Финское заполярье. Здесь, как нигде, ощущается настоящая зима со всеми ее атрибутами: великанами-сугробами, укутывающими уютные домики местных жителей, трескучими морозами и завораживающим многообразием красок полярного неба. Во всем ощущается какая-то звенящая готовность к празднику, волшебству. Словно вот-вот из-за поворота выкатит упряжка Санта-Клауса… Так бы и стоял посреди улицы и, разинув рот, глядел на проплывающие над головой облака…
Nokian Hakkapeliitta 8 SUV
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШИННОЙ ИНДУСТРИИ
Финская шинная компания Nokian Tyres презентовала к этому сезону сразу несколько новинок. Тестировать зимние шины в Финляндию отправился представитель нашего журнала.
Зимние шины NOKIAN со временем были выделены в отдельную производственную программу и получили имя собственное – Hakkapeliitta. Хаккапеелла – боевой клич финских воинов XVI столетия.
В этом году финны праздновали юбилей – первой зимней шине, выпущенной компанией Nokian Tyres, исполнилось 80 лет! Срок, надо признать, и по человеческим меркам немалый, ну а в шинной индустрии за это время все поменялось кардинально. Неизменным осталось лишь назначение шин – связывать колесо автомобиля с дорогой. И чем эта связь прочнее, тем выше наша с вами безопасность. Финны отлично понимают значение слова «безопасность». Может быть, поэтому уделяют столько внимания разработке и тестированию своих шин в условиях специальных полигонов с помощью сложной измерительной аппаратуры и проводят многочисленные журналистские и потребительские тесты. Огромная часть прибыли концерна ежегодно тратится на науку, и каждая новая модель превосходит предшествующую по ряду параметров. Можно было бы усомниться в этом утверждении, если бы его не доказывали независимые тесты ведущих мировых автомобильных СМИ.
Традиционно зимние тесты компания проводит на своем северном полигоне, близ финского города Ивало. Но в этот раз все происходило на озере с диковинным названием Pasasjarvi (Пасасьярви), где сама природа организовала идеальный тестовый полигон с ледяной гладью замерзшего озера, окрестными сопками и серпантинами, засыпанными снегом.
Финский пилот Янне Лайтинен доказал, что NOKIAN не пустой звук и их реальная прочность значительно превосходит заявленную. Впрочем, финны настоятельно не рекомендуют повторять подобные эксперименты и советуют в целях безопасности эксплуатировать шины согласно их индексу скорости и разрешенной нагрузки.
Кстати, не так давно в Финляндии был зафиксирован мировой рекорд скорости на льду – 335,7 км/ч. Примечательно, что автомобиль AUDI RS6, установивший рекорд, был «обут» в шипованные серийные шины Hakkapeliitta 8 с индексом скорости «Т». То есть допустимая скорость, на которую была рассчитана эта шина, – до 190 км/ч. Организаторы наших тестов дали возможность журналистам проехать на том самом автомобиле и шинах по льду замершего озера. За рулем спортивного AUDI RS6 находился финский раллийный чемпион, а максимальная скорость движения составила 280 км/ч. Тем не менее ощущения от скоростной езды на серийных шинах по льду были очеееень острыми!
Во время нашей сессии тестов мы опробовали сразу несколько шин. Главная новинка сезона «Зима 2014 – 2015» – Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Рисунком протектора она практически не отличается от шины Hakkapeliitta 8 и, по мнению инженеров Nokian, именно направленный симметричный рисунок является оптимальным для зимних шин.
Как подсказывает аббревиатура «SUV» в названии, шина предназначена для внедорожников и кроссоверов. Усиленный каркас, двойной слой нейлонового бандажа и усиленный стальной корд делают шину прочной по отношению к дорожным пробоям и устойчивой к проколам. Протектор выполнен из резиновой смеси Cryo Silane второго поколения, в которую входят натуральный и синтетический каучук, рапсовое масло и новая «зимняя» силика. Эти компоненты позволяют резине оставаться эластичной при низких температурах и делают ее устойчивой к износу.
Протекторы имеют большее, по сравнению с прошлым поколением шины, количество шашек и канавок и более частое ламелирование. В основании шашек, размещенных в плечевой зоне, имеются специальные усилители, улучшающие управление на сухой поверхности.
Еще из инноваций можно выделить специальные тормозные усилители-грунтозацепы, размещенные в плечевой зоне, и 3-D ламели различной формы. Одна их часть (диагональные закрытые ламели) размещается в центральной части протектора и улучшает сцепление при маневрировании. Другая (самоблокирующиеся ламели) расположена в плечевой зоне, что способствует устойчивости протектора при торможении и ускорении, а также при движении по дуге.
Как и другие шины Nokian, новинка получила расширенную Hakka-гарантию, по которой в случае повреждения ее бесплатно отремонтируют, а если это будет невозможно – заменят на новую. Надо отметить, что подобная гарантия для инженеров Nokian Tyres является еще и отличным способом установить обратную связь с потребителем. Так, изучив наиболее проблемные повреждения шин при обращении, было установлено, что именно боковина шины является наиболее незащищенным участком, и в случае ее повреждения шина теряет свою герметичность и уже не подлежит ремонту. Инженеры Nokian Tyres решили эту проблему, включив в состав резиносмеси боковин полимеры – арамидные волокна (ароматический полиамид). Этот легкий и прочный компонент активно используется в аэрокосмической промышленности и при изготовлении бронежилетов. Как уверяют разработчики, использование арамидов позволило сделать шину небывало устойчивой к дорожным пробоям и боковым повреждениям.
Ошиповка шины заслуживает отдельного внимания. Ни для кого не секрет, что в ряде европейских стран введено ограничение на использование шипованных шин – так законодатели борются за сохранение экологии. Там, где использование подобных шин зимой разрешено, с недавнего времени для производителя четко регламентирован вес шипа и длина его стального наконечника. Кроме этого, законодательно ограничено количество установленных шипов на метр окружности шины – не более 50 шт.
Не так давно казахстанские чиновники сообщили о вступлении в силу с 2015 года на территории Таможенного союза нового технического регламента (о безопасности транспортных средств), в котором тоже оговаривается вопрос использования шипованных шин. С 2015 года запрещено их использование в летнее время (с июня по август), а с начала 2016 года регламентируется количество шипов, установленных на один метр окружности колеса.
Nokian принципиально не производит шины под ошиповку. Все шипы на шинах Nokian устанавливаются исключительно в заводских условиях. Только так можно добиться точности при посадке шипа и его ориентировании.
Документы об ограничении использования шипованных шин, действующие в Европе, и новый техрегламент ТС содержат специальную оговорку: производителю шин допускается использовать большее количество шипов, если он сможет доказать, что такая шипованная шина не вызывает больший износ дорожного полотна, чем шина с 50-ю шипами на метр окружности колеса. Для оценки этих показателей существует специальный тест, проводимый независимой комиссией. На эталонный автомобиль устанавливаются тестируемые шины, и машина проезжает определенный километраж по специальным плитам. Плиты взвешиваются до проведения теста и после, разница в весе и принимается как показатель воздействия шин на дорожное полотно.
Часть шинных производителей после введения новых правил сократила количество используемых шипов. Инженеры Nokian, напротив, это количество увеличили почти вдвое! К примеру, в шине типоразмера 235/65 R17 190 шипов, в то время как конкуренты в шине такого же типоразмера используют от 90 до 120 шипов.
Секрет успеха финских шинников заключается не в каких-то хитрых лазейках, найденных в законодательстве, а в реальных технологиях. В Nokian проделали колоссальную работу, практически заново создав шипованные шины. Была изменена форма основания шипа, расширена площадка его «якоря», увеличена длина наконечника. Кроме этого, разработчики применили в протекторе разную по жесткости резиновую смесь: ближе к внешнему слою резина более мягкая, для лучшего сцепления с зимней дорогой, у основания «кармана» шипа – более жесткая, чтобы лучше удерживать шип в месте посадки при экстремальных нагрузках.
Шипованные шины априори более шумные, чем обычные зимние. Дорожный шум возникает от удара наконечника шипа о дорожное полотно. Колесный диск и шина при этом выступают в роли акустического усилителя. Дабы улучшить комфорт и снизить вибрацию, инженеры Nokian разместили у основания шипа (в месте его посадки) специальную демпфирующую подушку из мягкой резины (технология Eco Stud), которая вкупе с воздушным карманом работает как амортизатор, снижающий вибрацию. Кроме прочего, эта технология помогает шипу прятаться на твердом покрытии, снижая его воздействие на дорожное полотно.
Часть тестов новых шипованных шин, в которых мы принимали участие, проходила на голом льду на полноприводных кроссоверах. Мы смогли прочувствовать степень сцепления шин с ледяной поверхностью, ощутить момент срыва автомобиля в неуправляемый занос, предварительно отключив его системы стабилизации. Упражнение «змейка» и «лосиная переставка» автомобиль на новых шинах (при включенных системах стабилизации) проходил хорошо, позволяя прогнозировать траекторию движения. Но если объективно, то, какими бы хорошими ни были шипованные шины, на голом льду следует всегда выбирать адекватную скорость движения. А если субъективно, то Hakkapeliitta 8 SUV – лучшее из всего, что доводилось тестировать раньше.
Домашний тестовый полигон Nokian Tyres, или, как теперь его с легкой руки журналистов называют, White Hell («Белый ад»), базируется в трехстах километрах от Полярного круга и считается самым северным из всех шинных полигонов. По своей площади полигон претендует на рекорд – 700 га неглубоких природных озер, различных лесков и сопок с серпантинами, сохранивших свое первозданное состояние. Здешняя зима начинается тогда, когда к нам приходит осень, а заканчивается ближе к апрелю. При этом суточные перепады температур (день/ночь) в этой части севера могут достигать разницы в 40 градусов! Это позволяет инженерам проводить тесты зимних шин в реальных экстремальных условиях практически семь месяцев в году. Ежегодно на полигоне Nokian Tyres испытывают порядка 20000 шин, и часть из них – зимние шины конкурирующих брендов.
После были тесты в колонне, по дорогам общественного пользования и по рыхлому снегу окрестных сопок и серпантинов, где глубина снежного покрова местами доходила до 50 – 60 см. Инструкторы настоятельно рекомендовали нам удерживаться в прокатанной колее, дабы избежать простоя, но пытливые журналисты то и дело стаскивали машины в сугробы. Выгребали (за редким исключением) самостоятельно – шины действительно не теряют своей эластичности при минусовой температуре, и протектор отлично очищается от снега.
С изобретением первой зимний шины 80 лет назад появилась возможность эксплуатировать автомобиль круглый год. В Nokian об этом помнят и не только хранят историю развития своих шин, но и регулярно пытаются заглянуть в будущее. К примеру, во время этой сессии тестов нам показали прототип шины с прячущимися шипами. Шипы прячутся заподлицо поверхности протектора после нажатия кнопки на приборной панели. Это концептуальная технология, и пока она не нашла практического применения, но вполне возможно, получит развитие в самом ближайшем будущем. Ведь использование сверхпрочных арамидных волокон в гражданской шине когда-то тоже было только концепцией.
В числе представленных новинок были зимние шины и для коммерческого транспорта.
Hakkapeliitta С3
Новая шипованная шина Hakkapeliitta С3 получила агрессивный направленный рисунок протектора и мощное усиление конструкции. Протектор выполнен из более жесткой резины, чем шины для легковых автомобилей и внедорожников.
Новый двойной стальной корд теперь плетется из более эластичной проволоки и при изготовлении скрепляется по бокам специальной лентой из мягкой резины. Такая конструкция каркаса позволила, помимо увеличения прочности и равномерного распределения внутренней температуры, добиться снижения сопротивления качению, что положительно скажется на расходе топлива. Борт шины выполнен из обновленной, более прочной по сравнению с предшествующей моделью резиновой смеси.
Как и «гражданские» шины, коммерческие имеют инфозону в боковой части, где ставятся отметки о «моменте» затяжки болтов диска, о положении шины на оси и рекомендованном давлении.
Шина оснащается новыми шипами, получившими сердечник квадратной формы и стальное основание. Шипы устанавливаются на заводе в строго определенном положении.
Hakkapeliitta СR3
Эта фрикционная шина в коммерческом сегменте получила ряд инноваций от представленной годом ранее модели Hakkapeliitta R2. Речь идет о мелких кристаллах, включенных в состав резиновой смеси, в которую также входят натуральные и синтетические каучук и силика. Кристаллы равномерно распределены по всей рабочей толщине протектора и выполняют роль микрошипов, цепляющихся за дорожное полотно.
Кроме этого, в плечевой части протектора размещены специальные ламели-насосы, осушающие во время движения пятно контакта шины с дорогой. Эта технология известна по представленной ранее шине R2.
Nordman 5
Потребители зачастую задаются вопросом, куда деваются «устаревшие» модели шин Nokian с инновациями, на разработку которых концерн в свое время затратил уйму средств. Нам приходилось даже слышать байки про то, как модели прошлого поколения скупаются сторонними производителями и выпускаются под чужими малоизвестными брендами. Так вот, все это выдумка. Все ранее представленные разработки, не применяемые в новых моделях шин, остаются только в компании и используются при выпуске бюджетной линии моделей шин. Примером тому могут быть новые шипованные шины Nordman 5.
Традиционно шины Nordman выпускаются на платформе шин Hakkapeliitta. Шина Nordman 5 в сочетании с обновленной рецептурой резиновой смеси получила технические решения, впервые примененные ранее в шине Hakkapeliitta 5 (технология ошиповки «медвежий коготь»). Тот же рисунок протектора и, благодаря новой резине, новый шип.
Шина предлагается и в усиленной версии с приставкой SUV для кроссоверов и внедорожников.
В следующем номере журнала вы сможете прочитать наш отчет о прогулке по заводу компании Nokian Tyres в Санкт-Петербурге. Не пропустите!
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал: автора и Nokian Tyres