Женевский автосалон является для европейских автопроизводителей домашним, и прошел он в этом году, несмотря на нестабильность евро и предшествующую выставке непогоду, интересно и насыщенно. Машины, представленные на нем, можно условно разделить на две категории: «для всех» и «зеленые», рассчитанные на экономически развитые страны.
Рассказать о каждом экспонате в рамках одной статьи, конечно, не получится. Мы намерены в дальнейшем постепенно освещать премьеры «Женевы-2012». Пока же представляем вашему вниманию краткий обзор глазами очевидца.
Как и в прошлом году, залы выставочного комплекса Palexpo изобиловали обновленцами и серийными моделями. Большая их часть была уже известна по пресс-показам или другим автосалонам и едва ли воспринималась как новинка. Но были и кардинально новые модели, интерес к которым производители разогревали загодя, как бы случайно выбрасывая в сеть очередные тизеры или подставляя удачный ракурс автомобиля под объективы автошпионов на закрытых тестовых полигонах.
Как и ранее, самым масштабным по площади и лидером по количеству экспонатов стал Volkswagen Group, представивший в каждом своем бренде по новинке.
AUDI
Отношение к AUDI A3 у покупателей разных стран сложилось позитивное – отменный автомобиль гольф-класса, выпускавшийся в жестком кузове хечбек и имеющий ряд конкурентных преимуществ. В Женеве немцы показали его третье поколение, которое, помимо привлекательного фирменного дизайна в новой интерпретации, получило еще и целую гамму двигателей TDI и TFSI, мощность которых варьируется от 102 до 210 л.с. Что касается трансмиссий, то некоторые варианты комплектации новинки будут оснащаться роботизированной коробкой S-tronic и фирменным полным приводом Quattro. Внешне машина выглядит весьма привлекательно: новая решетка с узнаваемым контуром воздухозаборников, сбитый кузов, намекающий на твердость характера и, конечно же, «глаза» с дневной светодиодной подсветкой – неизменный атрибут современного стиля AUDI. В Европе обновленец будет стоить около 23000 евро. Кроме новой «трешки», Audi побаловала посетителей горячим RS4 и прокаченной Audi TT Plus, разгоняющейся до «сотни» всего за 4 секунды.
VW
Подразделение «народных» автомобилей (которые давно уже перешагнули эту планку) показало в Женеве несколько серийных моделей. В их числе – адаптированный для экстремального отдыха пикап VW Amarok, четыре вариации на тему модели UP! и показанный на токийском автосалоне в качестве концепта CrossCoupe. Доработанный прототип CrossCoupe теперь базируется на платформе MQB, использующей в качестве силового агрегата дизельную гибридную установку. На чистой электротяге машина может проехать до 45 километров пути, после чего в работу вступает 2-литровый двигатель, подзаряжающий во время движения основную батарею. После восполнения заряда машина вновь может двигаться исключительно на электротяге, при этом впечатляет общее расстояние, которое автомобиль способен преодолеть на одной заправке: 55-литрового топливного бака хватит на 1287 километров пути по ровным дорогам, по пересеченке дистанция немного сократится. Оснащен CrossCoupe и всем необходимым современному кроссоверу оборудованием, в том числе бортовым компьютером и интеллектуальной навигационной системой с топографической трехмерной картой.
Bentley
Компания Bentley выбрала Женевский автосалон для показа концепта своего первого кроссовера неслучайно. Традиционно на нем собираются производители эксклюзивных суперкаров, что привлекает большое количество экспертов в этой области и потенциальных покупателей. Лучшую публику для изучения реакции на новое творение найти трудно. Еще задолго до премьеры Bentley распространил компьютерные рисунки новой модели, придерживая технические подробности в секрете. Впрочем, EXP 9F (именно так назвали разработчики свой прототип) вряд ли мог получить что-то кардинально новое, выходящее за рамки технических возможностей Volkswagen Group. Так и вышло. Под капотом известный по топовым моделям концерна W-образный 12-цилиндровый двигатель объемом 6 л, который агрегатируется с 8-ступенчатой коробкой передач. Впрочем, пока это все известные на сегодняшний день технические подробности, тем более что, судя по комментариям самих разработчиков, конвейерный вариант может претерпеть значительные изменения в оснащении. Пощупать машину живьем возжелал каждый, особенно после комментариев со стороны дизайнеров Bentley, которые не преминули назвать ее во время традиционного спича ультрасовременной и элитной, а в конце и вовсе предложили конкурентам равняться на заданный моделью уровень роскоши. Но крупномасштабного позитива представленная модель, вопреки ожиданиям создателей, не вызвала, и на лицах некоторых посетителей стенда Bentley читался явный скепсис.
SEAT
Подразделение SEAT, помимо свежей «Ибицы» и микролитражки Mii, построенной на платформе VW UP!, под скретчи специально приглашенного популярного в Испании диджея «Карлоса» подтвердил свое обещание возродить некогда легендарную модель «Толедо». Об этом свидетельствовал и одноименный концепт, выставленный на стенде компании. По степени проработки машина недвусмысленно намекала на дальнейшее серийное воплощение, тем более что во внешнем дизайне и в салоне не осталось отталкивающей концептуальной вычурности и все было приемлемо для глаза и кармана рядового потребителя. Технические подробности новинки разработчики пока оставляют в секрете.
Porsche
Содержательно прошла презентация обещанного еще к автосалону в Лос-Анджелесе нового Porsche Boxter. Вопреки ожиданиям, каких-либо откровений в дизайне экстерьера новинка не принесла. Впрочем, для консервативной марки гораздо важнее сохранить преемственность стиля, нежели кого-то эпатировать дизайном.
Именно Boxter, по мнению экспертов да и самих сотрудников Porsсhe, является олицетворением истинной философии марки и хранителем спортивных традиций, где идеально сбалансированные динамические возможности машины совмещены с комфортом и безопасностью. Салон, как и подобает элитному спорткару, четко выверен и ладно скроен. Немного увеличилась колесная база, появились адаптивный электроусилитель руля и куча мелочей, делающих вождение комфортным.
Базовый Boxter будет оснащаться 2,7-литровым 265-сильным двигателем. Версия S будет предложена с 3,4-литровым 315-сильным агрегатом, разгоняющим машину до сотни за 5,1 секунды. В обеих модификациях покупатель сможет выбирать между 6-ступенчатой мануальной трансмиссией и роботизированным 7-ступенчатым автоматом (PDK). Кроме этого, за дополнительную плату можно будет прокачать машину с помощью пакета Sport Chrono Package, который улучшит динамику и уменьшит выхлоп. Но и базового оснащения, как утверждают разработчики, для комфортного вождения хватит вполне.
Lamborghini
Несмотря на тотальный спад продаж и общее перепроизводство, в сегменте элитных марок наметилась нешуточная конкуренция. Об этом свидетельствуют результаты продаж в Америке, Китае и России. Кроме всего прочего, этот сегмент наименее подвержен негативным влияниям финансового кризиса, а значит, привлекателен и для инвесторов. Компания Lamborghini привезла на выставку свой новый прототип спидстера – Avendator J. Внешне машина выглядит очень динамично и, как выяснилось в ходе пресс-конференции, сделана в единственном экземпляре. Впрочем, это не бутафорская, а абсолютно действующая модель, выполненная по частному заказу. После проведения выставки машина отправилась прямиком к покупателю, который выложил за ее создание добрых два миллиона евро.
В основе спидстера лежит карбоновый кузов с усиленной рамой, а в качестве силового агрегата использован форсированный 12-цилиндровый мотор мощностью 700 л.с., работающий в «упряжке» с полноприводной автоматической трансмиссией. В целях облегчения общей массы машину лишили «климата» и «развлечений». В результате, интерьер получился спартанским, без привычных для роскошной марки излишеств.
Ferrari
Среди суперкаров других производителей можно отметить модель Berlinetta – новинку от Ferrari, которая по количеству породистых лошадей, заключенных под капотом, и малому весу, приходящемуся на каждую «лошадь», превзошла все экспонаты конкурентов. 740 лошадиных сил – именно столько удалось выжать итальянским инженерам из 12-цилиндрового V-образного бензинового двигателя объемом 6,2 л. Что же до веса, то, благодаря активному использованию алюминия в конструкции, в снаряженном состоянии он составил немногим более полутора тонн, большую часть из которых весит трансмиссия и двигатель.
В результате машина может ускоряться до «сотни» за рекордные 3,1 секунды, а от 0 до 200 км/ч всего за 8,5 секунды. Такие сногсшибательные динамические показатели стали возможны, в том числе, благодаря отличной аэродинамике, приемы которой, как известно, инженеры Ferrari отрабатывают на болидах «Формулы-1». Кроме проданной тиражом в 360 экземпляров на момент премьеры Berlinetta, на стенде Ferrari можно было увидеть обновленный кабриолет California, скинувший 30 килограммов и подкачавший 30 л.с.
Fiat
Коли мы заговорили о продукции концерна Fiat, нельзя не сказать о его грандиозной презентации модели 500L. После краткого приветствия шефа компании Оливье Франсуа, который назвал новинку «клёвой» и сравнил с эспрессо и капучино (наверное, из-за вкусного содержания, заключенного в небольшой объем), под взволнованными взглядами сотен собравшихся журналистов два автомобиля выкатились на сцену. Да не просто выкатились, а буквально взрезали подиум.
Какой уж там хитроумный механизм придумали оформители стенда, не понятно, но со стороны все выглядело очень эффектно. Впрочем, стенды Fiat в Женеве во все времена отличались ярким оформлением и большим количеством симпатичных девушек-промоутеров.
Новинка построена на платформе собрата Punto и стала самой технически оснащенной и габаритной моделью в семействе «пятисотых», о чем и свидетельствует литера «L». Салон рассчитан на пятерых некрупных пассажиров, включая самого водителя. Благодаря увеличенной до 414 сантиметров длине, у машины появилось небольшое багажное отделение, которого вполне будет достаточно для перевозки негабаритного груза. В будущем «фиатовцы» планируют выпустить специальную версию 500L с увеличенным за счет багажного отделения семиместным салоном. В качестве силового агрегата покупателям предложат на выбор два бензиновых двигателя семейства TwinAir и фирменный дизель MultiJet. Машину начнут выпускать в июле этого года на заводах в Сербии. К слову, сербский президент Борис Тадич лично присутствовал на презентации новинки.
Mercedes-Benz
Следующим безусловным стоп-каром, о котором хотелось бы упомянуть в рамках нашего рассказа, стал Mercedes-Benz А-класса. Напомним: в прошлом году на шанхайском автосалоне «Мерседес» показал прототип этой модели, а руководитель концерна Дитер Цетше тогда назвал новинку «свежим взглядом на динамику» и пообещал без изменений довести ее до серии. Представленная в Женеве модель подтверждает сказанное, лишь с небольшой оговоркой: вместо 2-дверного, машина получила 4-дверный кузов, сохранив при этом все стилистические решения концепта. На выбор покупателям предложат целый ряд новых двигателей, в числе которых турбодизель мощностью 170 л.с. и бензиновый агрегат мощностью 211 л.с. В качестве трансмиссии можно будет выбрать между 6-скоростной механической коробкой передач и 7-ступенчатым автоматом с двойным сцеплением. Кроме этого, новинку планируют оснащать такими опциями, как Camtronic – системой контроля за работой газораспределительного механизма, системой Star&Stop, которая заглушает мотор при длительной остановке, адаптивным электроусилителем руля, полным приводом 4Matic и кучей современных систем безопасности. В шоурумы дилеров новинка поступит осенью текущего года.
Opel
Еще одним ярким представителем германского автопрома стал популярный в Европе и незаслуженно обойденный вниманием наших дилеров Opel. У себя на родине марка занимает прочные позиции и, судя по новинкам, показанным в тяжелые для Европы времена, уверенно движется вперед. Напомним, что электрокар «Ампера» в этом году удостоился звания «Автомобиль года», обойдя, вопреки многочисленным прогнозам, своих азиатских конкурентов. Но электромобиль – не самый главный аргумент Opel в Женеве. Mokka – вот, пожалуй, то оружие, на которое маркетологи компании делают большие ставки, штурмуя новый для себя сегмент компактных кроссоверов.
Машина получила три силовых агрегата: два бензиновых двигателя (115 и 140 л.с.) и один 130-сильный турбодизель объемом 1,7 л. Коробок будет две: мануальная 6-ступенчатая трансмиссия или автомат за дополнительные деньги. Можно будет выбрать и тип привода: передний в базе или 4WD за доплату. Обещают разработчики для новинки и обширный пакет стандартного оборудования, в том числе «умные» фары, 18-дюймовые легкосплавные колесные диски, различные новомодные системы безопасности и систему Start&Stop. Но, как бы ни был хорош Mokka, ему уготована судьба догоняющего.
Напомним, что ранее в нише суперкомпактных кроссоверов успел закрепиться Nissan Juke. Впрочем, у европейского покупателя очень сильно развито чувство патриотизма, и этот фактор может уравнять шансы моделей.
Infiniti, Nissan
Как бы ни спорили журналисты между собой о путях развития сегмента экомобилей, положа руку на сердце следует признать, что кардинально нового в этой области пока никто ничего не сделал. Как и несколько лет назад, нам демонстрируют либо не адаптированный к городской инфраструктуре электрокар с ограниченным ходом, либо, что чаще, гибрид с литий-ионной батареей, электромотором и традиционным ДВС для раскрутки генератора. Другое дело, когда подобные экологичные установки монтируют на люксовые автомобили, производители которых никогда не скупились на топливо в погоне за комфортом и вожделенными «лошадьми». Что из этого получается, можно узнать на примере серийных Tesla, продаваемых с трудом поштучно. Впрочем, для производителя люксовых автомобилей – компании Infiniti – представленный в Женеве концепт Emerg-E, скорее, эксперимент с дизайном и курс на создание своего собственного гражданского спорт-кара, нежели работа над чистыми технологиями. Тем более что приводится в движение концепт обычной 402-сильной гибридной установкой, совмещающей электромоторы с рекуперативной системой и традиционный 1,2-литровый ДВС. А вот с точки зрения дизайна, машина весьма интересна и даст фору многим итальянским рисовальщикам. Подогревает интригу и тот факт, что это первая для компании Infiniti модель, которую самостоятельно разрабатывало ее британское отделение. Об этом же свидетельствует и расположенный справа руль.
Сам же Nissan привез на автошоу очередную интерпретацию на тему Juke и пару концептов: кроссовер Hi-Cross и компактный хечбек Invintation. Примечательно, что оба концепта, по словам представителей марки, в ближайшие год – два должны отправиться в серию и заменить собой часть моделей в производственной программе. Как ожидается, футуристичный Invintation, под капотом которого установлен новый экологичный бензиновый двигатель, сменит на конвейере серийный Note, а гибридный Hi-Cross в скором будущем придет на смену X-Trial.
Mitsubishi
Среди других японских автопроизводителей отличилась компания Mitsubishi, показавшая на выставке следующее поколение своего бестселлера Outlander. Стилистически машина получила более округлые формы и явно выраженную рельефную выштамповку кузова. Линия крыши при этом немного занижена на манер спортивных кроссоверов. В салоне появился двухзонный климат-контроль и куча мелочей для комфортной езды, например, система кругового видеообзора и регулируемый в нескольких плоскостях руль. К тому же, как обещают разработчики, благодаря новым шумоизолирующим материалам, в салоне теперь будет значительно тише. Еще есть третий ряд сидений, позволяющий брать на борт двух дополнительных пассажиров, умные фары и различные инновационные системы безопасности. До нас вряд ли доберется дизель, а вот бензиновый двухлитровый мотор с автоматической полноприводной трансмиссией имеет все шансы на успех.
Резюме
Женевский автосалон традиционно демонстрирует новейшие тенденции в развитии автомобильного рынка, технологии и дизайне. Большая часть из представленных на нем серийных моделей так или иначе доберется до шоурумов и наших дилеров. А вот увидеть интересные машины, демонстрирующие чистые технологии, нам вряд ли придется. Наши рынки пока не являются для экомобилей перспективными – это официальная точка зрения многих автопроизводителей. Дело тут даже не в дороговизне технологий, а в отсутствии весомых аргументов для покупателей. К примеру, европейский владелец экологически чистого транспорта имеет ряд преимуществ, начиная от налоговых льгот и материальной компенсации от муниципальных властей, заканчивая возможностью перемещения по полосам общественного транспорта и беспошлинного въезда в экологические и исторические районы городов.
В нашей же стране более насущные проблемы – топливо, дороги, остаточная стоимость после покупки. Тем не менее некоторые казахстанские дилеры экспериментируют с гибридами, пытаясь навязать их рынку, пускай даже и в качестве новомодного гаджета. Что же, очень может быть, что им это удастся, но массовых продаж экомобилей в нашей стране в обозримом будущем ожидать не стоит.
Текст: Владислав Кац (специально для журнала Pitstop)
Фотоматериал: автора, globusmediagroup и автопроизводителей