Нынешней осенью в США, в городе Лас-Вегасе, прошло грандиозное автошоу – SEMA-2015. Наш корреспондент на несколько дней погрузился в американскую автомобильную культуру, побывав на этом празднике тюнинга и кастомайзинга.
Америка всегда жила и теперь живет по своим стандартам, и что бы там не пытались нам навязать пропагандистские громкоговорители, живет хорошо, и о многих проблемах, с которыми мы, например, вынуждены сталкиваться ежедневно, просто не знает. Она разная. И это касается климата, дорог, людей машин и настроения. Но там, где нам довелось побывать, встречались только хорошие люди.
Конечно же, кто знает оборотную сторону вещей и событий, а она, безусловно, есть, может возразить, что, мол, Лас-Вегас – это не вся Америка. И они будут правы. Этот город – яркая столица игорного бизнеса, и все здесь работает на то, чтобы человек, приехавший с деньгами, с большой охотой с ними расстался. Яркие казино, элитные отели, грандиозные шоу. Не город – праздник!
Если же приглядеться к людям, к тому, как они живут, о чем говорят, как проводят свободное время, то можно найти много схожего с нами. Только в отличие от нас они, в большинстве своем, вообще не говорят о политике, не ругают свое правительство, хоть и бывают им недовольны. Они умеют работать и умеют отдыхать, копить и тратить заработанное. Возможно, в этом и состоит их «американская мечта».
Каждую осень Лас-Вегас на несколько дней становится мировой столицей автомобильного тюнинга. На проводимое здесь автошоу SEMA съезжаются профессионалы со всего мира – кто почерпнуть свежих идей, а кто показать дело рук своих. Но автошоу – это лишь надстройка над огромной по своим масштабам структурой Specialty Equipment Market Association, которая объединила самых разных по географии производителей, продавцов и покупателей всевозможных аксессуаров, автозапчастей и инструмента.
Создавалась эта ассоциация в 60-х годах в Америке, когда движение кастомайзинга и тюнинга было сферой интересов немногих энтузиастов. Сегодня структура представлена в разных сферах автобизнеса и помогает своим участникам продвигать товары по всему миру, на всех континентах.
В составе объединения есть как небольшие, «домашние» предприятия с самозанятостью владельца, так и киты бизнеса с многомиллиардными оборотными капиталами. Для его участников существует множество программ поддержки, включая образование и помощь в разработке запчастей и аксессуаров под конкретные модели, популярные в конкретной стране.
Ассоциация уже давно продвинулась за границы Америки и охватывает своим участием восточные, европейские и азиатские страны, где продвигает множество проектов. Это и всевозможные автомобильные эвенты, проводимые партнерами ассоциации, и конференции, на которых производители встречаются со своими дистрибьюторами и совместно находят ответы на актуальные вопросы и вызовы.
К примеру, на рынок России SEMA пришла пару лет назад и уже приобрела в свой технический центр УАЗ-469 – модель, популярную у любителей офф-роуда. Изучив сильные и слабые стороны УАЗа, американская компания Motive Gear (www.motivegear.com) наладила выпуск главной пары, которая отвечает за понижение оборотов при передаче от двигателя к колесам. Сегодня запчасть успешно продается на рынке стран СНГ. Это лишь один близкий к нашему рынку пример работы тандема SEMA – производители.
На протяжении нескольких десятилетий SEMA-шоу собирает сотни тысяч посетителей. Десятки тысяч участников со всего мира показывают здесь свои новинки, а площадь выставки, начинавшейся когда-то с небольшого павильона, с годами выросла до 2,5 млн квадратных футов (762000 кв. м). Нам обойти все это было трудновато.
В этом году было представлено более 2400 компаний, 500 из которых выставлялись впервые. За четыре дня выставку посетили около 140 тыс. человек. 60000 из них зарегистрировались как покупатели, и около 3000 – как представители масс-медиа из разных уголков планеты. Примечательно, что прийти на выставку, просто купив билет, было невозможно, требовалась предварительная регистрация и подтверждение причастности визитера к автобизнесу. Видимо, поэтому на выставке нам не пришлось встречать случайных, праздно шатающихся людей, сметающих со стендов сувенирную продукцию, и шумные толпы подростков.
Часть экспозиций располагалась на открытом воздухе. Там в основном выставлялись промомобили производителей аксессуаров для 4×4, моторных масел, автокосметики, шин и дисков. Были кастом-байки и монстры-внедорожники, построенные руками местных мастеров. Одним словом, все: от дышащих агрессией хот-родов и суперкаров, до восстановленных раритетов из далекого прошлого. Особенной популярностью пользовалась тема автомобилей в стиле постапокалипсической саги «Безумный Макс».
Большая часть наших тюнеров выросла на ТВ-шоу каналов Discovery и Velosity, среди которых безусловную популярность имели передачи Чипа Фуза и ребят из West Coast Customs. На SEMA-2015 у них были отдельные площадки под открытым небом. West Coast, к примеру, привез на выставку «заряженный» Rolls-Roys, участвовавший в знаменитом ралли суперкаров Gumball 3000, и провел мастер-класс по оклейке автомобилей винилом. А студия Chip Foose на стенде Penzoil продавала посетителям майки с фирменными рисунками и автографами. Несмотря на высокую стоимость, от желающих получить не самый качественный текстиль, с точки зрения пошива, но с фирменным рисунком и со своим именем, написанным рукой мастера, отбоя не было.
Был замечен на уличной площадке автошоу и электрокар «Тесла». Только «зеленая» тема для SEMA совсем не актуальна. В Америке любят громкие и мощные автомобили, и считается правилом хорошего тона не просто купить дорогой автомобиль (здесь в качестве такси нередко можно увидеть «Форд Мустанг» последнего поколения), а заявить о себе нестандартным, извергающим пламя выхлопом, рычащим, как реактивный самолет, мотором и, конечно же, шикарными, почти ювелирной работы колесными дисками. Ёу, брат! Тогда ты действительно крут! Так что упомянутая нами «Тесла» была выставлена исключительно как площадка для демонстрации аксессуаров для перевозки спортивного инвентаря.
Большой популярностью на уличной площадке пользовались и экспозиции стрит-рейсинговых автомобилей. Были представлены «заряженные» корчи, на счету которых не одна победа в дрифт- и драгбитвах. Для них финал шоу сопровождался церемонией награждения лучших из лучших. К слову, в дни проведения выставки проходило немало награждений во всевозможных номинациях. Некоторые соревнования проводились под патронажем спонсоров. В некоторых организатором выступала SEMA. Так, из 3000 представленных на автошоу новых продуктов, выделенных в отдельную экспозицию, представители масс-медиа выбрали своих победителей. Отдельный материал об этом тоже будет в нашем журнале.
Прошли в рамках выставки традиционные для SEMA соревнования автомехаников. Команды, состоящие из автомастеров и выпускников различных профильных учреждений, разбирали и собирали двигатели на время. Кроме скорости, судьи оценивали умение работать в команде, правильность установки запчастей. Благодарные зрители подбадривали своих фаворитов восторженным улюлюканьем – было весело.
Первый день автошоу закончился для нас в теплой компании журналистов, съехавшихся из разных стран мира. Мы спорили, обсуждали представленные новинки и как один сходились на том, что высокий уровень, заданный организаторами и участниками автошоу SEMA, пока остается недосягаемым для подобных шоу, проводимых в Европе и России. О масштабах наших, казахстанских, проектов по понятным причинам мы предпочли промолчать.
На второй день погода преподнесла сюрприз участникам, выставившим свои экспонаты на открытом воздухе. Вначале обильный дождь смочил тщательно отполированные перед открытием шоу-кары, а затем и вовсе их накрыло градом. В павильонах выставки стало тесновато.
Внутри выставочных павильонов было сухо, шумно и жутко интересно. Каждый здесь нашел свою тему. Любители хот-родов – всевозможные хромированные детали и яркие решения для кастомайзинга. Те, кому приходится на работе «крутить гайки» – массу сопутствующего инструмента от ключей до сложных станков лазерной резки.
Были и простые, но эффективные решения. К примеру, компания Pipe Master (www.pipemastertools.com) представила простое и бюджетное решение, позволяющее быстро получить шаблон угла при изготовлении сложных трубных конструкций или каркасов. Устройство состоит из кольца, в которое вмонтирован магнит, и размещенных по его периметру стальных иголок.
Если вам доводилось в процессе работы с узлами автомобиля терять разную мелочевку или закручивать гайки в труднодоступных местах, вам наверняка бы понравились уникальные перчатки со встроенными магнитами или магнитный напальчник, представленные компанией Magnetic Finger (www.magneticfinger.com).
Ну а что касается всевозможных приспособлений для выравнивания вмятин на поверхности автомобиля, их было великое множество: от простых рычажных механизмов до специальных устройств, позволяющих работать с вмятинами на лакокрасочной поверхности (ЛКП) автомобиля с применением временного фиксирующего клея и растяжек.
Шинники тоже представили свои новинки
Отдельно стоит сказать об экспансии китайских производителей на американский рынок. Судя по количеству участников родом из Поднебесной, она проходит полным ходом, и некоторые бренды спешно адаптируют свою продукцию под запросы местных потребителей. Так, к примеру, шинная компания Duble Star, крупнейший поставщик шин для китайской армии, привезла на выставку шины, боковины которых выполнены из окрашенной резины. Такая «обувь», безусловно, найдет своего покупателя в среде американских любителей хот-родов.
Проводились в закрытых павильонах и всевозможные презентации, мастер-классы. Специалисты компании 3M, например, на глазах у собравшейся публики превратили обычный стоковый автомобиль в произведение искусства. Это стало возможным потому, что пленки 3M имеют разнообразную фактуру и рисунки: они имитируют шлифованный алюминий и карбон или фактуру ткани, срез драгоценного камня или древесины. При этом некоторые пленки 3M имеют большее сопротивление к агрессивной среде, нежели стандартное ЛКП автомобиля, а поэтому, кроме придания эстетического эффекта, еще и бронируют поверхность.
На стенде компании VALVOLINE, помимо представленной линейки премиальных продуктов для автоспорта, посетителей радовал своим присутствием и раздавал автографы звезда Формулы дрифта Раян Терк. Засветился перед камерами и Эд Чайна – знаменитый механик из шоу «Махинаторы».
Были на выставке и глобальные премьеры от автопроизводителей Ford, Toyota, Chevrolet, Hyundai и Kia. Обзор представленных новинок мы вынесли за рамки этой статьи, и первую часть материала о них можно найти уже в текущем номере нашего журнала.
Закончился праздник тюнинга и кастомайзинга традиционным парадом участников и грандиозным шоу SEMA Ignited, где были объявлены результаты конкурса «Битва создателей» (Battle of the Builders), в котором приняли участие более 200 специалистов с 260-ю выставленными эксклюзивными автомобилями. В финал конкурса вошла десятка лучших автомобилей, созданных в единственном экземпляре, и только три из них заняли подиум. Призерами стали Боб Элоуэй и его Ford Roadster 33-го года выпуска, Чип Фуз и его Chevy Impala 65-го года выпуска и Алан Джонсон и его Studebaker 53-го года рождения.
Текст: Дмитрий Саблин
Фотоматериал Pitstop
Больше фотографий и видеоотчет вы можете найти на наших страницах в социальных сетях.