В декабре председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алфёров на пресс-конференции в Алматы ознакомил собравшихся с предварительными итогами года в сфере автопроизводства и реализации автотранспорта.
По данным докладчика, за 11 месяцев 2016 года отечественными автопроизводителями было выпущено 10 125 автомобилей на сумму 61,5 млрд тенге, из этого числа легковых – 8157 единиц, грузовых – 1431 единица, автобусов – 174 единицы. В сравнении с показателями прошлого года результаты говорят о снижении по легковым машинам на 24,5%, автобусам – на 10,8% и о росте в производстве грузовиков на 8%.
Реализация легковых автомобилей официальными дилерами выглядит еще более скромно. Так, если за 11 месяцев 2015 года было продано 88,4 тыс., то за тот же период уходящего года удалось реализовать только 38,8 тыс. Налицо спад более чем вполовину – на 56%. На этом фоне социально-экономический вклад отрасли в ВВП страны за 11 месяцев 2016 года. составил 61,5 млрд тенге, налоговые поступления от производства и реализации автомобилей – 17,4 млрд тенге.
Понятно, что в силу принятых финансово-административных мер на лидерские позиции в продажах вышла продукция местной сборки. Предприятие «АЗИЯ АВТО» отгрузило дилерам 5859 автомобилей, отхватив 56,5% рынка сбыта отечественного легкового транспорта. «СарыаркаАвтоПром» отпустил в продажу 3063 ед., его доля – 29,5%. Третьим с большим количественным отрывом стал «Агромаш Холдинг» с 479 ед. и 4,6%.
Наиболее популярными марками легковых автомобилей казахстанской сборки Олег Алфёров назвал Lada (2507 ед.), Kia (2021) и Hyundai (1719). В разрезе этих брендов лидировали Lada 4×4 (1693 ед.), Kia Sportage (664 ед.) и Hyundai Elantra (899 ед.).
Председатель правления «КазАвтоПрома» отнес на счет успехов 2016 года открытие в январе второго транша льготного кредитования; запуск производства трех моделей LADA в июне; выпуск пробной партии электромобилей JAC в июле; пересмотр условий по льготному автокредитованию в октябре, когда был отменен первоначальный взнос и поднята до 15 млн тенге максимальная ценовая планка кредита; октябрьское вступление Казахстана в Международную ассоциацию автопроизводителей; старт программы утилизации в ноябре и декабрьский запуск производства седана Vesta, кроссовера XRay, универсала Largus и лифтбека Granta на заводе «АЗИЯ АВТО».
Кстати, на последнее из обозначенной выше череды событий в «КазАвтоПроме» возлагают особые надежды. Как ожидается, именно расширение линейки моделей массового спроса позволит казахстанским автопредприятиям оживить отрасль.
В Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) надежды на оздоровление отрасли связывают также с поэтапным снижением импортных пошлин в рамках тарифов ВТО и сертификатами, полученными потенциальными покупателями при сдаче старого автомобиля на утилизацию. Кроме того, в ассоциации уверены, что цены этого года на автомобили останутся такими же и в году грядущем.