Мотор-шоу, организованное на итальянской Конкорсо-д’Элеганза-Вилла-д’Эсте, порадовало публику демонстрацией мотоцикла BMW Motorrad Concept R18, названного альтернативой для времени, которое все чаще характеризуется быстрыми технологическими изменениями.
В этом творении слились воедино традиции и будущее, суть классики BMW Motorrad с современной эпохой. Глава баварской мотоциклетной компании доктор Маркус Шрамм описал концепт так: «С этим байком мечты BMW Motorrad представляет свою собственную версию эмоционального и аутентичного предложения в сегменте больших крейсеров».
BMW Motorrad Concept R18 демонстрирует, как прямая проекция оппозитного двигателя 1960-х годов может выглядеть сегодня в настоящем байке, олицетворяющем классические иконы дизайна, созданные этой компанией ранее.
Глава BMW Motorrad Design Эдгар Генрих развил мысль, выраженную доктором Шраммом: «Благодаря своей чистой эстетике открытый для обозрения Concept R18 воплощает для меня то, чем в действительности является мотоциклетный спорт. Все дело в том, чтобы чувствовать, вместо того чтобы думать, и не использовать технологии для самостоятельной постановки, вместо этого нужно дать пространство для воображения. Этот концептуальный байк затрагивает что-то в глубине души – вы просто хотите сесть на него и уехать. Но когда вы покидаете его, вы не просто ставите мотоцикл в гараж и уходите – вы снова оборачиваетесь, бросая на него прощальный взгляд».
Трудно не согласиться с тем, что BMW Motorrad Concept R18 – это сущность мотоцикла, байка в его оригинальной, естественной форме. Своей нестандартной стилистикой концепт прославляет искусство отбрасывать то, что не нужно, а затем концентрироваться на том, что осталось. Дизайнер концептуального мотоцикла Барт Янссен Гросбек признался: «Самая большая проблема в дизайне – сделать все видимым. Каждая часть имеет функциональное назначение. Мало кто осмелится пойти на такой абсолютно честный подход».
BMW Motorrad Concept R18 сразу узнаваем как настоящий BMW: двигатель-боксер, колыбельная рама, открытый карданный вал и каплевидный черный топливный бак с нанесенными вручную контрастными линиями. Все это – типичные черты дизайна классики BMW Motorrad. Сбалансированные классические пропорции напоминают BMW R5 и передают – даже на расстоянии – бесконечную красоту, которая возникает, когда вещи сводятся к их назначению в качестве предмета первой необходимости. Рама и бак концепта создают общую линию, идущую от руля к ступице заднего колеса, и сбоку формируют плавную элегантность. Большие спицевые колеса (спереди – 21 дюйм, сзади – 18 дюймов) обеспечивают надежную прочную стойку и идеально балансируют доминирующий в конструкции силовой агрегат. Шины мотоцикла являются еще одной ссылкой на историю: как и некогда его прототипы, концепт оснащен шинами Metzeler.
Сердцем BMW Motorrad Concept R18 является большой новый двухцилиндровый двигатель объемом 1800 кубических сантиметров. Его внешний вид намеренно напоминает плоские моторы, которые BMW Motorrad использовала до конца 1960-х годов. Однако в современной реплике двигатель имеет значительно больший рабочий объем и современную конструкцию системы воздушно-масляного охлаждения.
«Большой боксер» спроектирован с любовью к мелочам. Блок двигателя и трансмиссия изготовлены из алюминия, обработанного стеклянными шариками, что обеспечивает идеальную имитацию ручной шлифовки. Двигатель несет на себе название концептуального мотоцикла, а сдвоенные карбюраторы Solex – еще один отсыл к истории, визуально подчеркивающий аутентичность байка.
На мотоцикле нет кожухов, что позволяет четко видеть его конструкцию. Поэтому мы без труда замечаем еще одну яркую оптическую особенность, которой является хромированный вал, транслирующий крутящий момент от двигателя на заднее колесо. Электроника концептуального мотоцикла сводится не более чем к стартеру и лампам, подчеркивая пуристский дизайн.
BMW Motorrad Concept R18 несет в себе третью интерпретацию двигателя большой мощности от BMW Motorrad. В декабре прошлого года на Yokohama Hot Rod Show с новым прототипом двигателя была показана модель, созданная японскими настройщиками из Custom Works Zon. Она завоевала самую крупную награду мероприятия – «Лучший шоу-мотоцикл», восхитив поклонников байков своими классическими формами, современными методами производства и всевозможными видами ручного искусства и ремесла в деталях. Следующим этапом была интерпретация Revival Cycles. Мастера из Остина (штат Техас, США) создали впечатляющий мотоцикл Revival Birdcage – идеальную платформу для презентации двигателя Big Boxer. Специально разработанная титановая рама в этой модели обеспечила беспрепятственный обзор двигателя и привода со всех сторон. Этот вариант американского дизайна произвел фурор на прошлогодней выставке Handbuilt Show в Техасе.
Что касается цветового дизайна, то BMW Motorrad Concept R18 показывает себя в нем как абсолютная классика. Тема типична для BMW: белые, нанесенные вручную линии на вилке и топливном баке в сочетании с черным базовым цветом представляют традиционную цветовую тему BMW. Скромный эффект желто-золотого лака придает ярким двойным линиям неповторимый оттенок, а лакокрасочное покрытие черного бака и вилочных стержней создает необычную глубину в различных слоях лакокрасочного покрытия, когда солнечный свет попадает на эти крупные металлические детали.
Дизайн кожаного сиденья «Соло» с тиснением был заимствован из классики 1950-х годов. Переосмысленная, несколько более удобная форма и качественное тиснение идеально вписываются в общий лаконичный облик двухколесной машины. Консольная пружинная стойка встроена под сиденье. Графичность дизайна фар также напоминает 1950-е годы, а вот U-образная форма оригинальных компонентов стеклянной крышки фары теперь интерпретируется как элемент светодиодного освещения.
Каждая из этих деталей вносит свой вклад в уникальный характер концептуального мотоцикла и подчеркивает его общую идею. BMW Motorrad Concept R18 консолидирует традиционный и исторический язык дизайна с текущими функциональными возможностями.
Кроме демонстрации самого байка, специально для презентации на вилле Concorso d’Eleganza Villa d’Este была создана эксклюзивная куртка из конской кожи, воссоздающая эстетику давно минувших дней. Эта байкерская куртка имеет гладкую поверхность с небольшим количеством зерна, а защитные элементы встроены в нее почти незаметно.
В заключительной части презентации глава BMW Motorrad Design Эдгар Генрих сказал: «Для меня мотоциклы, такие как BMW Motorrad Concept R18, являются ответом на растущую потребность сообщества байкеров – вместо технологий основное внимание уделять упрощению, аутентичности и прозрачности. Я наблюдаю почти романтическое стремление к реальному машиностроению. Наша цель с этим концептуальным проектом состоит в том, чтобы удовлетворить данную потребность и сделать ее аналоговым утверждением в эпохе цифровых технологий. У нас богатая история культовых мотоциклов, и все они имеют одинаковые конструктивные характеристики. Мы считаем, что сегодня это может хорошо сочетаться с современными технологиями».
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал ©BMW