Специалисты компании Bosch недавно представили новую систему внутреннего контроля в автомобиле. В ней камеры и датчики вместе с искусственным интеллектом (AI) помогают предотвращать критические ситуации во время вождения, к которым приводит отвлечение внимания или микро-сон водителя.
Система, контролирующая ситуацию внутри салона, может быть запущена в производство в 2022 году и, скорее всего, станет стандартной функцией в новых автомобилях. Она будет следить за работоспособностью водителя, за его сосредоточенностью на дороге, за тем, чтобы были пристегнуты ремни безопасности.
В Bosch напомнили, что всего за три секунды, когда водитель смотрит в смартфон или засыпает, автомобиль на скорости 50 км/ч преодолевает 42 метра. С этим связан немалый риск – международные исследования проблемы констатируют следующий факт: каждый десятый несчастный случай на дороге связан с отвлечением внимания или сонливостью водителя.
Разработанная Bosch система с помощью камерой на рулевом колесе следит за движениями глаз и положением головы водителя. Анализирует ситуацию AI. Искусственный интеллект предупреждает об опасности, а в случае отсутствия реакции на предупреждение может автоматически снизить скорость транспортного средства.
Чтобы научить систему понимать, что на самом деле делает человек на водительском сидении, инженеры использовали интеллектуальные алгоритмы обработки изображений и машинное обучение. Электроника «обучалась» на реальных ситуациях, фиксируя положение век человека, изучая частоту моргания, наклоны головы и другие параметры. Разработчик поясняет, что информация, получаемая системой внутреннего контроля, оценивается только программным обеспечением, установленным в самом автомобиле. Данные не сохраняются и не передаются третьим лицам.
Новая разработка Bosch важна еще и потому, что в ближайшем будущем, когда автоматизированное управление автомобилями станет массовым, электроника в различных сложных или нестандартных ситуациях все равно будет время от времени передавать управление в руки водителя. Поэтому автомобиль должен иметь надежный инструмент определения адекватности человека, его готовности принять управление.
Впрочем, под присмотром системы окажется на только сидящий за рулем, электроника будет наблюдать за всеми пассажирами, чтобы они пристегнули ремни, не наклонялись далеко вперед или не складывали ноги на сиденье, расположенное рядом – подушки безопасности и натяжитель ремня безопасности не смогут должным образом защитить их в случае аварии. Система внутреннего контроля также сможет предотвратить срабатывание подушки безопасности, если в машине установлено детское сиденье. Предотвратит она и печальные инциденты с забытыми в автомобилях младенцами, отправив сообщение на телефон родителей.
Помимо этого камера, направленная на водителя, поможет автомобилю понять кто сел за руль и в соответствии с этим настроить различные профили комфорта – отрегулировать зеркало заднего вида, установить положение сидения и высоту рулевого колеса, настроить информационно-развлекательную систему в соответствии с личными предпочтениями пользователя. Поможет эта камера и в распознавании управляющих жестов и мимики.