23 ноября, 2024
NissanLeaf 112014 10

Nissan Leaf

ЕСЛИ Я ЗАРЯЖУ БАТАРЕЙКИ…

Все чаще слышны разговоры об экологии, о необходимости переводить автомобильный транспорт на альтернативные (возобновляемые) источники энергии. Не беремся судить, что именно мешает развитию «экомобилей», возможно, тотальная зависимость мировой экономики от «нефтяной иглы». Но, по мнению ведущих автопроизводителей, технически «гражданский» автомобильный рынок способен уйти от использования традиционных видов топлива в ближайшие 20 лет. Конечно, при условии, что к этому приложат усилия автопроизводители, правительства стран и инвесторы.

В последнее время растает ажиотаж вокруг электромобилей. Может быть, сказывается дефицит энергоносителей и постоянно ухудшающаяся экология. А может быть, автомобильные компании манит еще не занятая рыночная ниша, сулящая неплохую прибыль. О небывалой активности в этой области говорят и международные автосалоны последних лет, где автопроизводители показывают большое количество серийных электромобилей. Можно бесконечно спорить о том, имеют ли право на существование подобные машины, улучают ли они экологию или, напротив, «добивают» вредным производством аккумуляторов, но надо иметь в виду, что рынок электромобилей в некоторых европейских странах уже сформировался и начал расти. Это данность. Одним из драйверов этого роста стал автомобиль Nissan Leaf, с которым мы познакомились на дорогах Германии.

Выбор невелик: либо использовать экологичный транспорт, либо в скором будущем учиться носить противогаз.

NissanLeaf 112014 1

Это практически первый серийно выпускающийся электромобиль, в том смысле, что использует он для движения только электроэнергию и электромотор. До него претензии на статус первооткрывателей предъявлялись и другими брендами, но дальше громких премьер и последующих штучных продаж дело не продвигалось. Leaf на начало 2013 года был продан в количестве 55000 штук. С момента своего появления и до сего дня в Европе он продается в обычных шоурумах марки Nissan, что говорит о намерении компании позиционировать этот автомобиль как глобальную рыночную модель. Продажи текущего года пока суммируются, но уже известно, что на рынках Великобритании и стран Скандинавии (!) они выросли в разы. Этому способствовали прежде всего правительственные программы поддержки, которые подразумевают налоговые послабления и компенсацию при покупке Leaf. Ну а чтобы торговать этими автомобилями было интересно, значительно снижаются пошлины, вплоть до их полного обнуления!

Популярной среди экомобилей (если судить по количеству продаж) сегодня можно считать концепцию гибридных автомобилей, сочетающих традиционный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с рекуперативной системой и электромотором. Такое решение сводит риски автопроизводителя к минимуму, не требуя принципиальной трансформации платформы автомобиля, а значит, и реорганизации производства. Правда, гибрид можно считать условно экологичным, поскольку вопрос вредного выхлопа не решается полностью. Ценник же на гибрид, как показывает практика, увеличивается ощутимо по сравнению с традиционным ДВС, делая подобные решения не «оружием» массовой борьбы за экологию, а лишь игрушкой для богатых покупателей.

NissanLeaf 112014 4

Параллельно с популяризацией электромобилей власти Европы внедряют и программы оснащения инфраструктуры городов станциями подзарядки, без которых массовое использование этого транспорта просто невозможно. В идеале в самом ближайшем будущем в крупнейших городах такие станции должны появиться на каждой заправке, у каждого торгового центра и на трассах, через каждые 50 км. Управление этими станциями может стать чьим-то бизнесом. Уже сегодня компания Nissan предлагает рынку свое решение – станции быстрой подзарядки, работающие по принципу вендингового аппарата, где каждый желающий при наличии предоплаченной карты может просто и быстро заряжать электромобиль. Стоимость такой зарядки в разы дешевле обычного топлива (из расчета на километр пробега).

NissanLeaf 112014
Еще вчера мы писали об электромобилях исключительно как о концепции, даже не представляя, что когда-то вот так запросто можно будет прийти в шоурум к дилеру и взять машину на тест

Итак, автомобиль в моем распоряжении, «на дворе» хорошая погода, а в батарее полный заряд. Что еще нужно для приятного времяпровождения?!

Маршрут я выбрал для себя непростой. Вначале помотался по мелким улочкам пригорода Франкфурта, затем прохватил по скоростным дорогам и отправился к местной достопримечательности – заповеднику, расположенному в горной местности. К слову, моим согражданам, которым приходилось бывать в Германии и брать автомобиль в аренду, наверняка знакомы и замечательные гладкие дороги, и куча всевозможных ограничений на использование автотранспорта в исторической части крупных городов и заповедниках. Если автомобиль имеет традиционный ДВС, то для его допуска в «зеленую» зону требуется приобретение специального стикера (своеобразный налог за вредный выхлоп). Так вот, для Leaf такие стикеры не нужны – у него нет никакого выхлопа, а значит, нет и ограничений.

NissanLeaf 112014 8

Внешне Leaf ничем не отличается от обычных автомобилей Nissan – характерные для малолитражек габариты и современный дизайн. Передний привод, антизаносная и антиблокировочная система. На том месте, где традиционно располагается фальшрадиаторная решетка, у Leaf имеется специальный люк, скрывающий розетки для подзарядки. Одна розетка рассчитана на пользование станцией быстрой зарядки мощностью 6,6 kw, другая – на подключение к бытовой розетке. Для этого в багажнике машины имеется специальный удлинитель-переходник. Если заряжать Leaf от станции быстрой зарядки, то 80% батарея набирает за 30 минут. На аккумуляцию 100% заряда батареи при условии ее полной разрядки потребуется около 2 часов. От бытовой розетки машина заряжается намного дольше – около 8 часов. Я не проводил вычислений расхода энергии при такой зарядке и не подсчитывал ее стоимость. Да и сотрудники автосалона Nissan, где машина была взята на тест, ответить цифрами на мой вопрос не смогли. Известно лишь то, что специального переоборудования домашней проводке не требуется и потребляемая при этом мощность укладывается в европейские нормативы.

NissanLeaf 112014 7

Внутри автомобиля в меру для этого класса просторно. Батарея интегрирована в структуру кузова таким образом, чтобы Leaf имел то же свободное пространство салона и багажного отделения, что и автомобили с традиционным ДВС. С места водителя отличная обзорность, и посадку за рулем можно смело назвать комфортной. На руле расположены кнопки управления устройством беспроводной связи, бортовым компьютером и круиз-контролем, пользоваться которым во время движения удобно. Здесь же имеется кнопка режима ECO, при нажатии которой Leaf переходит на режим экономии энергии. «Ватной» при этом делается педаль «газа» и по-другому работает климат-контроль, зато в этом режиме ощутимо увеличивается пробег на одной зарядке.

NissanLeaf 112014 11

Необычно выглядит джойстик управления ходом машины. На нем нет скоростей: качнул его назад – машина едет вперед, перевел в переднее положение – одновременно с камерами кругового обзора активируется реверс. Камеры выводят «картинку» на центральный монитор, дополняя ее графическими подсказками, что существенно облегчает парковку. В нейтральной позиции джойстика включается режим «паркинга».

Монитор, расположенный по центру панели, является частью мультимедийной системы, имеющей навигацию и беспроводную связь. Навигация работает отлично и при подключении к сети Интернет дает возможность получать актуальную информацию о ближайших станциях зарядки и объектах инфраструктуры. Ниже монитора расположены кнопки управления климатом.

NissanLeaf 112014 12

Обновленный Leaf предлагается в трех комплектациях: Visia, Acenta и Tekna, отличающихся оснащением. В нашем тестовом образце кресла были обиты кожей и имели раздельный подогрев. Возможно, в бюджетном варианте некоторые опции будут отсутствовать, но касается это только оформления салона, размера и рисунка колесных дисков. Всеми средствами безопасности и необходимой электроникой автомобиль оснащается «в базе».

Футуристично выглядит приборная панель. Здесь отображается в графическом виде информация о температуре батареи, ее зарядке, исходя из которой, компьютер просчитывает возможный километраж на «остатках бака». Почему просчитывает? Потому что эти данные условные и могут меняться во время движения. На полностью заряженной батарее номинально машина может проехать около 160 км пути. Как подсчитали в компании Nissan, такое расстояние покрывает ежедневные потребности 70% водителей Европы. Но это расстояние могут в значительной мере уменьшить манера вождения, включенный климат-контроль, осветительное оборудование и аудиосистема.

Ощущения от управления электрокаром словами не передашь. Одно осознание того, что автомобиль работает только на электричестве, при этом едет и управляется не хуже обычной машины приводит в настоящий восторг! Еще 20 – 30 лет назад это было из области научно-популярной фантастики, теперь же такую машину можно запросто купить в магазине. Однако радость и ощущение свободы сменились настороженностью, когда индикатор заряда батареи стал «таять» на глазах. Хотелось кричать и возмущаться: «Как же так, это нечестно!»

NissanLeaf 112014 13
С помощью фирменного приложения для смартфона в режиме онлайн автовладелец может отслеживать текущий заряд батареи и прогресс ее зарядки на станции, получать информацию о ближайшей станции зарядки и вместе с этим пользоваться полноценной навигацией с обозначенными объектами инфраструктуры

Проехав каких-то 30 – 40 км по пригородным трассам, я добрался до горной местности, до заповедника – средины моего маршрута. Теперь предстояло преодолеть затяжные подъемы и многочисленные серпантины и вернуться в шоурум дилера той же дорогой. Индикатор заряда батареи показывал неутешительные 60%. Хотя вначале этот же компьютер обещал мне 160 км пути. Видимо, на расход энергии повлияли включенный климат, музыка и мое желание ехать быстро.

Делать нечего. Когда я брал машину на тест, сотрудник автосалона, который помогал мне с прокладкой маршрута на навигаторе, предупредил, что в пригороде Франкфурта станции зарядки функционируют только в шоурумах дилеров и мне придется рассчитывать свой путь так, чтобы хватило энергии вернуться «домой». Конечно же, сдаваться я был не намерен и решил продолжать свой маршрут, хотя логика подсказывала, что при подъемах машина будет расходовать энергии намного больше, чем на трассе. Впрочем, был у меня и план «б»: в багажнике имелся переходник для подзарядки от бытовой розетки, и при острой необходимости можно было попроситься «на постой» к какой-нибудь местной фроляйн. Ну не звонить же в автосалон к дилеру с унизительной просьбой прислать за разряженной машиной эвакуатор…

Пока все эти мысли роились в голове, я добрался до верхней точки заповедника, а значит, преодолел половину запланированного маршрута. По расчетам компьютера, энергии на обратный путь уже не хватало, и поэтому, спокойно отобедав в местной «забегаловке», я решил возвращаться не спеша той же дорогой и ехать, сколько позволит запас батареи. К моему удивлению, при спуске с горы запас не только не уменьшился, а стал ощутимо расти… Как гласит официальный технический релиз компании Nissan, с очередным обновлением Leaf получил усовершенствованную систему рекуперации энергии. То есть при торможении и на спусках автоматически подключаются генераторы, вмонтированные в колеса, которые пополняют заряд основной батареи. Не берусь судить о работоспособности системы до ее обновления, но эффективность сегодняшней версии выше всяческих похвал. К тому моменту, как я спустился к трассе, компьютер рассчитал, что на имеющейся в батарее энергии я смогу проехать еще 130 км!

NissanLeaf 112014 15
Производитель дает гарантию на батарею на 5 лет или 100000 км в зависимости от того, что наступит раньше

Дальше мне стало интересно: можно ли действительно проехать такой путь или это компьютерные предположения. На приборной панели у Leaf имеется что-то наподобие экономайзера, графически показывающего, насколько активно автомобиль расходует энергию в текущий момент. Если ехать умеренно, удерживаясь в зоне минимального расхода, и отключить при этом климат-контроль, то проехать заявленное расстояние действительно можно. Правда, придется привыкнуть к «вялому» старту и выжимать «газ» очень сдержанно.

В целом автомобиль оставил приятные впечатления. При наличии необходимой структуры зарядных станций и должного сервиса Leaf может стать популярной моделью и у нас в Казахстане, особенно в задыхающемся от смога Алматы. А что до разговоров о минусовых температурах и резко континентальном климате, то можно принять во внимание опыт эксплуатации Leaf в Скандинавии, которую теплой страной уж точно не назовешь.

Что же движет покупателями, когда они отдают предпочтение электрокарам или другим экологичным автомобилям? На этот вопрос я предлагаю ответить Вам, принимая во внимание, что в Европе Leaf стоит около 18000 евро. При этом муниципальные власти некоторых европейских стран сами оплачивают до 50% стоимости такой машины и оснащают городские парковки станциями с бесплатной подзарядкой…

Редакция выражает благодарность компании Nissan и автосалону «AutohausHornbacherGmbH» за предоставленный на тест автомобиль.

Текст: Д. Саблин
Фотоматериал автора

Похожие статьи

Знакомимся с Kaiyi X3 Pro

admin

В деле – седан и кроссовер

admin

Nokian Nordman S2 SUV – от Алматы до Сочи

admin

Секретный ингредиент

admin

Nokian Hakkapeliitta 9 SUV: суровый экзамен

admin

Купе-кроссовер с характером

admin