обледеневшей поверхностью протектор оснащен многочисленными глубоко прорезанными ламелями. Их особая трехмерная форма обеспечивает стабильность при торможении и разгоне.
Этот немаловажный фактор напрямую влияет и на сопротивление шины качению. Напомним: чем ниже этот показатель, тем меньше расход топлива.
Пожалуй, главной инновацией Hakkapeliitta 9 SUV можно назвать форму и расположение ее шипов. Они по-прежнему выполнены по якорному принципу и устанавливаются только на заводе в процессе производства. В месте посадки шипа присутствует мягкий резиновый слой, обеспечивающий шипу амортизацию, уменьшая тем самым износ сердечника и вибрации, передаваемые на обод колеса. Уменьшению дорожного шума способствует и новая резиновая смесь, из которой выполнен борт шины, прилегающий к ободу колеса. Учитывая многочисленные рекомендации производителей, эксплуатацию новых шипованных шин всегда следует начинать с обкатки. Этот бережный режим подразумевает отсутствие резких ускорений и торможений на протяжении 400–500 километров. За это время основание шипа окончательно «садится» в положенное ему место, и дорожный шум значительно уменьшается.
В новой концепции шип устанавливается на шашках протектора в том месте, где на него приходится оптимальная нагрузка. Такое решение пришло в результате компьютерного моделирования и многочисленных лабораторных испытаний. В итоге инженерам компании удалось добиться оптимального количества и формы используемых шипов. Например, в плечевой зоне протектора установлены шипы с наконечниками в виде трехлучевой звезды с усеченными краями. Такая форма позволяет шипу хорошо цепляться острым краем за поверхность дороги независимо от угла поворота колеса. Вместе с этим по центру беговой дорожки расположены шипы с иным сердечником. Различная форма, по мнению инженеров Nokian Tyres, является оптимальной для лучшего сцепления при продольных и поперечных нагрузках – разгоне, торможении и маневрировании.
Продолжая наш вояж, добравшись до Павлодара по заснеженным трассам, мы сделали вынужденную остановку: дороги были закрыты, на расчистку потребовалось несколько дней. Далее путь лежал в холодный и изобилующий гололедом Нур-Султан, оттуда – по накатанному насту свежерасчищенной трассы в Караганду. Затем, минуя по-летнему теплый Балхаш, по сухим дорогам и грунтовкам мы доехали до Алматы. Погода регулярно вносила свои коррективы в ритм нашего движения, и возвращение из Белокурихи в Алматы вместо запланированных трех дней пути заняло шесть. Мы ехали по самым разным дорогам и по бездорожью, и везде тестовые шины отменно справились с дорожными условиями.
Казахстан – огромная страна, и то, что хорошо и уместно в его северной части, со скепсисом может восприниматься в южной. Например, в среде алматинских автолюбителей до сих пор бытует мнение, что шипованные шины в нашем регионе просто не нужны и достаточно приобрести всесезонные, на худой конец – фрикционные. С этим утверждением можно согласиться только отчасти. Конечно, если жизнь автолюбителя проходит в основном в городе, в условиях чистых и сухих дорог, шипованные шины могут и не понадобиться, наверное. Но кто гарантирует эти самые чистые и сухие дороги? Конечно же, погода. А она барышня с весьма переменчивым характером – даже для Алматинской области резкий перепад суточных температур в 20 градусов зимой теперь не в новинку. Кроме того, имея автомобиль, лишать себя радости видеть первозданную природу, дышать свежим зимним горным воздухом…
Вердикт один: если вы активный автолюбитель, независимо от региона Казахстана или типа привода вашего автомобиля выбор в пользу шипованных шин для зимнего сезона более чем оправдан – безопасности и сцепления на зимней дороге много не бывает! В этом мы сумели убедиться лично. А если выбор в пользу шипованных шин сделан, присмотритесь к Hakkapeliitta 9 SUV – в соотношении сцепных характеристик, экономичности, малошумности и износостойкости они, на наш взгляд, сегодня лучшие.
Текст: Дмитрий Саблин, фотоматериал редакции и Nokian Tyres