На юго-западе Баварии, в одном из старейших городов Германии – Аугсбурге в середине мая открылся первый за пределами Японии музей Mazda. В экспозиции представлены 45 классических автомобилей, являющихся ключевыми в истории марки.
Оживить прославленную историю нетрадиционно мыслящего автопроизводителя из Хиросимы решился местный дилер – компания Mazda Auto Frey при поддержке представительства Mazda Germany. Музей расположен в центре города, в отреставрированном здании трамвайного депо. Помимо автомобильной экспозиции здесь есть просторный зал для проведения различных мероприятий, ресторан и сувенирный магазин.
Среди экспонатов посетители музея могли видеть как модели, официально продававшиеся в Европе, так и исключительно редкие, доступные лишь в других частях света. Все представленные машины лишь небольшая часть личной коллекции семьи Фрей, которая занимается продажами автомобилей Mazda с конца 70-х годов прошлого века. Родоначальник коллекции Уолтер Фрей и его сыновья Маркус и Иохим лично восстановили многие экспонаты коллекции и путешествовали по миру в поисках редких классических экземпляров.
Историографы зафиксировали первое появление названия Mazda в 1931 году. Произошло оно якобы от имени древнеперсидского божества света, мудрости, интеллекта и гармонии Ахура Мазда, которое принято считать символом истоков восточной и западной культур. Впрочем, на официальном сайте японского автопризводителя упоминается и другая версия: компания была названа по имени ее основателя – Дзюдзиро Мацуда, а уж то, что его имя созвучно с именем божества, оказалось просто приятной неожиданностью.
На открытии музея исполнительный вице-президент Mazda Motor Corporation Акира Марумото, тепло отзываясь об инициативе семьи Фрей, сказал, что в штаб-квартире Mazda очень гордятся тем, что Фрей являются частью организации и создали что-то необычайное.
В экспозиции можно увидеть первый серийный пассажирский автомобиль компании – Mazda R360 1960 года выпуска, трехколесный легкий грузовик Mazda K360 (1962), купе Mazda Familia 1000 (1966), Mazda Cosmo Sport (1967), Mazda Luce R130 (1969), несколько поколений RX-7, а также такие раритеты, как переходные версии автобуса Parkway, пикапов, и многие другие машины, интересные с точки зрения технических решений и дизайна.
«Почему же японская марка обрела музей в Германии?» – спросите вы. Тут все просто. «Мазды» массово прописались на дорогах этой страны с 1970-х годов, и сегодня 323, 626 и особенно МХ-5 известны большинству немцев, причем некоторым со времен их молодости. Оттого-то так приятно побывать в музее, освежить воспоминания и припомнить былые мечты…
Первый логотип марки с распростертыми крыльями, появившийся в 1936 году, символизировал маневренность, однако первый прототип легкового автомобиля появился лишь спустя четыре года. Производство этого компактного четырехместного седана сорвала Вторая мировая война. А в 1945 году, после страшной бомбардировки Хиросимы американцами, в уцелевших заводских цехах была организована больница скорой помощи. В Mazda Motor Corporation убеждены, что тогда-то, как дань уважения уникальному характеру жителей Хиросимы, и сформировались ключевые принципы марки: искать свой путь, никогда не сдаваться и стремиться к исключительности. Возможно, опираясь на эту философию, компания уже к концу 1945 года смогла начать выпуск коммерческих автомобилей, а в 1949 году стала поставлять свои трехколесные грузовики в Индию.
К концу 50-х годов линейка коммерческих автомобилей Mazda уже содержала 30 моделей – от мини-грузовиков до однотонного пикапа. В это же время на предприятии началось внедрение компьютерных систем, и Тенуджи Мацуда, сын Дзюдзиро Мацуда, запустил расширение производства автомобилей в различных сегментах.
Чтобы представить столь крупную экспозицию, организаторам выставки требовалось немалое помещение. Старое трамвайное депо Senkelbach подошло для этого как нельзя лучше, ведь оно помимо обширной площади могло похвастаться еще и неповторимым шармом. Здание первого трамвайного депо было построено в Аугсбурге в 1897 году и сейчас находится под защитой государства как историческое наследие.
В мае 1960 года Mazda начала выпускать свой первый легковой автомобиль массового производства – городское купе «Мазда R360». Следующий, 1961 год стал знаменателен приобретением лицензии на право производства роторно-поршневого двигателя Ванкеля, а через два года японский автопроизводитель на Токийском автосалоне впервые в мире продемонстрировал свой двухпоршневой роторный мотор. С тех пор Mazda стала передовым центром, работающим в направлении развития роторно-поршневых двигателей.
В мае 1967 года Mazda запустила производство спортивного автомобиля, не похожего ни на что, когда-либо виденное миром. Первый серийный автомобиль Mazda Cosmo Sport 110 S с двухпоршневым роторным двигателем стал пионером в истории успешных продаж двухмиллионного тиража автомобилей с роторным двигателем.
Кстати, тот факт, что Уолтер Фрей в 1978 году стал одним из первых дилеров Mazda в Германии, тоже связан с его увлечением идеей роторных двигателей. И сегодня посетители музея из сопутствующих экспозиции материалов могут многое узнать о принципах устройства и работы такого мотора. Впрочем, Mazda ведь прославилась не только благодаря им – параллельно компания производила автомобили с обычными поршневыми двигателями, а также с высокоэффективными дизельными.
Свой первый автомобиль Mazda Cosmo Sport Уолтер Фрей приобрел в Нью-Джерси в 1980 году. Этот автомобиль расположен сейчас в центре коллекции, на самом почетном месте. Вместе с сыновьями Уолтер Фрей сумел собрать и восстановить по всему миру 120 автомобилей Mazda – все, что выпускались с 1930-х годов.
Устроители выставки обещают периодически обновлять экспозицию, пополняя ее очередными экземплярами, чтобы сделать ее интересной на протяжении многих лет. Они также надеются на то, что это место станет центром для крупных автомобильных событий.
Текст: Илья Фарбер
Фотоматериал MAZDA