Прошлым летом нам довелось протестировать летние шины Nokian Hakka Black по дорогам нашей страны. Они были установлены на редакционный VW Touareg, который намотал в городе и за его пределами около 15000 километров за летний сезон. Был на нашем пути и городской асфальт, и залитые проливными дождями дороги, и раскаленный грубый асфальт (или его полное отсутствие) на загородных трассах. Теперь мы делимся своими впечатлениями…
Сразу же оговоримся. Мы не устраиваем сравнительных тестов между производителями. Мы проводим потребительский тест, в ходе которого изучаем поведение шин в реальных условиях, наблюдаем ощущения во время эксплуатации. Эти данные, плюс замеры расхода топлива и износа ложатся в основу отчетного материала. Тестируемые нами шины либо приобретаются редакцией в шинных магазинах Алматы, либо предоставляются нам самими производителями через местных дилеров или напрямую с завода-изготовителя.
Напомним, шина Hakka Black была выпущена концерном специально для скоростного сегмента UHP, для плохих дорог и сложного климата. Следом за легковой шиной вышла шина для внедорожников с приставкой SUV – с идентичными разработками и материалами, но с усиленной конструкцией и в иных типоразмерах.
Сложным финны называют климат со значительным перепадом суточных температур – от жаркого солнца до ноля. Шина унаследовала ряд инноваций, способствующих экономии топлива, «обкатанных» в экологичной шине Hakka Green. Принимая во внимание то, что для скоростных и тяжелых автомобилей прочность покрышек имеет наиважнейшее значение, Hakka Black получила индекс максимальной скорости «Y» (до 300 км/ч). Это стало возможным благодаря усиленной конструкции, новой резиновой смеси и инновационным сверхпрочным материалам. Во время нашего теста до таких скоростей мы, конечно же, не разгонялись – делать это на дорогах общего пользования не стоит. А вот на первых журналистских тестах, прошедших осенью 2012 года на спортивной трассе шведского острова Готланд, нам удалось разогнать Audi RS5 с тестовыми шинами до 220 километров в час. Шины отлично держат грубый асфальт на высокой скорости, демонстрируя отменную курсовую устойчивость.
Сохраняет свои сцепные характеристики шина и с понижением температуры. И в этом мы смогли убедиться, дотянув с осенним «переобуванием» до первого снега, когда в течение недели пришлось ждать своей очереди на сервисе. Шины в это время успешно эксплуатировались при температуре окружающего воздуха в районе ноля градусов.
Для того чтобы понять, о каких инновационных материалах мы ведем речь, давайте в общих чертах вспомним из чего состоит шина. Если посмотреть на нее в разрезе, то самым нижним слоем окажется гермослой – он самый чувствительный к повреждениям и выполнен из мягкой резины. Его применение позволило избавиться от камеры, которая ранее в обязательном порядке устанавливалась в покрышку. Далее, если следовать от нижнего слоя к верхнему, идет несколько резиновых слоев, за которыми располагается сетка стального корда. Каждая жила этого слоя в шине Nokian Hakka Black сплетена из трех нитей стальной проволоки и выдерживает на разрыв около 2,4 тонн веса. Для изготовления корда одной покрышки используется 2,5 километра стальной проволоки. Выше этого слоя расположен бесшовный нейлоновый бандаж. Этот слой выполнен из сверхпрочной и эластичной ленты, которая наматывается на всю ширину беговой дорожки во время сборки «сырой» покрышки. Выше нейлона идет подпротекторный слой и далее сам протектор. Каждый слой этого «сэндвича» выполняет одновременно несколько функций – демпфирует и рассеивает тепло, помогает покрышке сохранять контур при боковых нагрузках и, конечно же, делает покрышку устойчивой к порезам и проколам. К слову, на свои шины Nokian дает гарантию, согласно которой при повреждении шину можно бесплатно отремонтировать, а при невозможности проведения такого ремонта – бесплатно заменить.
В каждом компоненте шины применяется резиновая смесь различной рецептуры – в тех, которые будут подвержены температурным перепадам и трению – больше натурального каучука. Там, где требуется жесткая резиновая смесь – химические компоненты. Во время вулканизации все слои скрепляются между собой на молекулярном уровне, образуя целостную конструкцию.
Каким бы прочным к проколам не был протектор, на сцепные характеристики шины и снижение сопротивления качению повлияет его эластичность – трудно сочетаемый с износостойкостью показатель. Финским инженерам удалось добиться оптимального соотношения этих величин, разработав и применив в Hakka Black особую резиновую смесь для протектора – Nordic Intelligent UHP Silica, сочетающую в себе нано-компоненты и силику нового поколения. Как мы говорили ранее, за время нашего теста шина прошла около 15 тысяч километров по далеким от идеала дорогам, износ протектора при этом составил около 2 мм от первоначальной глубины. Судя по индикатору износа, при сохранении интенсивности эксплуатации шина выдержит еще как минимум три сезона. Это отличный показатель, делающий приобретение Nokian Hakka Black экономически выгодным.
Слабым звеном любой покрышки считается ее боковина, которая при наезде на препятствие или яму может сжиматься и контактировать с колесным диском, и особенно ее прочность важна при эксплуатации скоростных и тяжелых автомобилей. Влияет прочность боковин шины и на срок их службы: если в случае с проколом протектора шину можно отремонтировать, то при пробое боковины шина подлежит утилизации. Нет, конечно же, есть умельцы обещающие восстановление таких повреждений, но безопасной такую шину уже не назовешь. Учитывая важность этого вопроса, финские инженеры включили в состав резиновой смеси боковин Hakka Black недешевый компонент – арамидные волокна, которые применяются при изготовлении бронежилетов. С такими боковинами шины без какого либо ущерба выдерживают экстремальные нагрузки. И в этом мы смогли убедиться, неоднократно налетая на ямы и «путешествуя» по городским канализационным люкам, которые иной раз возвышаются над дорожным полотном на добрых 3-5 сантиметров.
Цепляться за асфальт шине помогает ассиметричный и плотный рисунок протектора, который в центральной части получил три сплошных ребра жесткости. На деле такой сплошной рисунок положительно влияет на управляемость автомобиля. Шина сохраняет отличную курсовую устойчивость на скорости и отлично держит дорогу при поворотах.
Отдельно стоит выделить устойчивость наших тестовых шин к аквапланированию. Обильные дожди, случающиеся в Алматы и области в последнее время все чаще, застают автомобилистов врасплох, в том смысле, что дренажная система городских дорог в ливень просто не справляется с таким объемом воды. И хорошо, если водитель изначально едет по такой дороге, имея возможность подбирать адекватную скорость. Но, как показывает практика, на некоторых вновь отремонтированных участках дорог с ограничением скорости 80 километров в час водные преграды возникают внезапно. Отреагировать в условиях движущегося потока торможением на такую ситуацию удается не всегда, и от способности протектора отводить влагу из пятна контакта шины с дорожным полотном зависит безопасность.
Справляться с водными преградами шине помогают боковые и центральные водоотводные канавки. При этом дно центральных канавок полированное. Процесс изготовления шины с полированными канавками считается в шинной индустрии весьма трудоемким в виду того, что после каждой вулканизации матрицы термопресса требуют тщательной ручной очистки. Позволить себе применять эту технологию в серийном производстве могут только производители премиальных шин.
Отметили мы при эксплуатации тестовой шины и ее малошумность. Обычно, во время дальних скоростных поездок, от трения плотного протектора шины о грубый асфальт и вихревых потоков, возникает назойливый гул, который мешает спокойно разговаривать в салоне и серьезно утомляет слух. В случае с Hakka Black шума практически нет. Эту заслугу финские инженеры относят на счет технологии Silent Groove Design. Она подразумевает наличие специальных полусферических полостей на внутренних стенках центральных канавок, которые и уменьшают акустический эффект.
Из остальных «вкусностей» протестированной шины можно выделить наличие резинового кольца в зоне посадки шины на диск, которое сбережет диск при прижимании колеса к бордюру. В этот же список добавим удобный и просматриваемый с разных положений колеса индикатор износа, расположенный на центральном ребре. И, конечно же, информационный участок боковины, на котором работник сервиса может делать отметки о положении покрышки на оси и рекомендуемом давлении в колесе.
Вместо эпилога.
В последнее время, в соцсетях ходит миф о том, что шинные производители изготавливают специальные шины для проведения тестов, которые превосходят гражданские по качеству. Побывав неоднократно на разных шинных заводах Германии, Финляндии и России можем с уверенностью развеять этот миф. Применять двойные стандарты в рамках серийного шинного производства просто невозможно. Каждая модель шины изготавливается в десятках типоразмеров и использовать для каждого типоразмера разную рецептуру, чтобы делать качественные и не очень качественные шины, будет в разы дороже, чем работать по единым стандартам.
Шины, произведенные на локальных заводах (где бы эти заводы не располагались), поставляются сегодня на глобальный рынок. Поэтому не бывает шин «для них» и «для нас» — это, как говорят сегодня, фэйк.
Текст: Саблин Д.
Фотоматериал: Pitstop и Nokian