Год назад казахстанские официальные дилеры поставили рекорд по продажам. И вот 12 месяцев спустя они снова празднуют победу: в 2013 году в Казахстане было реализовано 153 664 легковых автомобиля, то есть практически вдвое больше, чем в 2012 году. И продавцы заявляют, что готовы к новым победам.
Не по дням, а по часам…
Если исходить из данных, предоставленных Ассоциацией казахстанского автобизнеса, отечественный рынок в прошлом году подтвердил свой статус одного из самых быстрорастущих автомобильных рынков мира, заняв 4 место среди первого десятка государств в этой категории роста.
Объем продаж официальных автодилеров вырос на 69 % по сравнению с 2012 годом, значительно перекрыв прежние максимальные значения:165,7 тыс. ед. в 2013 г., из которых 12 046 приходится на коммерческую технику, против 98,2 тыс. ед. в 2012 г.
Рост спроса на легковые авто (прирост за год составил 76 %) значительно опередил темпы роста продаж коммерческих машин (6,7 % за тот же период).
Если говорить о деньгах, то и тут, естественно, наблюдается увеличение, причем на 51% в сравнении с годом позапрошлым. Согласно отчетам, новых машин в Казахстане в 2013 г. было продано на 3,7 млрд долларов. Ценовые сегменты практически не изменились: доля продаж бюджетных автомобилей повысилась на 2%, доля премиум- класса понизилась на 3%. Наибольшее количество автомобилей при этом было продано в Алматы, Астане и Атырау.
В тоже время, судя по отчетам АКАБ, все больше машин в прошлом году продавалось через официальных дилеров, население стало активнее брать кредиты, а сами дилеры расширили спектр услуг. К примеру, если 5 лет назад только 12 % общей массы новых автомобилей в РК продавалось официальными точками, то в 2012 г. автосалоны реализовали уже 85 % машин. При этом официальный рынок Казахстана пополнился новыми марками и моделями, были достигнуты договоренности о расширении поставок.
Самым быстрорастущим рынком, как мы уже говорили, в прошлом году оказался рынок легковых автомобилей. В этом сегменте было продано 153 664 автомобиля, включая легковые автомобили, внедорожники, пикапы и минивэны. Среди легковых автомобилей лидером остался В-класс с долей в 46,20%, а среди полноприводных авто лидировал класс компактных внедорожников с долей в 8,7% от общего количества проданных легковых машин. На рынке же коммерческой техники было реализовано 12 046 автомобилей, а доля рынка увеличилась, составив 7,3%.
Если говорить о машинах казахстанского производства, то в прошлом году их продажи заняли 21% от общего количества новых реализованных авто. По большей части это были легковушки и внедорожники. Средняя цена на них подросла и составила 22 тысячи долларов, как, впрочем, повысилась она и у импортируемых железных коней. В целом национальные автопроизводители наторговали за прошлый год более чем на 778 миллионов долларов.
Продолжая «раздавать медали», нельзя не отметить, что 37,4% всех проданных в прошлом году новых авто в Казахстане принадлежали российской «Ладе». В РК реализовали 57 тысяч железных коней от наших северных соседей. Второе место удержали узбекские Daewoo –13 371ед. А третье занял Hyundai, подвинув «Тойоту» и реализовав 12 250 машин против тойотовских 12 132.
По-прежнему, однако, не желает сдаваться и вторичный авторынок в РК. По подсчетам экспертов, в 2013 году было совершено 650 000 перепродаж автомобилей, а оборот средств составил порядка 850 миллионов долларов. Но и в этом сегменте официальные дилеры надеются перетянуть одеяло на себя, внедрив систему Trade-in. По их подсчетам, обмен старых авто на новые поможет отхватить до 20 % вторичного рынка, что, во-первых, само по себе немало, а во-вторых, опять-таки повысит количество продаж новых авто.
планов громадье
Делясь планами, эксперты АКАБ заявляют, что и на этот год перспективы у казахстанского автобизнеса обнадеживающие. Отечественные автопроизводители намереваются собрать в 2014 году 60 000 железных коней против 37 471, собранных в прошлом. В целом же количество проданных новых машин отечественные дилеры надеются довести до 214–220 тысяч.
Одна только Astana Motors намерена начать продажи люксовых автомобилей Rolls-Royce, а также вывести на рынок несколько новых моделей: Hyundai (i30, Sonata, Genesis и Grand Sante Fe), BMW (2-Series, 4-Series, M3, M4 и X4) и Subaru WRX.
«БИПЭК» обещает порадовать новыми или обновленными моделями Skoda (Yeti, Rapid Spaceback, Octavia RS, Octavia Combi и Fabia), KIA (Soul, Carnival и Sorento), а также Chevrolet (Malibu, Cruze, Aveo и Tracker).
«Автомир Мотор Каз» грозится привезти новые модели Nissan (Almera, Teana, Qashqai, X-Trail, Pathfinder, Global C sedan (Sentra) и Global C-HB).
Toyota презентует новое поколение кроссовера Highlander, обновленные модели Camry и Land Cruiser 200, RAV4 с передним приводом и, пожалуй, одну из главных премьер этого года – внедорожник Fortuner казахстанского производства. Интересны для нас и продажи рестайлингового внедорожника Lexus GX 460.
Продолжая тему «4х4», подчеркнем, что в этом году казахстанцев ждет премьера внедорожника SsangYong Nomad, позиционируемого как первый автомобиль отечественного производства. В марте ожидается презентация и старт продаж нового Suzuki New SX4 в Казахстане. В дилерских шоурумах уже появились Renault Duster с полным приводом и автоматом, а Porsche начнет продажи новейшего кроссовера Macan. Премиальный сегмент внедорожников в текущем году также пополнится обновленным внедорожником Land Rover Discovery 4 и длиннообразным Range Rover.
Не исключено, что модельную линейку компании Honda в Казахстане пополнят Civic и Crosstour, а Subaru начнет официально продавать WRX. Mercedes-Benz в мае – июне привезет новый C-класс, в конце лета – компакт-кроссовер GLA, а ближе к новому году отечественные ценители смогут прикоснуться к новейшему S-Coupe.
Другие европейские автопроизводители обещают осчастливить нас седьмым поколением Golf (в том числе версии GTI), Jetta и Tiguan российской сборки. Audi привезет обновленные версии A6 и A7, а англичане – спортивный Jaguar F-Type Coupe.
Вместо послесловия
Когда материал готовился к печати, на страну обрушилась девальвация. Народ затянул пояса, а автодилеры в один голос заявили, что вынуждены будут скорректировать свои цены с учетом нового курса доллара.
Как это отразится на продажах авто и планах официальных торговцев, озвученных выше, сложно прогнозировать. Но можно с уверенностью утверждать, что нестабильная экономика внесет в них суровые коррективы.
Текст: Эдуард Кричевский
Фотоматериал: Pitstop