Выставка «24 часа Ле-Мана»
В рамках последнего Женевского автосалона мне посчастливилось побывать на уникальной выставке «24 часа Ле-Мана». Благодаря стараниям организаторов автосалона, «Западного автомобильного клуба» Франции ACO и официального хронометриста соревнования Rolex удалось собрать вместе 21 автомобиль из тех, что оставили яркий след в истории величайшей гонки в мире.
«24 часа Ле-Мана» – старейшая гонка на выносливость. Впервые клуб ACO (Automobile Club de l’Ouest) организовал ее в 1923 году. С тех пор круглосуточный марафон на кольцевой трассе Сарта, близ французского города Ле-Ман, проходит каждый год. Исключением были лишь 1936 год, когда гонку отменили из-за всеобщей забастовки, и период с 1940 по 1948 год.
Трасса Сарта длиной более 13600 м проложена в том числе и по дорогам общего пользования (их перекрывают на время соревнований). Самый известный ее отрезок – 6-километровая прямая Mulsanne, где гоночные автомобили развивают максимальную скорость – более 350 км/ч. В конце 80-х скорости были еще выше – около 400 км/ч, но из соображений безопасности прямик разбили на три части двумя шиканами.
24 часа бешеной скорости (средняя превышает 200 км/ч) и предельных нагрузок (за сутки болиды преодолевают более 5000 км, действующий рекорд 2010 года – 5410 км) являются жесточайшим испытанием для техники и пилотов. Вот почему в Ле-Мане так важны не только скорость, но и надежность и экономичность.
На выставке царила магическая атмосфера, которую не передать ни словами, ни фотоснимками. Это надо было видеть! Бесценные оригиналы из заводских музеев, Автомобильного музея Сарта, собрания ACO и частных коллекций – это и есть живой Ле-Ман. Гоночные машины отдают «кустарщиной», как и положено штучным изделиям ручной работы. Многие кажутся хрупкими, но это впечатление обманчиво. Все они очень разные: вычурные и элегантные, страшные и красивые, смешные и впечатляющие. Их объединяет чисто функциональный дизайн. Простой или сложный, но каждая деталь по делу. Чаще всего ле-мановские автомобили низенькие и широченные, с прикрытыми обтекателями незатейливыми прожекторами, крохотными «кабинами-колпаками» на манер истребителей с плексигласом вместо стекол, огромными воздухозаборниками, длиннющими хвостами, гигантскими антикрыльями и неприкрытыми сзади агрегатами начинки. Натуральное автомобильное порно в самом лучшем виде! У последних моделей углепластиковые кузова испещрены всевозможными каналами в погоне за максимальной аэродинамической эффективностью. Некоторые экземпляры после эпического круглосуточного марафона сохранены в аутентичном виде. Грязь, царапины и даже пробоины на них – словно шрамы и раны на телах вояк после боя. Классические машины, самой почтенной из которых 91 год, тоже в разном состоянии: от идеального, после реставрации, до потрепанного, с потрескавшейся от времени краской, вмятинами и погнутостями. Реликвии!
Уже скоро, 14-15 июня, «24 часа Ле-Мана» пройдут в 82-й раз, приковав внимание всего мира и 250000 зрителей на трибунах и вокруг трассы. А пока вашему вниманию волнующие автомобили-триумфаторы великой гонки.
Текст: Диаз Абылкасов,
Алматы – Женева – Алматы.
Фотоматериал автора.