Компания Robert Bosch выступила одним из координаторов исследовательского проекта 5G NetMobil, сутью которого является ряд коммуникационных решений, основанных на новой беспроводной технологии пятого поколения для сотовых сетей или Wi-Fi (ITS-G5). Эти решения, в частности, должны обеспечить постоянное подключение транспортных средств к навигации и придорожной инфраструктуре.
Проект в конечном итоге направлен на повышение эффективности и безопасности дорожного движения. Для его полноценной реализации требуется стабильная и надежная линия передачи данных, поэтому свыше полутора десятков научно-исследовательских учреждений, средних предприятий и крупных игроков в течение последних трех лет работали над решением этой проблемы. Министерство образования и науки Германии профинансировало этот исследовательский проект на 9,5 миллиона евро. Результаты работы позволяют говорить о том, что команда специалистов добилась значительных успехов.
Во многих дорожных ситуациях водителям практически невозможно увидеть все, что им нужно для абсолютно безопасного и безаварийного вождения. Радары, камеры и датчики – глаза и уши современных автомобилей, помогающие вовремя обнаруживать такие невидимые глазу препятствия, как пешеходы, пересекающие извилистые перекрестки, или транспортные средства, неожиданно появляющиеся из тупиков. Эти технические средства зорко следят за дорожной обстановкой вокруг автомобиля, но они не могут «видеть» за поворотами или за препятствиями. В этом случае выручает обмен данными между транспортными средствами в режиме реального времени и коммуницирование автомобилей с окружающим миром.
В проекте на основе 5G NetMobil разрабатывался такой инструмент обеспечения безопасности, как помощник на перекрестке, защищающий пешеходов и велосипедистов в так называемых слепых зонах. Обнаруживает препятствия камера, установленная на перекрестке. Она за несколько миллисекунд предупреждает приближающиеся транспортные средства и предотвращает аварию.
Еще один полезный инструмент, находящийся в разработке, так называемый взвод – группа коммерческих транспортных средств, двигающихся на очень небольшом расстоянии друг от друга с синхронизированным ускорением, торможением и рулевым управлением. Эта технология может продуктивно применяться и в сельском хозяйстве, и в других областях, использующих транспортные средства.
Проект предусматривает также интеллектуальное управление движением, которое позволит транспортным средствам следовать в волне зеленых огней светофоров и быстро направлять автомобили в городском потоке.
Совершенно очевидно, что для реализации стандартизированных крупномасштабных бизнес-моделей и решения ключевых проблем автомобильного движения связь в реальном времени должна быть отказоустойчивой, с высокими скоростями передачи данных.
Эксперты предусмотрели гибкую концепцию, обнаруживающую и реагирующую на изменения в работе сети и регулирующую подключенные функции вождения. Таким образом, например, расстояние между транспортными средствами в составе взвода может автоматически увеличиваться при снижении качества передачи данных.
Важным направлением исследования было разделение основной сотовой сети на отдельные виртуальные подсети (нарезка). Так, отдельная подсеть может быть зарезервирована для критически важных функций безопасности, таких как оповещение водителей о пешеходах на перекрестке. Передача данных для этой функции всегда будет включена. Другая дискретная виртуальная подсеть обеспечивает передачу потокового видео и обновляет дорожную карту. Эти операции могут быть временно приостановлены, когда скорость передачи данных падает.
Исследовательский проект также внес существенный вклад в гибридную связь, где более устойчивое соединение – технология сотовой сети либо Wi-Fi – используется для предотвращения сбоя канала передачи данных во время движения автомобиля. Информация, полученная в этом проекте, в настоящее время перетекает в глобальную стандартизацию инфраструктуры связи.
Текст: Михаил Логинов, фотоматериал BOSCH