Не так давно мы рассказывали нашим читателям о запуске в Казахстане производства автомобиля Toyota Fortuner. Прошло несколько месяцев, и у нас появилась возможность принять участие в его коллективном тест-драйве в рамках автопробега «Алатау Трофи-2014».
Не понравилось, что колесные арки обработаны мастикой неаккуратно, словно ее наносили шпателем или даже рукой. Конечно же, на эксплуатационных характеристиках это не скажется, но для автомобиля заявленной ценовой категории это недопустимо.
Практичности автомобилю добавляют мощные пороги и пластиковые накладки на колесных арках, которые первыми примут царапины и сколы на себя. Пороги поставляются в базовой версии.
Делимся впечатлениями.
Положительные эмоции, получаемые от общения с участниками автопробега, а также благодаря его отличной организации, мы постарались отодвинуть в сторону, и, сохраняя «трезвый» ум, оценивали автомобиль профессионально.
Итак, поехали!
Всего в нашем масштабном тесте, стартующем в Алматы, принимало участие девять Fortuner’ов казахстанской сборки. И, судя по госномерам, часть из них «прописана» в других регионах нашей республики, а значит, добиралась до места старта автопробега своим ходом.
Для начала вспомним, что за автомобиль такой – Toyota Fortuner.
Разрабатывался он для южных регионов Америки и Юго-Восточной Азии, где и базируется сегодня его основное производство. Построен внедорожник на платформе хорошо зарекомендовавшего себя пикапа Toyota Hilux. Мы не оговорились, автомобиль сохранил признаки классического внедорожника – рамную конструкцию и «честные» механические блокировки. Правда, на некоторые рынки Fortuner поставляется с моноприводом.
В Казахстане машина доступна с 160-сильным 2,7-литровым бензиновым двигателем, оснащенным механизмом изменения фаз газораспределения (VVT-i). В качестве трансмиссии предлагается либо 4-ступенчатый «автомат», либо 5-ступенчатая «механика». Привод полный, с понижающей передачей и механической блокировкой дифференциала.
Абсолютно неважно, как машину позиционируют маркетологи, есть технические и рыночные возможности и, как говорится, сопромат. По уровню комфорта и оснащению в заявленной ценовой категории у Fortuner’a будут очень серьезные конкуренты, в том числе автомобили японских производителей.
Из Алматы наша колонна выехала рано утром. Ближе к 11 часам мы уже поднимались по Тургенскому ущелью, миновав Иссык, а к полудню добрались до «космостанции» и «воротам» на плато Асы. Далее наш путь, длиной около 70 км, пролегал по плато Асы, с красивейшими горными пейзажами, множеством участков глиняных и гравийных дорог, с глубокой колеей, местами промытой, насыпями и затяжными подъемами. Затем мы проехали мимо Бартогайского водохранилища и по горному поселку Кокпек, а после направились к конечной точке нашего маршрута – базе отдыха «Мираж», расположенной близ села Чунджа.
Двигались колонной, распределившись предварительно по 4 человека на автомобиль. Каждый экипаж, помимо представителей отечественных СМИ и «вольных» блоггеров, включал опытного «джипера» из клуба «Off Road Kazakhstan», принимавшего управление автомобилем на себя на особо опасных участках дороги.
В Казахстане Fortuner собирается на построенной японскими специалистами автосборочной линии по техническим стандартам Toyota. Процесс сборки включает сварку и окраску кузова. Шасси с трансмиссией и двигателем приходят на завод в собранном виде.
Если говорить о самом автомобиле, вернее, о тех ощущениях, которые удалось получить от его вождения, то они смешанные.
На трассе Fortuner ведет себя как типичный внедорожник (не путать с кроссоверами) – вальяжен и тяжеловат при разгоне. По ощущениям от управления напоминает прошлое поколение Mitsubishi Pajero. Впрочем, к динамике автомобиля претензий мало, ибо априори ждать от тяжелого рамного внедорожника поведения спортивного кроссовера неправильно, тем более с 2,7-литровым мотором под капотом.
А вот на бездорожье Fortuner демонстрирует свой потенциал. Автомобиль уверенно двигается по грунтовке. Энергоемкая подвеска отлично отрабатывает неровности. Спереди установлены двойные стабилизаторы поперечной устойчивости, сзади – пружины и поперечные тяги. Солидный дорожный просвет позволяет уверенно двигаться по бродам с каменистым дном и по высокой колее без риска что-нибудь зацепить или оторвать. Мы без особого труда проехали весь положенный путь по горным дорогам, при этом на восьми автомобилях была установлена летняя резина.
Нам удалось опробовать и оба варианта трансмиссии.
«Автомат» экономичен и комфортен на трассе и неплохо справляется с движением по «пересеченке». Но на горных дорогах его работа оставляет желать лучшего, мягко говоря. Затяжные подъемы приходилось штурмовать с разгона, предварительно «раскрутив» двигатель до максимальных оборотов, чтобы не встать на половине подъема. При этом автомат странным образом пытался все время поднять передачу, когда реальная ситуация требовала ее понижения.
Механическая коробка подобных проблем не вызвала. Такая трансмиссия не устраняет водителя от процесса вождения и позволяет подобрать оптимальную передачу и удержать обороты мотора в рабочем диапазоне, особенно на подъеме. Отсюда вывод: если машина приобретается для эксплуатации на бездорожье и в горах, 2,7-литрового двигателя для автоматической трансмиссии будет маловато – с таким двигателем лучше отдавать предпочтение «механике».
К салону претензий нет, хоть его и нельзя назвать сильной стороной Fortuner’a. Он в меру аскетичен, в меру комфортен. Кресло водителя и рулевая колонка регулируются в нескольких плоскостях, позволяя комфортно чувствовать себя за рулем людям разной комплекции и роста. Обзорность с места водителя хорошая, зеркала и габариты читаются легко. Семиместный салон оснащен эффективной системой обдува и современной мультимедийной установкой с USB-выходом и жк-дисплеем. В зависимости от комплектации кресла могут быть обиты кожей, а в салонных панелях появятся вставки «под дерево».
Выводы
Для того чтобы понять, стоит ли автомобиль «своих денег», одного дня, конечно же, недостаточно. Для этого как минимум потребуются годы. Тогда, быть может, сегодняшние его обладатели, продавая автомобиль через пару-тройку лет эксплуатации, смогут сказать, что казахстанский Fortuner, как и любой другой автомобиль с шильдиком Toyota на решетке, имеет хорошую остаточную стоимость.
В наш век технического прогресса, когда даже бюджетная малолитражка оснащается системами «бизнес-класса» именно адекватная начальная стоимость автомобиля является определяющим фактором при покупке. И что-то подсказывает, что, несмотря на качественную сборку, современный дизайн и прочность, заявленная стоимость в 39200 американских долларов для базовой комплектации слегка завышена. Впрочем, последнее слово как всегда за покупателем.
КАК ПРОИЗВОДИТСЯ FORTUNER В КАЗАХСТАНЕ
Все запчасти поставляются на завод в готовом виде из Юго-Восточной Азии (около 80%) и Японии (около 10%), краска – из Южной Кореи, мастика и ГСМ – из Российской Федерации. Кузов приходит в виде отдельных металлических компонентов, а двигатель и трансмиссия – в собранном виде.
Автомобиль собирается в несколько этапов. Первый, сборка кузова из отдельных металлических частей, выполняется вручную, с применением специальных сварочных аппаратов. Детали закрепляются на стенде в соответствии с заданными параметрами, затем их скрепляют точечной сваркой. Постепенно на кузов навешивают крылья, капот и двери, подгоняют зазоры и обрабатывают швы, удаляют окалину.
Далее в технологической цепочке следует окраска. Кузов проходит несколько уровней обработки, включая катафорез – электрохимическую антикоррозийную обработку. Специальный подъемник поочередно погружает кузов в большие ванны с разными растворами. Первый из них полностью очищает кузов от мусора, пыли и масляных пятен. Затем на кузов наносится антикоррозийное покрытие и после этого – грунтовый слой. Окрашивание производят роботы-манипуляторы в герметичных боксах. После нанесения краски кузов просушивают в специальной камере и отправляют на лакировку.
Сборка. На уже окрашенный кузов автомобиля навешиваются мягкие защитные панели. После чего последовательно устанавливают шумоизоляцию, монтируют электропроводку и электрооборудование, устанавливают обивку салона, стекла, дверные панели и приборную панель – всего около 1600 компонентов.
На определенном этапе готовый кузов крепят на шасси и после этого монтируются бамперы и другие пластиковые элементы. Затем машину перемещают на участок регулировки, где заливают все необходимые жидкости и проводят надлежащие тесты.
Последним этапом производства является стендовое тестирование автомобиля. Специалисты проверяют тормозную систему, геометрию, работоспособность всех электронных систем и герметичность резиновых уплотнителей дверей и окон. После испытаний готовый автомобиль отправляется на этап погрузки и доставляется потребителю.
Второй день нашего теста принес новые эмоции и новый опыт. Для экипажей, участвовавших в автопробеге, организаторы подготовили сюрприз – соревнования по фигурному вождению. При этом водителю завязывали глаза, а пассажирам автомобиля (участникам экипажа) дозволялось лишь устно корректировать его действия и помогать при переключении передач.
Авторитетное Мнение
Гареев Александр, представитель клуба ««Off Road Kazakhstan», участник автопробега.
Опыт «джипера» – 5 лет.
Опыт управления автомобилями Toyota Land Cruiser Prado, Mitsubishi Pajero.
Личный автомобиль – подготовленный для «джиповок» Toyota Land Cruiser 75 «коротыш».
В целом автомобиль оставил приятные впечатления. Машина отлично слушается руля. Энергоемкая и прочная подвеска. Эффективные тормоза. Салон и место водителя удобны – все под рукой, ничего лишнего. Приборы читаются легко. По оснащению к салону тоже вопросов нет. Для большего комфорта я рекомендовал бы производителю доработать шумоизоляцию.
Двигатель слабоват и требует привыкания. Но у этого мотора есть свои преимущества – простота, экономия топлива, стоимость обслуживания.
Что же касается качества сборки то, судя по нашему тест-драйву, Fortuner ведет себя очень даже неплохо – ни одной поломки на всем пути.
Автомобиль надежный, качественный, и, признаться, я не ожидал от него таких ходовых характеристик. Есть смысл задуматься о его покупке, когда придет время обновляться. Конечно же, не для «джиповок», а для повседневной эксплуатации. Для серьезного бездорожья машину нужно готовить, и двигателя 2,7 будет маловато. Но для маршрута выходного дня, как наш автопробег, двигателя и оснащения Fortuner’а вполне достаточно.
А вот цена на автомобиль, в моем представлении, должна начинаться не с 39200 у. е. а тысяч с 25. Пусть это будут скромная комплектация, велюр, коробка «на палке», чтобы автомобиль мог себе позволить средний класс.
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал автора