В конце июня в алматинском выставочном центре «Атакент» состоялась международная выставка автобусной техники, аксессуаров и услуг Busworld. Один из павильонов центра вместил всю экспозицию – около двух десятков различных машин, в основном городских автобусов, но были здесь также автобусы туристические и несколько специальных автомобилей.
Наиболее крупными стендами отметились компания Saryarka autoprom (Казахстан) с автобусами IVECO, Yutong и Ankai; производственная компания AKIA Avesto automotive industry (Республика Таджикистан), выпускающая автобусы турецкого бренда; производственно-торговое предприятие «Русские автобусы – группа ГАЗ» (Россия) и Самаркандский автомобильный завод (Узбекистан).
Экспозициями меньшего объема на выставке были представлены компании Anadolu Isuzu, Arobus Arac Imalat Sanayi ve ticaret A.S, Otokar (Турция); «Белкоммунмаш» (Республика Беларусь); группа компаний «Вираж», KamAZ Trade company и Hyundai com trans Kazakhstan (Казахстан); JV MAN Auto – Uzbekistan (Германия – Узбекистан).
Вполне закономерно, что при ближайшем знакомстве с представленными на выставке автобусами наиболее комфортабельными и практичными показались образчики, выпущенные широко известными производителями. Самым удобным в этом ряду я бы назвал большой туристический MAN немецко-узбекского производства. Хотя это и понятно – эргономика салона в нем продумана с расчетом на преодоление немалых расстояний. Комфортными показались и модели компании Hyundai, которые мы все уже неплохо знаем благодаря их обширному присутствию на казахстанском рынке.
С менее именитыми брендами все выглядело сложнее. Белорусская компания «Белкоммунмаш», например, смогла привезти на выставку в Алматы только макеты своей продукции. При этом предприятию, безусловно, есть чем похвастаться – оно выпускает электробусы, троллейбусы и трамваи с комплектующими от ведущих мировых производителей.
Компания Arobus Arac Imalat Sanayi ve ticaret A.S продемонстрировала на выставке автобусов специальные автомобили. Турецкие специалисты занимаются переоборудованием продукции брендов Renault, Mercedes-Benz, Fiat и других автопроизводителей. В среднем компания выпускает в год около 8000 легких коммерческих машин и микроавтобусов, экспортируя их в 120 стран мира.
Экспортными поставками и сборкой успешно занимается и еще одна турецкая компания – Anadolu Isuzu, показавшая образцы продукции на алматинской выставке. С 1984 года ее специалисты собирают грузовики, микроавтобусы, автобусы и пикапы.
Казахстанская компания «Вираж» продемонстрировала продукцию семипалатинского завода СемАЗ. Официальный отечественный дистрибьютор КамАЗ предоставил гостям выставки возможность подробно ознакомиться с вахтовым автобусом, удобно оборудованным для коллективных путешествий, рыбалки или охоты.
Что же касается собственно автобусов, ради которых большинство посетителей и пришли на выставку, то они были представлены с двигателями, работающими на разных энергоносителях – на дизельном топливе, газе, электричестве и гибридные. Различия в удобствах и эргономике салона тоже были разнообразны и очевидны.
С субъективной точки зрения, с позиции потенциального пассажира, мне больше всего не понравились автобусы AKIA: на мой взгляд проходы в салоне узки, а многоуровневые посадочные места сзади подвергают пассажиров риску травмироваться при резком торможении. В двухэтажном автобусе компании AKIA Avesto automotive industry обстановка показалась неуютной из-за салона с низким потолком – как на первом этаже, так и на втором – а также из-за темного серого линолеума и обивки кресел.
В противовес узким проходам в турецких автобусах можно было бы отметить широкие пространства для пассажиров в автобусах бренда ГАЗ. В эти автобусы явно легче будет войти в час пик, в них проще перемещаться. Здесь нет нагромождений ступенек. Оформление салона в газовских автобусах выполнено без излишеств, но и ярче, и позитивнее, чем в AKIA.
Неплохо выглядел снаружи и внутри большой электробус Yutong, который выставила казахстанская компания Saryarka autoprom. Такие машины уже вышли на дороги нескольких казахстанских городов и работают в тестовом режиме.
Формат выставки предполагал не только экспозицию, но и деловую программу, в рамках которой состоялся центральноазиатский конгресс Busworld academy. Тематика форума охватывала широкий спектр вопросов: новейшие технологические разработки, законодательство, обзор рынков, обеспечение безопасности перевозок, автоматизация процесса обслуживания и ремонта общественного транспорта, обеспечение его запасными частями и расходными материалами.
Помимо образцов автобусов и автомобилей на выставке были показаны системы кондиционирования, шины и сервисные решения, сопутствующие туристическим перевозкам.
В 2020 году выставку Busworld планируется провести сразу в нескольких странах – в Турции, Индии, Китае, Индонезии, России и Колумбии.
Низкопольный городской автобус SAZ LE 60
Этот автобус проектировался конструкторами Самаркандского автомобильного завода специально для городских пассажироперевозок. Он получился довольно просторным и удобным как для тех, кто находится в салоне, так и для водителя.
Комфорт для пассажиров обеспечивается наклоном автобуса при посадке, удобными креслами и громкой связью, позволяющей информировать пассажиров о маршруте следования. На этот автобус можно установить специальную аппарель для въезда колясок. Водители наверняка оценят широкое лобовое стекло автобуса, обеспечивающее отличную обзорность. Максимальная скорость данного транспортного средства – 80 километров в час.
Автобус для междугородних пассажирских перевозок MAN RR3
Особенность этой машины – в его алюминиевом кузове. Благодаря чему автобус меньше разрушает асфальт и, конечно, не подвержен разрушительному воздействию коррозии. В нем можно перевезти до 47 пассажиров.
Высокопроизводительный, но экономичный дизельный двигатель мощностью 440 л. с. удовлетворяет стандартам Евро-5.
Автобус для пригородных пассажирских перевозок Isuzu HD50
По мнению разработчиков, данная машина вполне подойдет как для обслуживания коротких маршрутов, так и для поездок на дальние расстояния. Сиденья в этом автобусе имеют ремни безопасности, присутствуют в нем и специальные отделения для багажа.
Помимо этого данная модель может оборудоваться тахографом, системой связи с водителем и информационным табло.
Вахтовый автобус на базе шасси КамАЗ-43118
Кузов этого нарядного белоснежного фургона изготовлен из многослойных сэндвич-панелей, сверху покрытых оцинкованным металлом с нанесением полимерной краски. Внутри автобус отделан пластиковыми панелями, на полу – линолеум «Автолин».
Две двери фургона – боковая и задняя – утеплены, снабжены защитой от влаги и пыли, в люке присутствует вентилятор. Освещается фургон внутри 24-вольтовыми светильниками. В нем есть переговорное устройство, позволяющее поддерживать связь с кабиной. Основная система отопления автобуса работает автономно, но в аварийном режиме можно подключить прогрев фургона с помощью системы охлаждения двигателя.
Автобус среднего класса для городских перевозок КАВЗ-4270
Данная модель предназначена для работы в интенсивном режиме с большим пассажиропотоком. Комфорт в автобусе обеспечивается пневмоподвеской. Пассажирских мест – 27, в том числе одно для пассажира с ограниченными возможностями. Для удобства посадки и высадки пассажиров автобус наклоняется до семи градусов в сторону остановки.
Автобус может быть оснащен четырехтактным шестицилиндровым 230-сильным турбонаддувным двигателем Cummins B6 7GE5, работающим на метане, или также метановым шестицилиндровым четырехтактным турбированным мотором ЯМЗ 53654, выдающим 210 лошадиных сил. Расположение двигателя – заднее, продольное. Шесть баллонов с газом располагаются на крыше, их суммарный объем равен 665 литрам. Трансмиссии для данной модели также предлагается две, обе автоматические – Allison T-270 R или Voith D 854.6.