И, что еще важнее, кто в нем будет работать? Такими непраздными вопросами задались специалисты британской страховой компании Direct Line Group. Чтобы удовлетворить любопытство, страховщики провели опрос.
В результате они получили такие данные: более четверти мужчин (26%) и почти пятая часть женщин (19%) хотели бы работать в автосервисе. Зато шесть человек из десяти (59%) такую перспективу отвергают напрочь.
Видимо, этот критичный дисбаланс связан с тем, что в представлении большинства граждан – как развитых, так и не очень – автосервис по-прежнему связывается с шумом, грязью и большими физическими нагрузками.
Тем временем в этой сфере в скором времени намечаются существенные перемены, которые, по мнению специалистов, кардинально изменят жизнь центров и станций технического обслуживания транспортных средств. Во-первых, мы уже сейчас, даже в Казахстане, в крупных городах, все реже встречаем «картинки», совсем недавно очень распространенные, когда автолюбитель пластается под своей любимой «ласточкой», усыпав окружающее пространство замасленными деталями. Автомобили становятся все сложнее, и лезть в них без специальных знаний и навыков просто не имеет смысла. Во-вторых, проектировщики автомобилей все больше используют в конструкциях крупные узлы, работа всех составляющих в которых тесно взаимосвязана и тонко настроена. В-третьих, в связи с все более точным устройством частей и механизмов автомобилей, в связи с тесным взаимодействием деталей эксперты сервиса все чаще рекомендуют комплексную замену, а производители запчастей выпускают ремонтные комплекты.
Технологичнее стала и диагностика автомобилей, не говоря уж о том, что некоторые транспортные средства уже сейчас могут сообщать своим владельцам о возникших неполадках или напоминать о необходимости планового обслуживания. Существует также технология, которая отправляет такие сообщения прямиком в сервисный центр, где благодаря этому могут заранее подготовиться к заезду на обслуживание, уже зная характер работ. В своей повседневной деятельности мастера СТО сейчас широко используют электронные сканеры и тестеры, специализированный инструмент и точные поверочные стенды.
Растет и общий уровень культуры обслуживания. Отдавать в ремонт современный автомобиль гаражному самоучке и прыгать вокруг ямы, окруженной масляными лужами, сейчас вряд ли кому придет в голову. Приятнее и разумнее провести время в комфортной зоне ожидания с телевидением и интернетом или перекусить в кафе, принадлежащем сервису.
К хорошему, как говорится, привыкают быстро. А ведущие эксперты отрасли тем временем обещают вскоре еще более захватывающие перспективы. Они предвидят появление в автосервисе голографических проекторов, роботов и сулят нам лабораторную чистоту в зонах обслуживания транспортных средств.
Специалисты Direct Line Group также узнали, что 17% респондентов считают работу в автосервисе делом напряженным и трудоемким, а почти каждая десятая женщина (9%) назвала такой труд «мужским делом». С первой из этих точек зрения, пожалуй, не поспоришь – автосервис, как и любое современное направление бизнеса, стремится к быстрой и четкой работе, лишенной непродуктивных временных и материальных расходов. Немалую роль здесь начали играть вопросы организации труда, систематизирование процессов, их унификация. А вот с тем, что ремонт машины – дело сугубо мужское, можно поспорить. Довольно стремительно уходят в прошлое операции, требующие лома и крепкого словца. Стали доступны инструменты, с помощью которых можно легко, просто и быстро демонтировать любые узлы и агрегаты автомобиля, переместить их в нужную зону, поднять на необходимую высоту и после ремонта установить на штатное место. С этим может справиться и женщина.
Кстати, мастер-классы и технические семинары, которые проводят в Казахстане представители крупных запчастных брендов, уже сейчас посещают представительницы прекрасного пола. Гендерный фактор в деятельности автосервиса вскоре станет малозначимым, зато возрастет значимость компетенций. Думается, уже сейчас уровень технических знаний продвинутого сервисмена сравним с тем, что знал ведущий инженер автосервиса прошлого века.
Да, в строительство и обслуживание автотранспорта приходят ранее недоступные технологии – из авиации, морской навигации и даже из космонавтики. Поэтому и на технических семинарах доводится слышать то, о чем еще вчера большинство и помыслить не могло. Например, совсем недавно в Алматы на одном из таких занятий по подвеске технический специалист Bilstein group Александр Сосновский продемонстрировал собравшимся частотомер для автомобильной диагностики. Метод частотного сканирования пришел к автомобилистам из авиации, где с его помощью уже сравнительно давно проводят проверку работы двигателя, различных агрегатов и узлов. Впрочем, тут уместно вспомнить и «дядю Васю», который мог на слух определить поломку.
Direct Line Group в содружестве с исследователями DG Cities по направлению «Умный город», со специалистами по автомобильной безопасности из компании Thatcham Research и с сотрудницами Женского инженерного общества постарались представить, что ждет автомобильный сервис к 2050 году.
Они представили, что в сияющие хирургической чистотой ярко освещенные мастерские пожаловали технологии дополненной реальности и голографические проекторы из фильмов «Железный человек» и «Звездные войны». Здесь при перемещении и регулировке транспортных средств стали применять робототехнику, а для получения запасных частей – 3D-печать. Конечно же, мастерские будущего тесно связаны интернет-общением и консалтинговым сервисом, а сами мастера на рабочих местах используют видеосвязь для общения между собой и с клиентами. В работе сервисных станций широко применяется лазерная сварка, мобильные электрические зарядные станции и компактные места хранения автомобилей, оборудованные лифтами. Такие центры невозможно себе представить без учебных аудиторий, в которых специалисты, как мужчины, так и женщины, будут оперативно актуализировать знания и умения в соответствии с прогрессирующими технологиями.
Излишне говорить, что проходить ремонт будет быстрее, ведь, согласно опросу Direct Line Group, более трети (35%) автовладельцев сейчас тяготятся ожиданием прибытия запчастей для ремонта. Впрочем, эксперты предполагают, что автомобили будущего к 2050 году смогут прибывать в сервисные центры самостоятельно, без владельцев, то есть в то время, когда хозяин машины в ней не нуждается. Скорее всего, появится немало СТО, работающих в ночное время.
В общем, своим небольшим исследованием специалисты хотели показать молодым людям, что в автосервисе будущего найдется применение самым разным инженерным специальностям и что людям из самых разных слоев общества стоит задуматься о карьере в этом секторе.
А исполнительный директор Женского инженерного общества Элизабет Доннелли в своем выступлении по поводу проекта заметила, что для начала карьеры в сфере автосервиса общество должно обеспечить соответствующее образование с самого раннего возраста. Элизабет подчеркнула направленность современных учебных программ на гендерные различия, поэтому, по ее мнению, в инженерном деле так мало женщин, хотя уже сейчас можно продвигать инжиниринг как захватывающую профессию для всех. А пока…
Пока почти у трети респондентов (29%) работа в автосервисе никак не ассоциируется с инженерным делом и высококвалифицированным трудом. У 38% женщин термин «автомобильный гараж» ассоциируется со словом «мужчина», в то время как 62% мужчин убеждены, что представительниц слабого пола стоит активнее приобщать к обслуживанию автомобиля и его ремонту.
Текст: Серик Туленов, графика: © Direct Line Group