23 ноября, 2024
Kostanay autoprom 062014 2

Костанайской автопром

В Казахстане был дан официальный старт производству внедорожников Toyota Fortuner. Сборочная линия функционирует на базе предприятия «Сарыарка Авто Пром», расположенного на территории завода «Агромаш Холдинг» в г. Костанай, и рассчитана на выпуск 3000 автомобилей в год. Мы побывали на этом производстве и готовы поделиться информацией с нашими читателями.

Есть в автоиндустрии громкие имена, положившие начало современному производству. И, если конвейерным способом сборки впервые воспользовался Генри Форд, то единым стандартам производства и качества научила мир именно Тойота. В основе этих стандартов лежит своя философия, которая идет гораздо дальше обычных технических регламентов, возводящая выполнение работниками своих обязанностей в степень культуры, или религии если хотите. У этой философии есть свое название — Тойодаизм. Мы не будем вдаваться в ее подробности, тем более что об этом написано немало интересных и познавательных статей и даже книг. Скажем лишь, что именно благодаря этому «фундаменту» Toyota уже несколько лет считается самым продаваемым автомобильным брендом в мире – за 2013 год было реализовано 10 117 274 автомобилей. Теперь производство, основанное на этих канонах, пришло и в Казахстан.

Kostanay autoprom 062014 3

Завод «Агромаш Холдинг» помимо сельскохозяйственной техники успешно выпускает автомобили брендов SsangYong, Chance, Peugeot и Iveco. Для Toyota Fortuner здесь построена новая линия, на которой выпускаться и внедорожник Nomad. Эта линия была произведена и собрана в Японии. После совместного тестирования японскими и казахстанскими специалистами ее разобрали, доставили в Казахстан и опять собрали.

Обучение обслуживающего персонала сборочной линии так же проходило с участием японских специалистов. И по сей день на заводе трудится порядка 20 инженеров Toyota следящие за качеством продукции и передающие опыт местным кадрам.

Стандарты Toyota четко описывают процедуру сборки и упорядочивают работу сотрудников. Чтобы не нагружать работника сверх его способностей, после обучения каждый оператор сборочной линии получает свой уровень допуска, позволяющий ему работать на том или ином участке, самостоятельно или в паре с мастером. Постепенно операторы могут повышать свою квалификацию, пройдя дополнительное обучение.

Kostanay autoprom 062014 4

С чего начинается автомобиль.

Все запчасти необходимые для сборки автомобиля поставляются из Юго-восточной Азии (около 80%) и Японии (около 10%). Краска закупается в Южной Кореи, мастики и ГСМ в Российской Федерации. Представители завода не исключают возможность дальнейшего импоротозамещения в пределах таможенного союза. Единственным условием для этого является качество, удовлетворяющее требованиям Toyota.

Запчасти распределяются по сборочной линии согласно спецификации и количеству предзаказанных дилерами автомобилей.

Кузов на завод доставляется в виде отдельных металлических компонентов, а двигатель и трансмиссия – в собранном виде. Такой способ сборки, по мнению японских специалистов, при заявленном ежегодном объеме производства 3000 автомобилей считается наиболее оптимальным, как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения контроля качества.

Kostanay autoprom 062014 5

Автомобиль собирается в несколько этапов. Первый из них — это сборка кузова из отдельных металлических частей. Этот процесс выполняется вручную, с применением специальных сварочных аппаратов. Отдельные детали вначале закрепляются на станине, в строгом соответствии с заданными параметрами. Затем их скрепляют точечной сваркой. На этом этапе команда сварщиков выполняет около 2000 сварочных операций. Далее постепенно на кузов навешивают крылья, капот и двери, подгоняют зазоры и обрабатывают сварные швы, удаляют окалину.

Стандарты Toyota четко прописывают все операций сборки. То есть, как закрутить тот или иной болт или гайку, каким инструментом и с каким моментом затяжки рабочий берет не из головы, а следует установленному регламенту. Особое внимание при этом уделяется качеству конечной продукции. Опять же, по стандартам Toyota каждый оператор отвечает за качество работы на своем посту и вместе с этим проверяет работу предыдущего оператора. При обнаружении малейшего отклонения от заданных параметров, на любом этапе сборки работник обязан остановить конвейер.

После сварки кузов проходит сверку геометрии в заводской лаборатории и отправляется в цех окраски. В том случае, если на конечном этапе обнаруживается брак, кузов утилизируется.

Kostanay autoprom 062014 6
Обучение персонала на заводе проходило по стандартам Toyota: вначале мастер делает работу сам, а ученик смотрит и запоминает, затем работа выполняется совместно мастером и учеником, и только после этого ученика допускают к самостоятельному выполнению работы, под присмотром мастера.

Цех окраски

Далее по технологической цепочке следует цех окраски. Здесь, кузов проходит несколько уровней обработки, включая катафорез – электро-химическую антикоррозийную обработку. Такой способ в автомобильной промышленности считается наиболее эффективным, так как позволяет обрабатывать скрытые полости и сварные швы. Дополнительно швы и стыки металла обрабатываются специальной мастикой.

Вопреки ожиданиям, в цеху окраски нет каких либо химических запахов, а напротив, чисто, свежо и практически стерильно. Специальный подъемник (краб) поочередно погружает кузов в большие ванны с разными растворами. Первый из них полностью очищает кузов будущего автомобиля от мусора, пыли и масляных пятен. Затем на кузов наносится антикоррозийное покрытие и после этого грунтовый слой. На каждом этапе обработки кузов просушивается в специальной печи. Перед отправкой на финишную окраску и лакировку его предварительно шлифуют и еще раз проверяют на предмет дефектов.

Окрашивание производят роботы-манипуляторы в специальных герметичных боксах. После нанесения краски кузов вновь просушивают в специальной камере и отправляют на лакировку. Далее, после очередной просушки, полировки и нанесения защитного воска будущий автомобиль отправляется на линию сборки компонентов. Качество окраски проверяется как визуально, так и с помощью приборов, измеряющих толщину лакокрасочного покрытия.

Kostanay autoprom 062014 7

Цех сборки

На этапе сборки кузов устанавливается на конвейер, на котором будут происходить его дальнейшие трансформации – превращение отдельных компонентов в единый, четко настроенный механизм.

В первую очередь операторы линии навешивают на уже окрашенный кузов автомобиля мягкие панели, защищающие лакокрасочное покрытие, и только потом приступают к самой сборке. Автомобилю последовательно устанавливают шумоизоляцию, монтируют электропроводку и электрооборудование, устанавливают обивку салона, стекла, дверные панели и приборную панель – всего около 1600 компонентов.

Параллельно с кузовом в этом же цеху происходит сборка шасси. На определенном этапе готовый кузов устанавливают на шасси (работники конвейера называют этот процесс «женитьбой») и после этого на автомобиль монтируются бамперы и другие пластиковые элементы. Затем машину перемещают на участок регулировки, где зальют все необходимые жидкости, проведут надлежащие регулировки и тесты.

Последним этапом производства является стендовое тестирование автомобиля. Специалисты проверяют тормозную систему, геометрию, работоспособность всех электронных систем и герметичность резиновых уплотнителей дверей и окон. После стендовых испытаний готовый автомобиль отправляется на этап погрузки и отправляется конечному потребителю.

Kostanay autoprom 062014 8

Перспективы

У многих Казахстанских журналистов, побывавших на открытии сборочной линии, возникли логичные вопросы – будет ли поставляться собираемый в Казахстане автомобиль нашим партнерам по Таможенному союзу. И, будет ли увеличиваться количество собираемых автомобилей. В ходе пресс-конференции, приуроченной к открытию сборочной линии, мы смогли получить ответы и на эти вопросы от японской стороны.

Автомобили производятся по предзаказу от дилеров – это позволяет избежать перепроизводства. Заявленный максимальный объем, до 3000 автомобилей в год, по мнению маркетологов Toyota, покроет потребности внутреннего рынка Казахстана. В перспективе собранные автомобили будут предложены чиновникам и государственным службам нашей страны. Что же до поставки автомобиля в другие страны, в ближайших планах Toyota это не значится.

Kostanay autoprom 062014 9

Совершенно очевидно, что для казахстанского автопрома этот проект является не столько коммерческим, сколько якорным. Запуск производства автомобилей по стандартам «Тойота» позволит заводу «Агромаш Холдинг» получить в свое распоряжение технологии, и привести в соответствие с международными стандартами уже существующее производство.

О конкретной дате старта продаж Toyota Fortuner пока не сообщается. Предположительно это будет осень текущего года.

Kostanay autoprom 062014 10

Текст: Д.Саблин,
Фотоматериал Pitstop

Похожие статьи

International Auto Expo 2024

admin

KazAutoExpo – с опорой на два колеса

admin

Automechanika Astana: расширяя горизонты сотрудничества

admin

Экспедиция навстречу солнцу

admin

Выставка запчастей, оборудования и компонентов

admin

Выставка с широкой географией

admin